ВЫРАБОТКА ДИКЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВЫРАБОТКА ДИКЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Гончарова И.В. 1
1Старооскольский филиал «Белгородского государственного национального исследовательского университета»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Особенности овладения детьми произношением звуков родного языка свидетельствует о том, что дошкольный возраст - это время энергичного развития речи, и в частности её звуковой стороны.

Характерной особенностью усвоения звуков в начальный период является неустойчивость артикуляции при их произношении.

Как показали исследования А. Н. Гвоздева, С. Н. Карповой, Ф. А. Сохина и др., дети очень рано начинают ориентироваться на норму произношения, принятую в данном обществе. Ярким примером этого является контролирование ребенком как своей, так и чужой речи. Критически оценивая речь других, дошкольник тем самым утверждается в нормах родного языка.

В дошкольном возрасте норма произношения все больше выступает перед ребенком в своей социальной сути как характерная черта вербального общения взрослых, как признак взрослости. В тоже время он отделяет «детское » произношение от обычного правильного произношения взрослых как не соответствующее принятой и используемой взрослыми норме. Поэтому ребенок с осуждением относиться к воспроизведению взрослыми «детского» произношения.

В старшем дошкольном возрасте заканчивается процесс овладения звуками родного языка. Большинство детей правильно произносят в артикуляционном отношении звуки (шипящие, а также звуки «л», «р», «рь»), многосложные слова, слова со стечением нескольких согласных. В произношении слов все реже допускаются орфоэпические ошибки. Дети хорошо отличают на слух по звуку, где находиться предмет, выделяют в словах знакомые звуки, пользуются умеренной громкостью голоса, могут ускорять или замедлять скорость своего высказывания. Продолжительность выдоха удлиняется до 8 секунд.

Вместе с тем у многих детей отмечается не совсем правильная расстановка ударений, проглатывание окончаний слов, смешивание твердых и мягких согласных, свистящих, шипящих внутри группы: «с» и «з», «с» и «ц», «ш» и «щ», «ч» и «щ», «с» и «ш», «з» и «ж», некоторые дошкольники невнятно произносят слова.

Особенности овладения детьми звукопроизношением во многом объясняются анатомо-физиологическими особенностями и прежде всего речедвигательного аппарата. К дошкольному возрасту он вполне сформирован, однако центральный аппарат речи, находящийся в коре головного мозга, ещё недостаточно функционирует, голосовые связки короче, чем у взрослого, гортань почти вдвое короче, движения органов речевой артикуляции (мягкое нёбо, язык с нёбным сводом и зубной системой, губы и нижняя челюсть) недостаточно развиты, слабо координированы, язык заполняет большую часть ротовой полости, он оттянут назад и мало продвигается вперед, губы смыкаются слабо, мягкое нёбо мало поднимается. Вместе с тем мышцы речевого аппарата более эластичны и сокращаются медленнее, что благоприятствуют раннему формированию звукопроизношения. Это уменьшает утомление, в силу чего, несмотря на слабость мышц, движения отличаются известной легкостью и свободой.

У дошкольников отмечается также несовершенство речевого дыхания, которое призвано обеспечивать нормальное голосообразование, способность изменять силу звучания, верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять её громкость. У детей наблюдается слабость дыхательной мускулатуры, малый объем легких, вдох с резким поднятием плеч, неустойчивость направления и слабость силы выдувной струи воздуха.

Несмотря на то, что фонематический слух к старшему дошкольному возрасту достигает совершенства, тем не менее, он ещё недостаточно развит. Недостаточно развито и взаимодействие слухового и речедвигательного анализаторов, а для процесса усвоения звуковой стороны языка, как подчеркивают исследователи, необходима связь между ощущениями вызываемыми сокращением мышц речевого аппарата, слуховыми ощущениями от звуков, произносимых самим человеком, и зрительными ощущениями от восприятия артикуляции говорящего.

Для четкого произношения звука необходимо правильное положение и движение органов артикуляции. Задача воспитателя - развить у детей подвижность языка, регуляцию движений челюсти. Решается она одновременно с формированием звукопроизношения.

Если у ребенка овладение произношением звуков идет нормально, то и тогда специальная работа по звукопроизношению и дикции необходима.

Специальные двигательные упражнения для мышц речевого аппарата необходимы так же, как общая гимнастика необходима для нормального развития организма. Поэтому работа по звукопроизношению и дикции не должна рассматриваться в детском саду как логопедическая. Её следует проводить со всеми детьми не только с теми, которые имеют какие – нибудь отклонения в произношении звуков.

Формирование звукопроизношения осуществляется в три этапа: 1) подготовка артикуляционного аппарата; 2) уточнение произношения изолированного звука; 3) закрепление звука в слогах, словах и фразовой речи. Все эти три этапа могут осуществляться на одном занятии, или на двух с перерывом в 1- 5 дней.

Овладение детьми правильным звукопроизношением заключается в

1. В показе и объяснении артикуляции звука, многократное произнесение звука с педагогом

2. Произношение изолированного звука детьми с одновременным упражнением в речевом дыхании (длительность выдоха) и выразительность речи.

3. Проговаривание детьми слогов, звукоподражаний с воспроизведением изменяющихся силы, высоты голоса, темпа речи.

4. Упражнение в произношении звука в словах и фразовой речи: шутки – чистоговорки, инсценировка рассказов, дидактические и подвижные игры с речитативом, чтение стихотворений.

Как видно овладение правильным произношением заключается в многократном повторении одного звука. Следовательно, воспитатель должен обеспечивать интерес детей к занятиям, разнообразя методы обучения и речевой материал, включая артикуляционные и дикционные упражнения. Кроме того нужно стремиться к максимальной речевой активности детей, к живому темпу и высокой плотности занятия.

Овладение правильным звукопроизношением зависит не только от анатомо-физиологических особенностей, но и от особенностей психики ребенка: от состояния внимания, памяти, от слуховой и зрительной выдержки.

Благоприятным условием для развития правильного звукопроизношения является спокойная обстановка в детском саду, не допускающая резкого шума, громкого разговора, крика, которые не только возбуждают и утомляют детей, но заставляют их напрягать свой голос, снижают остроту слуха. Поэтому педагоги должны не только предоставлять детям образец совершенной речи, но и проявлять большую заботу о физическом состоянии самого ребенка, об охране его органов чувств и нервной системы.

Формирование звукопроизношения тесно связано с выработкой хорошей дикции. Известно, что у многих дошкольников наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти, из – за чего у ребенка недостаточно открывается рот, и нерасчлененно звучат гласные. Четкость же произношения слов зависит в первую очередь от правильного произношения гласных, а затем от энергичного тонуса и точной координации движений речедвигательного аппарата при образовании согласных звуков.

Аппарат дикции значительно легче формируется возрасте четырех – пяти лет, когда дети учатся делать активные правильные движения губами, открывать рот в процессе речи. В старшем возрасте бывает значительно труднее приучить к хорошей дикции ребенка с малоподвижными губами, который говорит сквозь зубы, поскольку нужно устранить уже сложившийся неправильный двигательный речевой навык.

Для совершенствования дикции используются чисто – и скороговорки. Чистоговорка – это ритмичный речевой материал, содержащий сложное сочетание звуков, слогов, слов, трудных для произношения. Скороговорка – труднопроизносимая ритмичная фраза или несколько рифмующихся фраз с часто встречающимися одинаковыми звуками. Скороговорки, а также более сложные чистоговорки используются в старших группах. Например, полезны чистоговорки, построенные на дифференциации звуков: «Собака Том сторожит дом», «Цу – чу – цу – чу – чу, не ракете я лечу».

Цель использования скороговорки – тренировка дикционного аппарата – определяет методику преподнесения её детям на занятиях. Новую скороговорку воспитатель произносит наизусть в замедленном темпе, отчетливо, выделяя часто встречающиеся звуки. Читает её несколько раз негромко, ритмично, с немного приглушенными интонациями. Он может поставить перед детьми учебную задачу – послушать и посмотреть внимательно, как произносится скороговорка, постараться её запомнить, поучиться говорить её очень отчетливо. Затем дети самостоятельно вполголоса проговаривают её.

Для повторения скороговорки педагог сначала вызывает детей с хорошей памятью и дикцией. Перед ответом повторяет указание: говорит медленно и четко. После индивидуальных проговариваний скороговорка произносится хором: всей группой, по рядам, небольшими подгруппами, а затем вновь отдельными детьми с самим воспитателем.

На повторных занятиях со скороговорками или, если текст легкий и дети сразу им овладели, можно разнообразить задания: предложить произнести скороговорку громче или тише, не меняя темпа, а когда она уже правильно заучена всеми детьми, можно менять и темп. Если скороговорка состоит из нескольких фраз, её интересно повторять по ролям – подгруппами, например:

Первая подгруппа: Расскажите про покупки!

Вторая подгруппа: Про какие про покупки?

Все вместе: Про покупки, про покупки, про покупочки мои!

Все эти приемы активизируют детей, развивают у них произвольное внимание. При повторении скороговорок детей следует периодически вызывать к воспитателю, чтобы остальные дети видели артикуляцию и мимику. Оценивая ответ, педагог должен указать на степень отчетливости произношения, иногда обратить внимание детей на правильность движений губ ребенка.

Таким образом, работа по выработке у детей старшего дошкольного возраста осуществляется с привлечением различных методов и приемов обучения детей в специально организованной и в свободной деятельности детей.

Просмотров работы: 284