Содержание понятий «социальная компетентность» трактуется учеными по разному.
Г. П. Щедровицкий определяет социальную компетентность как возникшую в системе отношений, которые складываются в совместной жизни людей сходных интересов и потребностей, образующих общность (социум) [2].
А. С. Аникеев считает, что социальная компетентность проявляется в способности и мотивации решать задачи, возникающие в процессе взаимодействия с обществом (индивид, группа, коллектив и т.д.) и государством [3].
М. С. Сулейманов формулирует определение социальной компетентности в образовании как «способность и готовность к решению задач взаимодействия с субъектами образовательного процесса с использованием знаний, учебного, жизненного опыта, ценностей и наклонностей школьника» [4 с. 318].
Для формирования и развития социальной компетентности обучающихся необходимо создать в процессе обучения такую развивающую среду, которая бы не ставила препятствий на пути к воплощению намерений личности, а создавала условия для их реализации [5].
На занятиях по иностранному языку развивающей средой может стать использование технологии разыгрывания ролей. Технология разыгрывания ролей на занятиях по иностранному языку в вузе - это организация такой учебной речевой деятельности, в основе которой лежит принцип профессионального общения, моделирующий условия профессиональных отношений. Как активный метод обучения, технология разыгрывания ролей нацелена на активное общение преподавателя с обучающимися и обучающихся между собой. Включаясь в активное общение, его участники вступают в коллективное взаимодействие, направленное как на достижение запланированного результата, так и на создание атмосферы доброжелательности, взаимопомощи и внимательного отношения к партнерам.
Особенностью технологии разыгрывания ролей является то, что она побуждает к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Данная технология обучения строится в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях решения той или иной проблемы, на самостоятельном овладении обучающимися знаниями в процессе активной познавательной деятельности. [6 с. 238-243].
Таким образом, формированию и развитию социальной компетентности на занятиях по иностранному языку способствует использование активных методов обучения, позволяющих решать профессионально-направленные задачи во взаимодействии с группой с использованием знаний, учебного, жизненного опыта обучающихся.
Литература:
Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М.: «Когито-Центр», 2002. 396 с.
Щедровицкий Г. П. Избранные труды. – М., 1995.
Аникеев А. С. Гражданское образование в современной школе сущность, содержание, модели .- Калуга, 2001.- С. 89.
Сулейманов М. С. Контент-анализ понятия «социальная компетентность» // Молодой ученый. — 2012. — №9. — С. 314-318.
Богачева Г. Г. Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 92-106.
Рехлова А.В. Разработка методики проведения практических занятий с использованием адаптированной технологии разыгрывания ролей// Лингвистические аспекты современной системы высшего профессионального образования: материалы Междунар. научно – практич. конф. (30 апр. 2015г.) в 2 т. Т. 1. – Омск: Изд-во АНО ВПО «Омский экономический институт»; ОАБИИ, 2015.-326 с.