ТЕМА ПРИРОДЫ В ПОЭЗИИ С. А. ЕСЕНИНА. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ТЕМА ПРИРОДЫ В ПОЭЗИИ С. А. ЕСЕНИНА.

Астафьева А.В. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сергей Александрович Есенин - русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и лирики, а в более позднем периоде творчества - имажинизма. Раннее творчество поэта посвящено красоте родной природы, так как детство писателя прошли в живописном селе, где автор учился понимать окружающий мир и ценить каждую мелочь в его изменениях. Есенин в своих произведениях рисовал яркий и красочный мир природы, а перед читателями появляются живые образы растений, природы и животных.

Я хочу познакомить вас с одним из прекрасных стихотворений Есенина «Черёмуха», созданное поэтом в 1915 году. Произведение изучается в 1-ом классе и помещено в учебник «Литературное чтение» часть 2, составителями которого являются Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий, по программе «Перспектива». Писатель говорил, что весна – это его любимое время года, поэтому в его творчестве этот период олицетворяет пробуждение души от «зимней спячки», возрождение новых надежд и чувств. Поэтому с первых строк стихотворения мы ощущаем красоту весеннего расцвета природы, который наполнен разнообразным звучанием и светом.

Стихотворение Сергея Александровича относится к лирическому литературному роду, и жанр произведения относится к пейзажной лирике. Когда читаешь это произведение, хочется оказаться под этой черемухой, слышать рядом с собой журчание «серебряного ручейка». Ощущение свободы не покидает на протяжении всего стихотворения. Хочется представить, что этой черемухой можешь быть ты, хочется так же проснуться от «зимнего сна».

Главной героиней этого стихотворения стала черемуха. Автор не просто изображает растение и окружающую природу, как сделал бы это любой художник, а оживляет каждую мелочь этой маленькой сюжетной сценки. Он изображает растение, как красавицу – девушку, которая распускается, как цветок, в весеннюю пору.

«Черемуха душистая С весною расцвела И ветки золотистые, Что кудри, завила»

Есенин раскрывает нежные взаимоотношения черемухи с ручейком. Ручей не только пропитывает водой корни растения, но и как бы общается с черемухой, напевая ей свою «журчащую» песенку. Таким образом, в стихотворении появляется не только образ красавицы – черемухи, но и образ заботливого и игривого ручейка.

«Ручей волной гремучею Все ветки обдает И вкрадчиво под кручею Ей песенки поет»

Так же автор описывает зелень под черемухой, которая спряталась под ее корой и блестит капельками росы. Она представляется нам маленькой девочкой, которая сидит рядом со своей мамой, и она так же красива в своем серебре.

«Под нею зелень пряная Сияет в серебре»

Сюжет произведения заключается в описании того, как просыпается ото сна природа, поэтому он прост и понятен для младших школьников. Автор описывает период ранней весны, когда только сходит снег, на деревьях и растениях появляются первые признаки жизни, и начинают бежать ручейки.

В стихотворении нет никаких трагических моментов, которые заставили бы читателя переживать. Автор как бы отвлекает нас от окружающей нас бытовой суеты и помогает увидеть чудесные маленькие моменты, которые происходят в самый замечательный период года - весной.

Стихотворение не разделено на четверостишья, хотя условно его можно поделить на пять строф по четыре строчки. Произведение написано двустопным ямбом. Стихотворная рифма – перекрестная, и такая рифма удобна для заучивания наизусть детям. В произведении рифмуются вторая и четвёртая строчки, первая и третья. Такой строй лучше и четче передает эмоции и чувства поэта.

В таком небольшом стихотворении множество художественных средств, которые использует поэт. Например, эпитеты - «душистая», «золотистая», чтобы красочно изобразить красоту черемухи ранней весной, а так же - «медвяная», «пряная» и «сияет в серебре», для изображения зелени и росы, которые окружали черемуху. В произведении автор так же использует олицетворения: «черёмуха завила» и «сползает, будто роса намеренно медленно сползает по коре, а не просто стекает по ней», где черемуха предстает прелестной девицей, а роса олицетворяется ползущей змеей.

После прочтения стихотворения Есенина остается прекрасное ощущение красоты природы, ему удается отвлечь нас от повседневных забот хотя бы на минутку и погрузить нас в свой мир, позволил нам увидеть то, что он сам видел перед собой. Так же он передает нам свое вдохновение, после которого хочется остановиться и посмотреть мир глазами поэта. Хочется все бросить и оказаться в этом потрясающем месте, или же оказаться этой черемухой и наслаждаться таким пробуждением от зимы.

Произведение Сергея Александровича актуально во все времена и поколения. В данное время редко кто может отвлечься от постоянной суеты и заметить те мелочи, которые происходят вокруг нас. И именно стихотворение Есенина может дать возможность заметить красоту природы в такое чудесное время, как весна.

Я думаю, что такие произведения просто необходимо изучать в школе. Они развивают в ребятах чувство прекрасного и учат видеть это в любой окружающей их мелочи. А главное они учат беречь и любить природу.

Список литературы:

1. Есенин Сергей Александрович [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://sergey-esenin.su/?page_id=69 (27.01.2017)

2. Стихи поэтов XIX-XX веков [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/esenin338.html (27.01.2017)

Просмотров работы: 546