РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО-ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО-ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

Ильдейкина Д.В. 1
1Ульяновский педагогический университет им. И.Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современных условиях социально-экономического и нравственного кризиса семья переживает большие трудности. В связи с этим происходит увеличение количества неблагополучных семей. В этих семьях все чаще проявляется смещение моральных ценностей и ориентации, растет бездуховность, снижается уровень психолого-педагогической подготовки родителей к воспитанию детей в семье, ответственность за них и их будущее. Именно поэтому очень важно социальному работнику в своей работе правильно подобрать модель и формы работы, которые помогут преодолеть трудности семей, находящихся в социально-опасном положении (далее СОП).

Как у студентки направления подготовки Социальная работа практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности проходила в областном государственном казенном учреждении социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Причал надежды» в г. Ульяновске - Центр по профилактике семейного неблагополучия». Во время практики нами изучен опыт работы данного учреждения с семьями, находящимися в СОП. Мы увидели, что специалисты используют такие основные формы работы с семьями, как лекции, консультирование семей, различные виды культурных, спортивных мероприятий, которые направлены на снижение психологического напряжения в семье, сближение, а также на профилактику семейного неблагополучия. Большое внимание на современном этапе уделяется инновационным формам работы с данной категорией граждан. Необходимость инновационных форм работы обусловлена тем, что современная жизнь с каждым годом все более развивается, вносятся какие-либо инновации, следовательно, социальная работа с семьями также должна идти в ногу со временем.

На основе анализа опыта социально-реабилитационного центра «Причал надежды», используемой литературы, теоретического обоснования условий, мы предлагаем рекомендации для укрепления детско-родительских отношений в семье посредством инновационных форм работы:

1. Танцевально-двигательная терапия «Флешмоб»;

2. Спортивная игра «Веселые старты»;

3. Интеллектуально-познавательная игра «Квест»;

4. Музыкотерапия в виде игры «Угадай мелодию»;

5. Песочная терапия.

Рассмотрим подробнее каждую их предложенных форм.

1. Танцевально-двигательная терапия

Внедрение флешмоба как формы работы с членами семьи. Данная форма поможет клиентам пережить, распознать и выразить свои чувства и конфликтыпосредством образов, воспоминаний и раскрытия личностных смыслов их жизненного опыта и переживаний, а также поможет раскрыть клиента с эмоциональной стороны. Через двигательное взаимодействие «флешмоб» поможет клиентам развить их самоосознавание, проработать эмоциональные зажимы, исследовать альтернативные модели поведения, получить более ясное восприятие себя и других, вызвать такие поведенческие изменения, которые приведут к более здоровому функционированию.

2. Спортивная игра «Веселые старты»

Одним из важных и действенных средств подъёма интереса к своим детям является широкое привлечение родителей к участию в разнообразных формах спортивно-оздоровительной работы, которая проводится с детьми. Участвуя в таких мероприятиях, родители смогут проводить время со своими детьми, получить радость и пользу от шумных игр и весёлых состязаний. Весёлая, здоровая атмосфера таких дней передаётся как взрослым, так и детям и способствует побуждению у родителей интереса к общению со своими детьми.

3. Интеллектуально-познавательная игра «Квест»

Квест – интеллектуальная игра, в которой участники должны искать предметы и решать головоломки, проходя определенные этапы.

Данный вид игры способствует полноценному развитию детей и взрослых, повышает самооценку всех членов семьи, позволяет расслабиться и снимает стресс, а также сближает родных друг с другом и является средством обучения. Результатом «квеста» становится масса положительных эмоций и мощный заряд позитива и бодрости, а также налаживание отношений и взаимопонимания между детьми и родителями.

4. Музыкотерапия в виде игры «Угадай мелодию»

Музыкальная терапия – это особая форма работы с детьми и родителями с использованием средств музыкального воздействия. Музыкотерапия дает возможность преодолевать негативные установки, улучшать эмоциональное состояние членов семьи. Это метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от мелодии, ее ритмической основы и исполнения, музыка может оказывать самые разнообразные эффекты – от индивидуального ощущения внутренней гармонии и духовного очищения до неуправляемого агрессивного поведения. Вследствие этого, нужно правильно подбирать репертуар для музыкальной игры.

5. Песочная терапия

Песочная терапия – один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ помогает общаться с миром и самим собой, помогает снять внутреннее напряжение, воплощать его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия также даёт возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира. С помощью песочной терапии появляется возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия.

Создавая с помощью родителей свой мир на песке, ребенок чувствует себя волшебником: он не боится что-то менять, ломать старое или строить новое. Благодаря данной терапии между родителем и ребенком возникают доверительные отношения, которые способствуют установлению благоприятного климата в семье.

Грамотно используя и находя разумное применение разработанным в данной статье рекомендациям, есть возможность реально укрепить детско-родительские отношения в семьях, находящихся в СОП. Многие из предложенных рекомендаций можно взять за основу создания семейных традиций, что так же продолжительное время благоприятно будет влиять на взаимоотношения в семье.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Антропова, Ю. В. Поддержка семейных ценностей/ Ю.В.Антропова// Социальная защита. – 2007. - №2. – С.27-33.

  2. Герасимова, Е. Социальная поддержка семьи: ресурсы микрополитического подхода/ Е.Герасимова, Т.Черняева // Власть. – 2011. - №2. – С. 101-105.

  3. Курбатов, В.И. Социальная работа / В.И. Курбатова.– М.:Дашков и К, 2006. – 480 с.

  4. Холостова Е.И. Глоссарий социальной работы. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 200с.

  5. Холостова, Е.И. Социальная работа с семьей / Е.И.Холостова. – М.: Дашков и К, 2007. – 212с.

Просмотров работы: 555