ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ СЦЕНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ В КРУЖКЕ ЭСТРАДНОГО ПЕНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ СЦЕНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ В КРУЖКЕ ЭСТРАДНОГО ПЕНИЯ

Голубева Н.А. 1
1Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е.Евсевьева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Эстрадное пение является, пожалуй, одним из самых популярных направлений музыкального искусства. Такая популярность связана с тем, что эстрадная музыка наиболее легка для слушательского восприятия, в силу чего может быть доступна по содержанию широкой массовой аудитории. Неслучайно, при выборе для себя характера музыкальной деятельности выбирает именно исполнение эстрадных песен, ведь они зрелищны, позволяют достаточно быстро достичь каких-либо успехов в своей творческой реализации. Вместе с тем, эти внешняя простота и легкость эстрадной музыки – лишь кажущиеся. Становление юного эстрадного певца в плане серьезной, профессионально ориентированной подготовки – это по-настоящему сложный и трудоемкий, охватывающий как овладение техническими аспектами эстрадного пения, так процесс развития личности обучающегося как субъекта искусства.

На сегодняшний день овладение подрастающим поколением эстрадным пением осуществляется в различных формах: в рамках детских музыкальных школ и школ искусств как одно из направлений их образовательной деятельности, студий, сезонных школ, циклов специалистами мастер-классов. Одной из наиболее распространенных форм обучения школьников эстрадному вокалу является кружок. Он представляет собой традиционную форму добровольного объединения детей в системе дополнительного образования, направленную на расширение и углубление предметных знаний, приобщающую детей к разнообразным социокультурным видам деятельности и расширяющую их коммуникативный опыт.

Ведущей целью обучения эстрадному пению в кружке является формирование вокальной культуры исполнения, воспитание в юных певцах посредством музыки эстрадных жанров готовности воспринимать и транслировать художественные образы. В контексте данной цели весьма важное значение имеет задача овладения обучающимися сценической культурой, которая подразумевает совокупность поведенческих мер и психологических установок исполнителя, которые способствуют реализации основной задачи выступления на сцене – приобщения к искусству массового зрителя. Ее важность определяется спецификой эстрадной песни, в которой за короткий период ее звучания надо передать настроение, раскрыть характер, полноценно выразить образ. Это предъявляет достаточно серьезные требования к исполнителю. Ведь любая песня как концертный номер имеет определенную художественно-образную драматургию, что требует проработки ее сценического и даже хореографического аспектов воплощения. Таким образом, публичное выступление на эстраде – результат напряженного творческого труда, в котором актуализируются различные свойства личности исполнителя, его воля, интеллект, глубина эмоций, творческая фантазия. Соответственно, в процессе преподавания эстрадного пения учащиеся должны освоить необходимые знания о поведении на сцене, коммуникации с публикой в процессе исполнения с целью наиболее полноценного воздействия на публику.

К сожалению, в практике преподавания эстрадного вокала в кружках педагоги зачастую ставят в приоритет лишь постановку голоса, развитие вокальной техники, но не обращают достаточного внимания на одну из важных составляющих обучения эстрадному вокалу – сценическое воплощение эстрадно-вокального номера. Это выражается в стихийности, неорганизованости, методической неосмыленности процесса формирования готовности обучающегося к сценическому выступлению, которое было бы адекватным содержанию исполняемого произведения, эстетически выверенным, направленным на полноценную художественную коммуникацию со слушателем. Недооценка важности целенаправленной и систематической работы по формированию у юных эстрадных исполнителей сценической культуры, актуализирующей личностную и поведенческую сферы личности растущего человека, недостаточная разработанность системы педагогических условий и определяет актуальность заявленной проблемы.

Для решения названной проблемы мы осуществили исследование, целью которогоявилось теоретическое и методическое обоснование формирования сценической культуры у школьников в процессе занятий в кружке эстрадного вокала. Данный цель конкретизировалась в следующих задачах:

1. Анализ научной литературы по избранной научной проблеме с целью выявления сущности и структуры сценической культуры музыканта.

2. Выявление методических ориентиров формирования сценической культуры у школьников в процессе занятий в кружке эстрадного вокала.

3. Осуществление опытно-экспериментальное исследования на предмет выявления эффективности предложенных методических ориентиров по формированию сценической культуры у школьников в процессе занятий в кружке эстрадного вокала.

4. Разработка методических рекомендаций по формированию сценической культуры у школьников в процессе занятий в кружке эстрадного вокала.

Была разработана гипотеза исследования,состоящая в том, что процесс формирования сценической культуры у школьников в процессе занятий в кружке эстрадного вокала будет успешным, если:

– сценическая культура будет пониматься как качество личности, обеспечивающее успешность музыкального развития школьника, выражающегося в глубоком понимании исполняемой музыки, направленности на успешную реализацию музыкально-коммуникативных потребностей в значимом социокультурном пространстве, становлении его как субъекта культуры;

– в практике работы будут реализованы методические ориентиры, актуализирующие личностные и поведенческие характеристики сценической культуры обучающихся эстрадному вокалу;

– работа по формированию сценической культуры будет целенаправленно организованной, проходить планомерно и систематически.

В процессе решения вышеназванных задач были сделаны теоретические и практические выводы.

Сценическая культура исполнителя является предметом исследования в искусствознании, психологии художественной деятельности, педагогике музыкального образования. Само понятие «сценическая культура» понимается как личностное качество исполнителя, обеспечивающее реализацию художественного содержания произведения искусства в процессе его исполнения на сцене с целью решения задачи приобщения к искусству массового зрителя. Она представляет собой комплекс личностно-значимых качеств, которые проявляются в процессе творческой по характеру музыкально-исполнительской деятельности и способствуют раскрытию степени освоения исполнителем художественно-образного содержания музыкального произведения, представляющего собой объект общественного музыкального сознания.

К личностно значимым качествам относятся психологические качества личности и его поведенческие характеристики, способствующие успешности сценической деятельности исполнителя в области эстрадного вокала.

К важным психологическим качествам вокалиста-исполнителя в области эстрадного искусства относятся:

– эмоциональность;

– высокая самооценка;

– наличие самоконтроля и саморегуляции;

– развитые творческое воображение, способность к фантазии.

Поведенческие характеристики исполнителя-вокалиста связаны с особенностями его поведения, проявляющимися на сцене. Они отличаются относительной устойчивостью и постоянством проявления и рассматриваются как склонность человека вести себя определенным образом в разнообразных ситуациях. К положительным поведенческим характеристикам относятся:

– развитые коммуникативные качества;

– способность к быстрой адаптации к изменяющейся ситуации;

– способность к следованию высоким образцам эстрадно-вокального исполнительства;

– наличие выраженного желания выступать перед публикой;

– склонность к импровизации;

– владение комплексом сценических действий в совокупности телодвижений, жеста, мимики.

Данные компоненты сценической культуры, по нашему мнению, могут успешно формироваться при актуализации следующих методических ориентиров занятий в кружке эстрадного пения:

– привитие ученику общей и художественной культуры, развитие наблюдательности в жизни, воспитание социально ориентированного сознания, этичности в поведении, эстетичности в формировании внешнего облика;

– развитие мотивационно-потребностных сторон личности, связанных с формированием стремления к сценическому выступлению;

– сознательное отношение к работе над эстрадным вокальным произведением с целью открытия его эстетической и познавательной ценности;

– овладение арсеналом художественно-выразительных средств своего голоса, способствующим адекватному интонационно-образному воспроизведению в соответствии с характером, жанром и стилем песни;

– освоение целесообразных сопровождающих пение движений, мимики, жестов, обусловленных художественно-исполнительскими задачами конкретного произведения;

– развитие способности глубоко проникаться исполняемой музыкой на основе взаимосвязанного освоения эмоционально-экспрессивной и художественно-эстетической сторон;

– осуществление психофизической и эмоционально-волевой подготовки к выступлению;

– формирование стремления к общению со слушателем и к воздействию на слушателя;

– последовательное прохождение необходимых этапов сценического воплощения песни.

В целом, организация эстрадно-вокальной деятельности школьников на занятиях кружка эстрадного пения должна осуществляться с учетом следующих факторов:

1) комплексного подхода к развитию музыкально-исполнительских навыков, идущих от синтетической природы эстрадного искусства и выступающих в органичной связи специальной вокальной («технической») подготовки, общемузыкального развития, актерских и хореографических, пластических навыков;

2) систематическая работа по формированию исполнительского опыта, навыков сценического поведения; мотивацией к певческой деятельности; процессов сценического самоконтроля;

4) учет возрастных особенностей детей младшего школьного возраста;

5) этапность в целостном процессе овладения сценической культурой эстрадного пения;

6) Тщательный отбор художественно ценного, разнообразного по держанию певческого репертуара, адекватного возрастным особенностям и индивидуальным способностям юных исполнителей.

Список использованной литературы:

1. Акулов, Е. А. Оперная музыка и сценическое действие / Е. А. Акулов. – М ; Екатеринбург : Кабинетный ученый, 2016. – 388 с.

2. Бочкарев, Л. Л. Психология музыкальной деятельности / Л. Л. Бочкарев. – М. : Классика-ХХ1, 2006. – 352 с.

3. Гонтаренко, Н. Б. Уроки сольного пения: вокальная практика / Н. Б. Гонтаренко. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2016. – 189 с.

4. Горский, В. А. Методическое обоснование содержания, форм и методов деятельности педагога дополнительного образования / В. А. Горский // Дополнительное образование. – 2003. – № 2. – С. 29–34.

5. Клипп, О. Я. Теоретические и методические основы эстрадной вокальной и инструментальной музыки / О. Я. Клипп, О. И. Полякова. – М. : МГТГУ, 2003.–46 с.

6. Козлов, Н. И. Пластическая культура в создании художественного образа вокального произведения на современной эстраде : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.09 / Козлов Николай Иванович; место защиты: С.-Петерб. гуманитар. ун-т профсоюзов. – СПб., 2013. – 23 с.

7. Кох, И. Э. Основы сценического движения / И. Э. Кох. – СПб. : Планета музыки : Лань, 2013. – 509 с.

8. Кулагина, И. Е. Художественное движение: Метод Л. Н. Алексеевой : пособие / науч. ред. и авт. предисл. Л. В. Школяр. –М. : Флинта : Наука, 1999. – 120 с.

9. Поляков, А. С. Методика преподавания эстрадного пения. Экспресс-курс / А. С. Поляков. – М. : Согласие, 2015. – 248 с.

10. Психология музыкальной деятельности: теория и практика / Под ред. Г. М. Цыпина. – М. : Академия, 2003. – 368 с.

11. Тельчарова, Р. А. Музыка и культура / Р. А. Тельчарова. – М. : Знание, 1986. – 64 с.

Просмотров работы: 748