АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯМИ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯМИ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

Гончарова Н.А. 1, Волченко А.М. 1, Рыльская В.С. 1
1Сибирский Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сегодня, предприятия во всех отраслях подвержены влиянию экономического кризиса. Снижается спрос, увеличивается себестоимость производимых продуктов и услуг, следовательно, перед руководителем предприятия стоят задачи по принятию эффективных управленческих решений, которые позволили бы не только минимизировать финансовые потери фирмы, но и повысить ее конкурентоспособность, и как следствие увеличить прибыль.

В науке и практике антикризисное управление представлено как управление, нацеленное на предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, принятие мер по снижению отрицательных последствий кризиса, использование факторов кризиса для последующего развития предприятия. Другими словами, антикризисное управление включает систему мер по диагностике, предупреждению, нейтрализации, преодолению кризисных явлений и их причин на всех уровнях экономики предприятия [1].

Можно сказать, что руководитель, осуществляющий антикризисное управление, должен рассматривать предприятие как систему, в которой, в первую очередь, необходимо выявить сильные и слабые стороны и избавиться от избыточных элементов, которые перегружают систему и замедляют ее работу. Далее, необходимо проанализировать имеющиеся ресурсы предприятия. Так как за счет усиления слабых сторон и оптимального использования и распределения ресурсов можно получить возможности для развития предприятия.

Существуют следующие принципы антикризисного управления:

  • принцип постоянной готовности реагирования. Данный принцип подразумевает, то что менеджмент должен быть постоянно готовым к реагированию на изменения во внешней и внутренней среде предприятия;

  • принцип превентивности действий. Этот принцип заключается в том, что необходимо предотвращать возможное наступление кризиса за счет постоянного мониторинга и анализа деятельности предприятия, так как легче предотвратить угрозу, чем ликвидировать ее негативные последствия;

  • принцип срочности реагирования. Данный принцип вытекает из того, что негативные проявления кризиса расширяются с каждым новым хозяйственным циклом предприятия, поэтому чем раньше будут включаться механизмы антикризисного управления, тем меньшими будут последствия для предприятия;

  • принцип адекватности реагирования. Этот принцип подразумевает то, что степень воздействия антикризисных механизмов должна быть соразмерна масштабам угрозы;

  • принцип комплексности принимаемых решений. Так как последствия кризиса для предприятия носят комплексный характер, следовательно, мероприятия по ликвидации последствий также должны разрабатываться комплексно;

  • принцип альтернативности действий. Данный принцип заключается в том, что принимаемые антикризисные решения, должны быть выбраны из максимально возможного количества альтернативных решений;

  • принцип адаптивности управления. Этот принцип предполагает, что антикризисное управление должно быть гибким и быстро адаптирующимся к изменяющимся условиям;

  • принцип приоритетности использования внутренних ресурсов. В ходе реализации антикризисного управления предприятия должно полагаться в основном на свои внутренние ресурсы, для того чтобы избежать потери управляемости и внешнего контроля финансовой деятельности;

  • принцип эффективности. Данный принцип предполагает, что затраты на осуществление антикризисного управления должны быть соразмерны полученному эффекту [2].

Исходя из вышеперечисленных принципов выстраивается антикризисная стратегия управления предприятием. Рассмотрим особенности применения антикризисного управления на предприятиях в сфере информационных технологий (ИТ).

Предприятия в сфере ИТ осуществляют производство продуктов и услуг нематериального характера. В связи с этим, особую роль в функционировании данных предприятий играют человеческие ресурсы.

Рассмотрим понятие "человеческие ресурсы". Существуют различные подходы к определению данного понятия, однако в рамках рассматриваемой темы нас интересует определение с точки зрения экономики.

Человеческие ресурсы (в широком смысле) - это совокупность ресурсов, представленных на рынке труда, включая и человеческий потенциал [3].

Исходя из приведенного выше определения, можно сделать вывод о том, что человеческий ресурс, а также человеческий потенциал - это источники развития предприятия, что особенно важно в условиях кризиса.

Перейдем к тенденциям развития ИТ-отрасли. В настоящий момент, развитие отрасли информационных технологий, является одним из эффективных путей развития экономики в целом. Так как предприятия в сфере ИТ предоставляют широкий спектр услуг для производственных предприятий, позволяют оптимизировать их работу, увеличить производительность труда. Такой эффект достигается прежде всего за счет автоматизации бизнес-процессов предприятий, создание эффективной ИТ-инфраструктуры, что в свою очередь обеспечивает эффективность механизмов управления.

Существуют следующие особенности предприятий, работающих в ИТ сфере:

  • выполнение уникальных проектов, то есть получение доходов только за счет создания для клиентов уникальных продуктов (заказное ПО или/и разработка и внедрение информационных систем (далее — ИС) различной сложности);

  • стандартность структуры процессов выполнения проекта (его этапов) и ограничений (срок, себестоимость, персонал);

  • необходимость достаточного количества специалистов, отвечающих определенному набору требований к компетенции (уровень квалификации по различным категориям персонала: администраторы, руководители проектов, консультанты, аналитики, программисты и т. д.);

  • сильная мотивация сотрудников, так как успех проекта в целом определяется не только квалификацией сотрудников, но и степенью их заинтересованности, особенно в командной работе в процессе выполнения проекта;

  • процесс разработки, создания и сопровождения ПО является набором определенных действий, методов, практик и принципов [4].

Исходя из вышеперечисленных особенностей, можно сделать вывод о том, что применение антикризисного управления на предприятиях в сфере ИТ связано с развитием человеческого ресурса. В связи с этим, необходимо подобрать оптимальную стратегию вывода предприятия из кризиса, и учитывая особенности сферы ИТ, разработать ряд мероприятий по усилению позиции предприятия на рынке, за счет эффективного использования человеческих ресурсов.

Такими мероприятиями могут являться:

  • разработка системы мотивации сотрудников;

  • согласование личных целей сотрудников с целями предприятия;

  • создание условий для личностного роста и развития сотрудников;

  • разработка системы повышения квалификации;

  • разработка такой организационной структуры, которая позволяла бы быстро реагировать на изменения внешней и внутренний среды организации;

  • оптимизация процессов управления;

Данный список может быть продолжен, исходя из особенностей конкретного предприятия.

На основании проделанной работы, можно сделать вывод о том, что реализация антикризисного управления на предприятиях в сфере ИТ является сложной задачей. Это связано с тем, что развитие человеческого ресурса является очень затратным процессом, однако позволяет значительно улучшить позиции предприятия на рынке. Можно сказать, что постепенная и запланированная.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. Антикризисное управление /[Электронный ресурс] / – Режим доступа: http://www.unn.ru/books/met_files/anticris.pdf

  2. Емельянова Л.А. Социально-психологическая концепция конкуренции конкурентоспособности. М.: МГТУ «МАМИ», 2014. 347 с.

  3. Соломанидина, Т.О. Миссия организации / Т.О. Соломанидина // Управление персоналом. – 2012. – № 3. – С. 8–20.

  4. Справочник экономиста /[Электронный ресурс]/ - Режим доступа: http://www.elitarium.ru/antikrizisnoe-upravlenie-predprijatie-indikator-princip-stadii-monitoring/

Просмотров работы: 471