На сегодняшний день овладение подрастающим поколением эстрадным пением осуществляется в различных формах: в рамках детских музыкальных школ и школ искусств как одно из направлений их образовательной деятельности, студий, сезонных школ, циклов специалистами мастер-классов. Одной из наиболее распространенных форм обучения школьников эстрадному вокалу является кружок. Он представляет собой традиционную форму добровольного объединения детей в системе дополнительного образования, направленную на расширение и углубление предметных знаний, приобщающую детей к разнообразным социокультурным видам деятельности и расширяющую их коммуникативный опыт.
Ведущей целью обучения эстрадному пению в кружке является формирование вокальной культуры исполнения, воспитание в юных певцах посредством музыки эстрадных жанров готовности воспринимать и транслировать художественные образы. В контексте данной цели весьма важное значение имеет задача овладения обучающимися сценической культурой, которая подразумевает совокупность поведенческих мер и психологических установок исполнителя, которые способствуют реализации основной задачи выступления на сцене – приобщения к искусству массового зрителя. Ее важность определяется спецификой эстрадной песни, в которой за короткий период ее звучания надо передать настроение, раскрыть характер, полноценно выразить образ. Это предъявляет достаточно серьезные требования к исполнителю. Ведь любая песня как концертный номер имеет определенную художественно-образную драматургию, что требует проработки ее сценического и даже хореографического аспектов воплощения. Таким образом, публичное выступление на эстраде – результат напряженного творческого труда, в котором актуализируются различные свойства личности исполнителя, его воля, интеллект, глубина эмоций, творческая фантазия. Соответственно, в процессе преподавания эстрадного пения учащиеся должны освоить необходимые знания о поведении на сцене, коммуникации с публикой в процессе исполнения с целью наиболее полноценного воздействия на публику.
К сожалению, в практике преподавания эстрадного вокала в кружках педагоги зачастую ставят в приоритет лишь постановку голоса, развитие вокальной техники, но не обращают достаточного внимания на одну из важных составляющих обучения эстрадному вокалу – сценическое воплощение эстрадно-вокального номера. Это выражается в стихийности, неорганизованости, методической неосмыленности процесса формирования готовности обучающегося к сценическому выступлению, которое было бы адекватным содержанию исполняемого произведения, эстетически выверенным, направленным на полноценную художественную коммуникацию со слушателем. Недооценка важности целенаправленной и систематической работы по формированию у юных эстрадных исполнителей сценической культуры, актуализирующей личностную и поведенческую сферы личности растущего человека, недостаточная разработанность системы педагогических условий и определяет актуальность заявленной проблемы.
Для решения названной проблемы мы осуществили исследование, целью которогоявилось теоретическое и методическое обоснование формирования сценической культуры у школьников в процессе занятий в кружке эстрадного вокала. Данный цель конкретизировалась в следующих задачах:
1. Анализ научной литературы по избранной научной проблеме с целью выявления сущности и структуры сценической культуры музыканта.
2. Выявление методических ориентиров формирования сценической культуры у школьников в процессе занятий в кружке эстрадного вокала.
3. Осуществление опытно-экспериментальное исследования на предмет выявления эффективности предложенных методических ориентиров по формированию сценической культуры у школьников в процессе занятий в кружке эстрадного вокала.
4. Разработка методических рекомендаций по формированию сценической культуры у школьников в процессе занятий в кружке эстрадного вокала.
Была разработана гипотеза исследования,состоящая в том, что процесс формирования сценической культуры у школьников в процессе занятий в кружке эстрадного вокала будет успешным, если:
– сценическая культура будет пониматься как качество личности, обеспечивающее успешность музыкального развития школьника, выражающегося в глубоком понимании исполняемой музыки, направленности на успешную реализацию музыкально-коммуникативных потребностей в значимом социокультурном пространстве, становлении его как субъекта культуры;
– в практике работы будут реализованы методические ориентиры, актуализирующие личностные и поведенческие характеристики сценической культуры обучающихся эстрадному вокалу;
– работа по формированию сценической культуры будет целенаправленно организованной, проходить планомерно и систематически.
В процессе решения вышеназванных задач были сделаны теоретические и практические выводы.
Сценическая культура исполнителя является предметом исследования в искусствознании, психологии художественной деятельности, педагогике музыкального образования. Само понятие «сценическая культура» понимается как личностное качество исполнителя, обеспечивающее реализацию художественного содержания произведения искусства в процессе его исполнения на сцене с целью решения задачи приобщения к искусству массового зрителя. Она представляет собой комплекс личностно-значимых качеств, которые проявляются в процессе творческой по характеру музыкально-исполнительской деятельности и способствуют раскрытию степени освоения исполнителем художественно-образного содержания музыкального произведения, представляющего собой объект общественного музыкального сознания.
К личностно значимым качествам относятся психологические качества личности и его поведенческие характеристики, способствующие успешности сценической деятельности исполнителя в области эстрадного вокала.
К важным психологическим качествам вокалиста-исполнителя в области эстрадного искусства относятся:
– эмоциональность;
– высокая самооценка;
– наличие самоконтроля и саморегуляции;
– развитые творческое воображение, способность к фантазии.
Поведенческие характеристики исполнителя-вокалиста связаны с особенностями его поведения, проявляющимися на сцене. Они отличаются относительной устойчивостью и постоянством проявления и рассматриваются как склонность человека вести себя определенным образом в разнообразных ситуациях. К положительным поведенческим характеристикам относятся:
– развитые коммуникативные качества;
– способность к быстрой адаптации к изменяющейся ситуации;
– способность к следованию высоким образцам эстрадно-вокального исполнительства;
– наличие выраженного желания выступать перед публикой;
– склонность к импровизации;
– владение комплексом сценических действий в совокупности телодвижений, жеста, мимики.
Данные компоненты сценической культуры, по нашему мнению, могут успешно формироваться при актуализации следующих методических ориентиров занятий в кружке эстрадного пения:
– привитие ученику общей и художественной культуры, развитие наблюдательности в жизни, воспитание социально ориентированного сознания, этичности в поведении, эстетичности в формировании внешнего облика;
– развитие мотивационно-потребностных сторон личности, связанных с формированием стремления к сценическому выступлению;
– сознательное отношение к работе над эстрадным вокальным произведением с целью открытия его эстетической и познавательной ценности;
– овладение арсеналом художественно-выразительных средств своего голоса, способствующим адекватному интонационно-образному воспроизведению в соответствии с характером, жанром и стилем песни;
– освоение целесообразных сопровождающих пение движений, мимики, жестов, обусловленных художественно-исполнительскими задачами конкретного произведения;
– развитие способности глубоко проникаться исполняемой музыкой на основе взаимосвязанного освоения эмоционально-экспрессивной и художественно-эстетической сторон;
– осуществление психофизической и эмоционально-волевой подготовки к выступлению;
– формирование стремления к общению со слушателем и к воздействию на слушателя;
– последовательное прохождение необходимых этапов сценического воплощения песни.
В целом, организация эстрадно-вокальной деятельности школьников на занятиях кружка эстрадного пения должна осуществляться с учетом следующих факторов:
1) комплексного подхода к развитию музыкально-исполнительских навыков, идущих от синтетической природы эстрадного искусства и выступающих в органичной связи специальной вокальной («технической») подготовки, общемузыкального развития, актерских и хореографических, пластических навыков;
2) систематическая работа по формированию исполнительского опыта, навыков сценического поведения; мотивацией к певческой деятельности; процессов сценического самоконтроля;
4) учет возрастных особенностей детей младшего школьного возраста;
5) этапность в целостном процессе овладения сценической культурой эстрадного пения;
6) Тщательный отбор художественно ценного, разнообразного по держанию певческого репертуара, адекватного возрастным особенностям и индивидуальным способностям юных исполнителей.
Список использованной литературы:
1. Акулов, Е. А. Оперная музыка и сценическое действие / Е. А. Акулов. – М ; Екатеринбург : Кабинетный ученый, 2016. – 388 с.
2. Бочкарев, Л. Л. Психология музыкальной деятельности / Л. Л. Бочкарев. – М. : Классика-ХХ1, 2006. – 352 с.
3. Гонтаренко, Н. Б. Уроки сольного пения: вокальная практика / Н. Б. Гонтаренко. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2016. – 189 с.
4. Горский, В. А. Методическое обоснование содержания, форм и методов деятельности педагога дополнительного образования / В. А. Горский // Дополнительное образование. – 2003. – № 2. – С. 29–34.
5. Клипп, О. Я. Теоретические и методические основы эстрадной вокальной и инструментальной музыки / О. Я. Клипп, О. И. Полякова. – М. : МГТГУ, 2003.–46 с.
6. Козлов, Н. И. Пластическая культура в создании художественного образа вокального произведения на современной эстраде : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.09 / Козлов Николай Иванович; место защиты: С.-Петерб. гуманитар. ун-т профсоюзов. – СПб., 2013. – 23 с.
7. Кох, И. Э. Основы сценического движения / И. Э. Кох. – СПб. : Планета музыки : Лань, 2013. – 509 с.
8. Кулагина, И. Е. Художественное движение: Метод Л. Н. Алексеевой : пособие / науч. ред. и авт. предисл. Л. В. Школяр. –М. : Флинта : Наука, 1999. – 120 с.
9. Поляков, А. С. Методика преподавания эстрадного пения. Экспресс-курс / А. С. Поляков. – М. : Согласие, 2015. – 248 с.
10. Психология музыкальной деятельности: теория и практика / Под ред. Г. М. Цыпина. – М. : Академия, 2003. – 368 с.
11. Тельчарова, Р. А. Музыка и культура / Р. А. Тельчарова. – М. : Знание, 1986. – 64 с.