ГТО В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ САФУ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ГТО В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ САФУ

Березин В.Г. 1, Варенцова И.А. 1
1САФУ имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение. Согласно проведенным исследованиям физкультурно-оздоровительный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО), оказывает огромное влияние на уровень физической подготовки студентов высших учебных заведений. Основная цель внедрения Комплекса «Готов к труду и обороне» - создание программной и нормативной основы системы физического воспитания обучающихся, педагогов, родителей, которая направлена на формирование гражданской ответственности за уровень своего физического развития и состояния здоровья [1].

Приоритетное значение в реализации этого важнейшего социального проекта имеет совершенствование системы образования при формировании физической культуры личности обучающегося через деятельность, связанную с внедрением Комплекса ГТО, направленного на подготовку обучающихся и родителей к выполнению нормативов Комплекса ГТО и организацию недельного двигательного режима через физическое, духовно-нравственное, патриотическое воспитание и туристко-краеведческую деятельность, приобретение ими знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, соответствующих требованиям комплекса ГТО, организацию и проведение тестирования по его нормативам [2, 3].

В рамках данного исследования среди студентов САФУ 18-23 лет был проведен социологический опрос. В исследовании намеренно не привлекались студенты, обучающиеся по направлениям подготовки «Физическая культура», так как они в рамках образовательных программ знакомятся с нормативами ГТО. Всего 100 человек.

На вопрос «Что такое ГТО?» студенты САФУ, знают или слышали об этом (90% ответили положительно).

Второй вопрос «Доводилось ли сдавать нормы ГТО?» показал, что 20% опрошенных студентов сдавали нормы ГТО, причем все сдавали при обучении в САФУ, в основном это студенты 3,4 курсов. Один из них сдавал нормы ГТО только на форуме «Массовый студенческий спорт. Комплекс ГТО», который проходил в Архангельске 11-13 сентября 2015 года.

Рис. 1 Распределение ответов на вопрос «Доводилось ли сдавать нормы ГТО?»

Вопрос «Имеете ли вы значок ГТО?» показал, что опрошенные студенты не имеют значка ГТО и пока не задавались целью его получить. Это связано в первую очередь с тем, что студенты 4 курса на момент сдачи первых нормативов ГТО находятся на практике, у студентов младших курсов основная проблема – плотное расписание занятий и предстоящая экзаменационная сессия.

Надо сказать о том, что на вопрос «Поддерживаете ли Вы возрождение комплекса ГТО?» исключительно все опрошенные ответили положительно. Наши студенты интересуются ГТО и знают, что комплекс ГТО вводится с 2014 года в обновленном виде повсеместно, но постепенно.

Только студенты 1 и 2 курсов на 5 вопрос: «Знают ли студенты, что результаты норм будут учитываться при поступлении в Вузы?» слышали об учете в некоторых вузах России, в том числе и в САФУ, наличия у абитуриента значка ГТО. Студенты старших курсов не только не знают, но и даже впервые слышат о том, что сдача нормативов комплекса ГТО как-то может повлиять на результаты поступления в высшие или средние образовательные учреждения. Многие из студентов были приятно удивлены.

На вопрос: «Занимаются ли наши студенты в свободное время физической культуры и спорта?» большая часть респондентов ответили положительно. В то время как 10 % затрудняются ответить, занимаются ли они спортом в свободное время. И все-таки хочется сказать, что 70 % занимающихся физической культурой и спортом студентов – это очень хороший результат, особенно если учитывать факт, что все опрошенные получают образование, никаким образом не связанное с физической культурой и спортом.

Рис. 2 Распределение ответов на вопрос

«Занимаетесь ли вы в свободное время физической культурой и спортом?»

Как показали результаты по вопросу «Посещаете ли Вы секции/тренировки, проводимые на спортивных объектах САФУ?», только 10 % от числа опрошенных ответили положительно, хотя как нам кажется, материальная и техническая база нашего учебного заведения позволяет практически каждому студенту найти себе занятие в области физической культуры и спорта по душе. Причина может быть в низкой информированности студентов по данному вопросу.

Все опрошенные считают, что для того, чтобы вызвать у студентов интерес к занятиям физическими упражнениями в рамках комплекса ГТО, нужно создать соответствующие условия: определять лучших в группе, на потоке, в вузе; информировать общественность о лучших достижениях студентов по комплексу ГТО; устанавливать надбавки к стипендиям за успехи в ГТО; выдавать соответствующий документ по типу зачетной книжки спортсмена с указанием уровня достижений в комплексе ГТО и т.д.

При ответе на вопрос: «Должны ли учебные программы САФУ строиться с учетом задач и содержания комплекса ГТО?» мнения опрошенных разделились примерно поровну. 25 % студентов категорично против введения комплекса ГТО в образовательные программы университета, они считают, что малоподготовленные физически не будут справляться с нормативами. Более того, они считают, что для того, чтобы «подтянуть» себя по тому или иному нормативу, студенты будут меньше уделять время основным предметам, что отрицательно скажется на уровне обучения.

Рис. 3 Распределение ответов на вопрос «Должны ли учебные программы САФУ строиться с учетом задач и содержания комплекса ГТО?»

Результаты 10 и 11 вопросов исследования «Какой норматив вызывает у вас наибольшее затруднение» показывают, что самым слабым местом в физической подготовленности студентов является выносливость, проявляемая в кроссовом беге (1000 м и более), там, где решающую роль играют возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Эти же результаты соответствуют низкому уровню физического здоровья.

Такая тенденция прослеживается у большинства студентов САФУ, принявших участие в исследовании. Для юношей трудность вызвало выполнение упражнения «подтягивание на высокой перекладине», а среди девушек – «прыжок в длину с места толчком двумя ногами» [3].

Рис. 4 Распределение ответов на вопрос

«Какой норматив вызывает у вас наибольшее затруднение»

На наш взгляд, на данный момент большинство студентов высших учебных заведений заинтересованы в том, чтобы иметь хорошую физическую подготовленность, и именно комплекс «Готов к труду и обороне будет являться тем самым подспорьем в поддержании хорошего здоровья, воли и характера, развитии спортивных навыков и многих других аспектов.

Сам по себе знак отличия ГТО и присвоенный спортивный разряд несут определенную ценность, однако не предоставляют получателю каких-либо преимуществ. Представляется, что для достижения целей комплекса ГТО необходимо законодательно определить дифференцированные преференции для граждан, получивших знаки отличия ГТО и спортивные разряды. Такими бонусами, к примеру, можно рассмотреть небольшие материальные вознаграждения, надбавка к стипендии, оплата каких-либо спортивных занятий, льготы и так далее.

Таким образом, в настоящее время тема возрождения комплекса ГТО как никогда актуальна, поскольку содержит нормативную основу физического воспитания студенческой молодежи и является критерием определения уровня физической подготовленности, но современная модель, установленная приказом президента Российской Федерации в 2014 году, все еще недостаточно развита и продумана. Надеемся, что данная идея единой подготовки студентов и остальных слоев населения не потеряет своей популярности и будет улучшать их физическую культуру личности, формировать духовно-нравственное и патриотическое воспитание.

Список литературы

  1. Дугнист П.Я., Романова Е.В. Мотивация молодежи к занятиям физической культурой и спортом: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма», 2016. - С. 164-167.

  2. Курамшин Ю.Ф. Комплекс ГТО в системе физического воспитания студентов: история создания и развития / Ю.Ф. Курамшин, Р.М. Гадельшин // Теория и практика физической культуры. - 2014. – № 7. – С. 9.

  3. Методические рекомендации по организации проведения испытаний (тестов), входящих во Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО), 2014.

Просмотров работы: 658