Спортивными психологами было давно замечено, что спортсмены, мотивируемые стремлением к компетентности, а не стремящиеся к соперничеству, наиболее стабильны и безошибочны. Для них спорт - это один из видов деятельности, в котором индивид в рамках правил может проверить, на что он способен. Таким образом, стремление к компетентности - это наиболее конструктивный мотив занятий спортом.
Компетентный спортсмен – это не только физически развитый атлет, обязательно стремящийся совершенствоваться в своей деятельности, достигать лучших результатов, превосходить других, но и спортсмен, мыслящий критически, умеющий планировать и анализировать, желающий обучаться. Поэтому обладание личностными компетенциями может являться фундаментом для формирования адекватной самооценки, которая, несомненно, будет проявляться в самоконтроле при стрессовых ситуациях, умении принимать ответственность, способности уверенно выражать собственное мнение и противостоять групповому давлению, но в тоже время открытости на контакт и взаимодействия, в умении извлекать опыт из ошибок.
Чтобы достичь цели, спортсмен должен упорно и всесторонне тренироваться, то есть совершенствоваться не только через действия, требующие значительных физических усилий, но и интеллектуальных, волевых, эмоциональных. И он должен быть компетентен в своих действиях в определенных условиях и ситуациях. Такое совпадение достигается, когда отношение мотива и компетентности является основными в мотивационном механизме. Таким образом, мотивационная компетентность будет сама по себе выступает как мотивация, направленная на готовность к осуществлению эффективных действий и их дальнейшему совершенствованию.
Поэтому, на мой взгляд, компетентностная ориентация в подготовке спортсменов должна не только занимать первостепенное место, но и являться частью обязательной комплексной подготовки, необходимой для высоких достижений. Она может не просто стоять в одном ряду с физической, тактической, технической подготовкой, а дополнять их, формируя более высокий уровень профессионализма спортсмена. Кроме того, такой подход может являться основой для психической подготовки, делая ее более конструктивной и понятной не только спортивному психологу, но и тренеру спортсмена.