ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ВОИНСКОЙ ЧАСТИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ВОИНСКОЙ ЧАСТИ

Лысяков К.В. 1, Тюрина С.Г. 1, Френкель Е.Э. 1
1Вольский военный институт материального обеспечения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

Экологическая безопасность является составной частью национальной безопасности Российской Федерации, тесно связанной с государственной, общественной, оборонной, информационной и иными видами безопасности страны. В Указе Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» экологическая безопасность определена как важнейшая составляющая национальной безопасности наряду с экономической, социальной, военной [1]. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24, среди важнейших поставлена задача по «коренному улучшению экологической ситуации в стране» [2]. При этом особо отмечается, что «национальные интересы России в экологической сфере заключаются в сохранении и оздоровлении окружающей среды».

1. Понятие экологической безопасности

На сегодняшний день понятие экологическая безопасность по-разному интерпретируется авторами. Согласно определениям объект экологической безопасности – это и процесс обеспечения защищённости, степень защищённости, отсутствие угроз, система мер и мероприятий. Так же существуют разные представления об объекте экологической безопасности. Многие авторы на первое место как объект экологической безопасности выдвигают личность или человека и его интересы. В сферу интересов личности входит стремление к обеспечению жизни, здоровья, прав и свобод, имущества, чести и достоинства. В немногих определениях экологической безопасности фигурирует термин природная среда, как объект экологической безопасности. В тех же, в которых она встречается, природная среда стоит в основном на втором месте, после интересов человека. Такая ситуация вероятно отражает преобладание антропоцентрической точки зрения в современных представлениях об окружающей среде, хотя еще в 1861 г. И.М. Сеченов писал: «Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен, поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него» [3].

Для ясного понимания экологической безопасности, необходимо точно определить экологическую опасность. Экологическая опасность – это возможность наступления негативных или катастрофических событий. Под экологической опасностью понимают вероятность разрушения среды обитания человека, биосферы в результате устаревших технологий, естественных и антропогенных катастроф, вследствие чего нарушается приспособление живых систем к ухудшенным условиям существования. Экологические опасности часто заменяются термином экологической угрозы, которые возникают в результате антропогенного или техногенного, а также естественного воздействия на окружающую среду. Отдельными авторами в качестве причины возникновения экологической угрозы также выдвигаются экологические правонарушения. Одним из основных факторов возникновения опасностей в области природы, вероятно, необходимо назвать человеческий, это беспечность и некомпетентность, погоня за немедленной выгодой без оценки возможных последствий, непредусмотрительность. Источниками экологической опасности являются объекты хозяйственной, бытовой, военной и иной деятельности, содержащие значимые факторы экологического риска.

Понятие риска содержится в федеральном законе «О техническом регулировании» [4], в котором под экологическим риском понимается – вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учётом тяжести этого вреда.

В федеральном законе от 10 января 2002 г., №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [5] содержится понятие экологический риск, под котором понимается вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера (ст. 2 Законодательство в области охраны окружающей среды). Однако, кажется, весьма затруднительным определить неблагоприятные последствия для природной среды, в свете того, что практически все нормы качества природной среды разработаны с точки зрения здоровья человека. Если же рассматривать неблагоприятное событие для природной среды как нарушение природного равновесия, то встает вопрос о методике определения природного равновесия.

Сложно учесть экологические риски в отношении военных объектов, т.к. эти объекты являются специфическими.

В результате различного по продолжительности и интенсивности негативного антропогенного воздействия на окружающую среду, возникают сложности при определении пространственной границы существования экологического риска, длительности существования риска во времени, а также группы лиц ему подвергающихся.

В сфере личности и человека экологическими опасностями являются: нарушение природной среды (загрязнение атмосферы, гидросферы, истощение, эрозия почвы и т.д.), ухудшение экологических условий жизни. В России 85 % населения дышат воздухом, не соответствующим санитарно-гигиеническим требованиям; 50 % – пьёт воду и ест еду, не соответствующую санитарно-гигиеническим требованиям, 30 % заболеваемости обусловлены экологическими факторами. Следствием выше перечисленного, а также непрерывного роста населения, становится уменьшение природных ресурсов на долю одного человека.

На сегодняшний день общая площадь закреплённого за квартирно-эксплутационными органами Минобороны России казарменно-жилищного фонда составляет примерно 0,1 % от всей площади РФ. Эти территории являются мощным земельным ресурсом Российской Федерации при правильном стратегическом планировании их использования.

Обеспечение экологической безопасности – это важный фактор дальнейшего развития военных объектов, так как они могут полноценно использоваться, будучи безопасными для человеческого здоровья. Скорость проведения и стоимость экологической очистки территории важная проблема военных объектов.

Таким образом, анализ современного представления об экологической безопасности позволил выявить основные тенденции развития данного термина, а также определить, что несмотря на разночтения в понимании предмета экологической безопасности, главным объектом её обеспечения считается человек, субъектом экологической безопасности являются угрозы его жизни и здоровью, обусловленные негативным изменением окружающей среды, в результате антропогенного и естественного воздействия.

2. Экологические проблемы военных территорий

По роду своей деятельности Вооружённые Силы любого государства используют природные ресурсы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Это воздействие носит неоднородный характер, что связано с разнонаправленностью деятельности военных объектов. Однако, в целом источники и виды загрязнения для воинских частей всех видов Вооружённых Сил и родов войск в их повседневной жизни практически идентичны.

По данным Федеральной службы государственной статистики и Экологической службы Вооружённых Сил Российской Федерации, вклад военных объектов в загрязнение окружающей среды России в 2005 г. составил: 1,2 % выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников, 0,73 % сбросов неочищенных и недостаточно очищенных сточных вод в поверхностные водные объекты.

Основные показатели, характеризующие воздействие Вооружённых Сил Российской Федерации на окружающую среду в последние годы, свидетельствуют о некоторой стабилизации экологической обстановки в районах размещения военных объектов. Вместе с тем проблемы обеспечения экологической безопасности военной деятельности сохраняют актуальность.

Основной вклад в загрязнение окружающей среды вносят жилые и административные здания, складские помещения, котельные, заправочные пункты и склады ГСМ, системы энерго- и радиотехнического обеспечения, парки боевой и транспортной техники, канализация и очистные сооружения, хозяйственные блоки, кухни-столовые.

Остро стоит проблема загрязнения окружающей среды сточными водами военных городков. Обеспеченность военных объектов комплексами очистных сооружений составляет 77 % от расчётной потребности: имеется 521 комплекс очистных сооружений, необходимо строительство 253 комплексов. Кроме того, 355 комплексов очистных сооружений требуют реконструкции и ремонта. Недостаточное финансирование строительства, ремонта и реконструкции природоохранных сооружений в Вооружённых Силах Российской Федерации не позволило должным образом решить задачу снижения негативного воздействия на окружающую среду.

Значительное количество парков техники не оборудованы пунктами мойки с системами оборотного использования воды. Неочищенная вода с этих объектов загрязняет почву, поверхностные и грунтовые воды. В парках требуется построить 609 пунктов мойки (36% необходимого количества).

Серьезной проблемой для Вооруженных Сил Российской Федерации остается размещение твёрдых бытовых отходов на несанкционированных свалках. Зачастую пункты сбора и временного хранения отходов не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. До сих пор не убрано более 29 тыс. т твёрдых коммунальных отходов на общей площади 70 га. Для предотвращения нарушений технологии утилизации таких отходов в 2005 г. была продолжена поставка в отдалённые гарнизоны установок для термической утилизации отходов.

Деятельность вооруженных сил приводит к целому ряду экологических проблем:

загрязнение почв и грунтов, поверхностных и подземных вод нефтепродуктами;

загрязнение тяжелыми металлами;

несанкционированные свалки ТБиПО;

радиоактивное загрязнение территории;

нарушение ландшафта и разрушение растительно-почвенного покрова.

3. Методы обеспечения экологической безопасности на военных объектах

Для обеспечения экологической безопасности на военных объектах были выделены следующие меры:

правовые и нормативно-методические;

административные;

эколого-экономические;

научно-методические;

инженерно-технические;

социальные;

образовательные.

В рамках программы международного сотрудничества между министерствами обороны Российской Федерации, Соединенных Штатов Америки, Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Королевства Норвегия по вопросам окружающей среды в Арктике (АМЕС) принята в эксплуатацию система радиоактивного мониторинга «Пикассо» на ФГУП «10 СРЗ» Минобороны России, что позволит внедрить экологически безопасные технологии обращения с радиоактивными отходами на Северном флоте.

В 2005 г. работы по ликвидации загрязнения земель нефтепродуктами велись на 35 военных объектах. В полном объёме эти работы выполнены на 6 объектах, на остальных 29 уровень загрязнения снижен на 50 %.

В целях предотвращения и снижения негативного воздействия на окружающую среду военной деятельности продолжается разработка нормативов допустимого воздействия на окружающую среду (предельно допустимых выбросов, сбросов загрязняющих веществ и лимитов на размещение отходов) для военных объектов. В 2005 г. были проведены работы по нормированию допустимого воздействия на окружающую среду в 535 воинских частях и организациях Вооружённых Сил Российской Федерации, разработано 1 339 нормативов.

Для осуществления инструментального экологического контроля в Вооружённых Силах Российской Федерации создаётся ряд технических средств широкого спектра: от переносного комплекта технических средств экологического контроля на военных объектах до подвижной лаборатории экологического контроля для экологической службы военного округа (флота) [6].

В течение 2005 г. приняты на снабжение Вооружённых Сил прибор экспресс-оценки экологической обстановки на территории (акватории) военного объекта – «Биотокс-К» и индивидуальный аналитический комплект эколога (В Приложении А рассматриваются технические характеристики модернизированного на настоящее время комплекса «Биотокс-10М», стоимостью 350 тыс. рублей).

Разработка технических средств экологического контроля, экологической защиты и восстановления окружающей среды предусмотрена в проекте Государственной программы вооружения до 2020 года, реализация которой позволит принять на снабжение Вооружённых Сил Российской Федерации современные технические средства экологической безопасности.

Проводится работа по переводу организации обеспечения экологической безопасности на территориальный принцип и формированию Межведомственной системы обеспечения экологической безопасности Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в рамках Межведомственной унифицированной системы тылового обеспечения. Это позволит осуществить централизацию руководства деятельностью в сфере экологической безопасности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Несмотря на разночтения в понимании предмета экологической безопасности, главным объектом ее обеспечения считается человек, субъектом экологической безопасности являются угрозы его жизни и здоровью, обусловленные негативным изменением окружающей среды.

2. Наиболее распространенные типы загрязнения – это углеводороды нефти, тяжёлые металлы, токсические химические соединения, ТБиПО, неочищенные сточные воды, нарушение ландшафта.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Указ Президента РФ от 04.02.1994 № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» // «Собрание актов Президента и Правительства РФ», 07.02.1994, № 6, ст. 436, «Российская газета», № 26, 09.02.1994.

2. Указ Президента РФ от 10.01.2000 № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» (Документ утратил силу с 12 мая 2009 года в связи с изданием Указа Президента РФ от 12.05.2009 № 537).

3. Сеченов И.М. Избр. произв. М., 1952. Т. 1. С. 241–242.

4. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. от 05.04.2016) «О техническом регулировании» (Федеральный закон от 05.04.2016 № 104-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам стандартизации»).

5. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).

6. Кучер М.И. Экология: учеб. пособие / под ред. проф. Е.Э. Френкеля. – Вольск, 2015. – 265 с.

Приложение А

Прибор экологического контроля «Биотокс-10М» предназначен для быстрого количественного контроля степени интегральной токсичности проб воды и водных вытяжек, спиртов, воздушной среды, почвы, а также отдельных химических соединений, материалов, включая полимеры, для медицинских, санитарно-гигиенических и экологических целей. В основу работы прибора положен биолюминесцентный анализ.

Биотокс-10М может применяться для:

- экспресс-контроля отходов и сбросов промышленных предприятий;

- контроля технологических процессов в режиме реального времени;

- определения уровня токсичности новой продукции;

- оценки профвредности рабочих мест на предприятиях;

- исследования питьевой воды, водоемов, почвы и воздуха на содержание вредных веществ;

- контроля токсичности материалов и лекарственных средств;

- контроля безопасности продуктов питания.

Описание прибора экологического контроля

Прибор экологического контроля «Биотокс-10М» предназначен для быстрого количественного контроля степени интегральной токсичности проб воды и водных вытяжек, спиртов, воздушной среды, почвы, а также отдельных химических соединений, материалов, включая полимеры, для медицинских, санитарно-гигиенических и экологических целей. В основу работы прибора положен биолюминесцентный анализ.

Новая технология экологического контроля с использованием высокочувствительных специализированных микробных сенсоров «Эколюм» разработана на кафедре микробиологии Биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Особенностью этих сенсоров является их способность изменять интенсивность биолюминесценции при наличии в анализируемых пробах токсических веществ различной химической природы.

Принцип действия прибора «Биотокс-10М» основан на регистрации слабых световых потоков биосенсора «Эколюм» (ТУ 6-09-20-236-01) с помощью фотоэлектронного умножителя, работающего в режиме счета анодных импульсов.

Сочетание нового биохимического датчика с современной электронной аппаратурой позволяет в самых различных пробах обнаруживать с высокой достоверностью, практически исключающей ошибочные выводы, чрезвычайно малые количества токсических соединений и их смесей.

Прибор «Биотокс-10М» выполнен в виде моноблока для работы в настольном варианте. На лицевой панели расположены – кнопка включения прибора, светодиодный индикатор включения, 16-ти кнопочная панель управления и ЖК-дисплей. C левой стороны прибора расположено кюветное отделение. На правую боковую панель вынесен разъём для подключения сетевого адаптера или бортового аккумулятора.

Биосенсор «Эколюм» поставляется в герметически закрытых флаконах, сохраняемых в холодильнике (от -18 °С до -4 °С). Следует беречь культуру лиофилизированных бактерий от нагревания и резкой смены температуры. Для инкубации проб с биосенсором используются медицинские пробирки для микропроб многоразового пользования, объемом 1,5 мл (в комплект поставки входит 20 шт.). Вся операция по определению интегральной токсичности пробы занимает около 10 секунд.

Используемая в приборе «Биотокс-10М» технология отбора и предъявления проб отличается простотой, надежностью и является безопасной как для оператора, так и предметов, подвергающихся экологической экспертизе. Прибор прост и удобен в эксплуатации, компактен, что позволяет использовать его для проведения исследований объектов окружающей среды, как в лабораторных, так и в полевых условиях. В настоящее время аналогов в России не имеет, зарубежные аналоги значительно превосходят в цене.

«Биотокс-10М» сертифицирован Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Сертификат RU.C.31.003.A № 21703), зарегистрирован в Государственном реестре средств измерений под номером 29986-05 и допущен к применению в Российской Федерации.

Методики экспрессного определения токсичности воды и водных вытяжек, спиртов, воздушной среды, почвы, а также отдельных химических соединений, материалов, включая полимеры, с помощью люминесцентного бактериального теста «Эколюм» и прибора «Биотокс-10М» утверждены «ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека». Данные методики утверждены в 2007 году.

Имеется также методика, утвержденная Минприроды РФ: «Методика определения токсичности воды и водных вытяжек из почв, осадков сточных вод и отходов по изменению интенсивности бактериальной биолюминесценции тест-системой «Эколюм» (ПНД Ф Т 14.1:2:3:4.11-04 16.1:2.3:3.8-04). Назначение и область применения методики: «определение интегральной токсичности поверхностных пресных, грунтовых, питьевых, сточных и очищенных сточных вод, водных экстрактов из объектов окружающей среды (почва, отходы производства и потребления, осадки сточных вод и др.) в лабораторных и полевых условиях с использованием измерительного прибора «Биотокс-10М» и тест-объекта «Эколюм».

Первично прибор «Биотокс-10М» поверен в ФГУП ВНИИОФИ. Имеет свидетельство о поверке. После истечения срока поверки прибор предоставляется для поверки в ФГУП ВНИИОФИ или другую организацию, имеющую право на осуществление поверочных работ. Периодичность поверки 1 раз в год.

Биотокс-10М может применяться для:

- экспресс-контроля отходов и сбросов промышленных предприятий;

- контроля технологических процессов в режиме реального времени;

- определения уровня токсичности новой продукции;

- оценки профвредности рабочих мест на предприятиях;

- исследования питьевой воды, водоемов, почвы и воздуха на содержание вредных веществ;

- контроля токсичности материалов и лекарственных средств;

- контроля безопасности продуктов питания.

Основные технические характеристики:

Размеры прибора

295 х 140 х 60мм

Размеры транспортной упаковки

395 x 300 x 140 мм

Масса прибора

Не более 2 кг

Масса прибора в транспортной упаковке с комплектом поставки

Не более 4,6 кг

Потребляемая мощность

Не более 2 Вт

Время готовности к работе

Не более 10 мин.

Уровень шумов нулевого сигнала (Х0)

Не более 200 имп/сек

Измеряемый диапазон интенсивности свечения биосенсора

От Х0 до 999999 имп/сек.

Величина измеряемой токсичности

От 1 до 99

1 - кюветное отделение;

2 - кнопочная панель;

3 - двухстрочный жидкокристаллический дисплей;

4 - кнопка включения/выключения прибора;

5 - светодиод;

6 - разъемом для подключения питания (центральный штырь соответствует плюсу питания);

7 - интерфейсный разъем для связи с персональным компьютером.

Просмотров работы: 593