ТЕМА ВРАНЬЯ В САТИРИЧЕСКОМ РАССКАЗЕ М. М. ЗОЩЕНКО «НЕ НАДО ВРАТЬ». - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ТЕМА ВРАНЬЯ В САТИРИЧЕСКОМ РАССКАЗЕ М. М. ЗОЩЕНКО «НЕ НАДО ВРАТЬ».

Астафьева А.В. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В своей статье я хочу познакомить вас с произведением русского советского писателя Михаила Михайловича Зощенко «Не надо врать». Михаил Михайлович Зощенко - русский, советский писатель, драматург. Автор, будучи уже взрослым человеком, в своих рассказах описывает юмористичекие эпизоды своего детства. Его сатирические рассказы направлены против любых человеческих пороков, например, таких как: невежества, мещанского себялюбия, жестокости, лжи. Произведения Зощенко в настоящее время очень популярны, их печатают во многих учебных пособиях и христоматиях.

Я познакомлю вас с одним из рассказов цикла «Леля и Минька» под названием «Не надо врать». Данное произведение представлено в программе «Перспектива», учебнике «Литературное чтение» 3 класса, авторами которого являются Л.Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий.[1]

В рассказе ярко выражена тема вранья. Из-за насмешек своих одноклассников Минька не выучил стихотворение, которое задала ему учительница. На следующий день она его начала спрашивать, но он перепутал слова, которые ему подсказывали мальчишки. Поэтому ему поставили единицу в дневник. Лелька - старшая сестра, сказала, что ему не подарят теперь фотографический аппаратик. Поэтому мальчик пошел на обман. Первый дневник он потерял на скамейке, второй он забросил за школьный шкаф, а третий они заклеили вместе с сестрой.

Конфликт в данном рассказе состоит во внутренних переживаниях мальчика. Минька не хотел врать о своей оценке, в первый раз он не специально потерял дневник, а случайно. А дальше он просто боялся, что не получит на день рождение желанный подарок.

Главный проблемный вопрос рассказа, который ставит автор: «Врать или не врать?» И автор очень точно дает нам ответ на этот вопрос. К ним пришла женщина, которая принесла первый дневник главного персонажа. И папа увидел оценку сына, которую он так тщательно скрывал. Он не стал кричать на сына, а просто сказал, что «не было на свете случая, чтоб что-нибудь из вранья осталось неизвестным».[2] Миньке становится очень стыдно, и он сознался во всем, что случилось. Папа обрадовался, что сын сказал ему правду и пообещал купить ему фотоаппаратик.

Рассказ начинается с экспозиции. Герой рассказывает, как он начал учиться в гимназии. Из этого мы узнаем, что главный герой, и есть сам рассказчик. Зощенко начинает произведение с рассказа как он поступил в гимназию, в подготовительный класс. И как тогда учителя ставили отметки. Мы узнаем, что главный герой не знал ни чего о гимназии и первые три месяца «ходил как в тумане». Завязка заключается в том, что мальчик получает единицу за невыученное стихотворение. Герой рассказывает сестре про свою проблему, и она советует соврать родителям и спрятать эту оценку. Минька приходит в парк и теряет свой дневник на скамейке, о чем позже сообщает своему папе дома. Кульминация рассказа начинается с момента, когда к ним приходит женщина, которая приносит первый дневник Миньки. «И когда папа рассматривал мой дневник, на лестнице вдруг кто-то позвонил.

Пришла какая-то женщина и сказала:

На днях я гуляла в городском саду и там на скамейке нашла дневник. По фамилии я узнала адрес и вот принесла его вам, чтобы вы сказали, не потерял ли этот дневник ваш сын.

Папа посмотрел дневник и, увидев там единицу, всё понял.

Он не стал на меня кричать. Он только тихо сказал:

Люди, которые идут на враньё и обман, смешны и комичны, потому что рано или поздно их враньё всегда обнаружится. И не было на свете случая, чтоб что-нибудь из вранья осталось неизвестным». [2]Далее происходит развязка сюжета: приходит Минькина учительница, которая нашла за шкафом второй дневник и рассказывает об этом его отцу. «И вот вечером, когда мы ложились спать, неожиданно раздался звонок.

Это к папе пришёл мой учитель. И сказал ему:

Сегодня у нас в классе была уборка, и за книжным шкафом мы нашли дневник вашего сына. Как вам нравится этот маленький врун и обманщик, бросивший свой дневник, с тем чтобы вы его не увидели?

Папа сказал:

Об этом дневнике я уже лично слышал от моего сына. Он сам признался мне в этом поступке. Так что нет причин думать, что мой сын неисправимый врун и обманщик.

Учитель сказал папе:

Ах, вот как. Вы уже знаете об этом. В таком случае — это недоразумение. Извините. Спокойной ночи».[2] Папа оправдывает своего сына перед учителем в том, что он не врун. И здесь мы понимаем, что родители у них любящие и заботливые. Минька услышав слова отца, заплакал в постели и дал обещание никогда больше не врать.

В рассказе мы знакомимся с главным героем Минькой и его сестрой Лелей. Портрет героев динамический, так как в произведении конкретного описания внешности не дано, она складывается из разбросанных деталей по всему тексту. Минька - маленький беззащитный мальчик, которого обижают одноклассники, что подтверждается словами автора «мальчики, которые сидели позади, то шлёпали меня книгой по затылку, то мазали мне ухо чернилами, то дёргали меня за волосы и, когда я от неожиданности вскакивал — подкладывали под меня карандаш или вставочку. И по этой причине я сидел в классе перепуганный и даже обалдевший и всё время прислушивался, что ещё замыслили против меня сидевшие позади мальчики». [2] Лелька же является подстрекателем Миньки, это она дает ему совет спрятать плохую оценку от родителей. Минька здесь же выступает, как ее послушный ученик. Но в конце рассказа, мы видим, что автор запомнил эту историю на всю жизнь и с тех пор всегда говорит правду, хотя «это иногда бывает очень трудно». На всем протяжении рассказа мы понимаем, что Леля – старшая сестра Митьки, которая является завсегдатой проказницей и хитрюгой. В конце рассказа Леля ошибочно решив, что за плохие оценки теперь получают вознаграждение, решила тоже попытать удачу. Но как бы, не так отец наказал ее и отправил учить физику. По этому поступку видно, что Леля была хитрой, но глупенькой девочкой. Но винить детей за эти поступки не хочется, автор пишет о них с любовью и трепетом.

Рассказы Михаила Зощенко очень актуальны в наше время. Они «пропитаны» добром и верой в хорошее, чего сейчас очень мало на свете. В действительности можно встретить таких людей рядом с собой или внутри себя, ведь кто из нас в детстве не проказничал, как и эти ребята?

Цикл рассказов «Леля и Минька» — одно из лучших произведений Зощенко. Произведения цикла так же объединены темой любви. Подарки, в них, олицетворяют знак любви и внимания родителей. Так и в рассказе, с которым я вас познакомила, фотоаппарат играет важную роль как знак внимания и любви. Из-за этого предмета и случилась вся комичная история Миньки и Лельки. В этих рассказах Зощенко обращается к основным нравствен­ным вопросам так, чтобы они были наполнены смыслом и для взрослых, и для юных читателей.

Список литературы:

1. Климанова Л.Ф. Литературное чтение / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская – М.: Просвещение, 2011. — 20 с.

2. [Электронный ресурс], 2011 - 2012 Проект «Все сказки» :http://vseskazki.su/rasskazi-zoschenko/ne-nado-vrat.html (Дата обращения: 20.01.2017).

Просмотров работы: 3102