В 2015 году Институт социологии РАН провел исследование в десяти городах РФ, результаты И. В. Журавлев зафиксировал в монографии «Здоровье студентов: социологический анализ». Исследователи здоровья вузовской молодежи констатируют низкую физическую активность у 76% студентов, при этом избыточную массу тела имеют 15-20%. Согласно социологам РАН, 53% обучающихся в вузах болеют ОРЗ и гриппом от 3 до 8 раз в год. В то же время врачи медико-санитарной части УрФУ отмечают, что первокурсники и второкурсники переносят ОРВИ или грипп 4-5 раз в год, а третьекурсники и четверокурсники уже 3-4 раза. Таким образом, проблема недостатка двигательной активности актуальна для студенческой молодежи и сотрудников университетов по всей России.
Нашей генеральной целью явилась нормализация двигательной активности первокурсников УрФУ во время учебного процесса. Общими целями стали: введение физкультурной паузы в режиме учебного дня и демонстрация пятиминутного видеофильма с представлением правильной техники исполнения физических упражнений.
Задачи, которые мы поставили для себя:
разработать комплекс упражнений для физкультурной паузы;
проконсультироваться с преподавателем по физической культуре УрФУ;
заключить договор с ректором УрФУ, предусматривающий издание приказа о введении физкультурной паузы для первокурсников;
заключить договор со студенческими СМИ о размещении материалов о введении физкультурной паузы;
подготовить тексты о введении физкультурной паузы и направить их в студенческие СМИ;
распространить информацию о введении физкультурных пауз в социальных сетях;
заключить договор об аренде спортивного зала с деканатом одного из институтов УрФУ;
записать видео комплекс физкультурной паузы;
смонтировать видеоролик;
распространить его в социальных сетях;
встретиться с первокурсниками-спорторгами академических групп и рассказать им о введении физкультурной паузы в вузе.
Предполагается, что комплекс физических упражнений будет выполняться ребятами один раз в день в середине предобеденной пары в течение 5 минут. Первокурсники выполнят ее стоя возле рабочих мест в своей повседневной одежде. В комплекс физических упражнений будут включены упражнения в потягивании для расслабления и вытяжения позвоночника и мышц спины, суставная гимнастика для рук и ног, на расслабление глаз и кистей рук, упражнения общего воздействия (например, марш на месте). Чтобы первокурсники выполняли упражнения с правильной техникой, ребятам каждый раз будет демонсрироваться пятиминутный видеоролик. Комплекс упражнений для видеоролика подготовят и продемонстрируют члены команды проекта. В видеосюжетах будет использоваться ритмическая музыка, которая повысит эмоциональный тонус, задаст темп упражнениям. Проект направлен именно на первокурсников, потому что они проходят важный процесс адаптации, когда студенты подвержены несоблюдению режима труда и отдыха из-за большой умственной нагрузки, у них снижены защитные функции организма. Кроме того, они менее всего осведомлены о пользе двигательной активности и правильности выполнения упражнений.
Для реализации проекта в УрФУ необходимы 15 человек. Менеджером проекта могут быть организованы внутренние «отделы»: журналистский, технический и отдел по спортивно-массовой работе. Студенты — журналисты напишут материалы для студенческих СМИ и помогут при создании видеоролика. Студенты-спортсмены составят комплекс необходимых физических упражнений для видеоролика. В команду проекта также необходимо привлечь студентов: видеооператора и специалиста по монтажу. Всем задействованным студентам предполагается единовременная выплата повышенной стипендии, продвижение участников проекта в университете на конкурсах. Привлекая студентов по специальности, менеджер проекта обеспечит наличие интеллектуальных и профессиональных ресурсов.
Составляя календарный план (Табл. 1), мы определили, что критический путь проекта составляет 13 дней. Стоимость ведения физкультурной паузы в УрФУ, по нашим подсчетам, составляет 30 тысяч 90 рублей. При чем 30 тысяч — денежное вознаграждение участников проекта (15 человек) в качестве единовременной повышенной стипендии, предусмотренной в договоре менеджера проекта с проректором по социальной работе и Союзом студентов. На 60 рублей планируется закупить три шариковые ручки для разработки и фиксации комплексов физических упражнений, 30 рублей — на четверть упаковки бумаги формата А4.
Таблица 1
Календарный план
Задача |
Время на выполнение |
Название ресурса |
|
1 день |
Профессиональные |
|
1 день |
Информационные |
|
3 дня |
Правовые |
|
1 день |
Правовые |
|
3 дня |
Профессиональные |
|
1 день |
Информационные |
|
1 день |
Правовые |
|
1 день |
Технологические |
|
1 день |
Технологические |
|
1 день |
Информационные |
11.Встретиться со споторгами-первокурсниками |
1 день |
Информационные |
Кроме того, у каждого указанного в проекте действия могут случиться непредвиденные риски. В связи с этим мы разработали противорисковые мероприятия к событиям с чрезвычайно высоким, высоким и средним статусом. (Табл. 2)
Таблица 2
План реагирования на риски
Задачи проекта |
Виды рисков |
Статус риска |
Программа противорисковых мероприятий |
1.Разработать комплекс упражнений для физкультурной паузы среди первокурсников УрФУ |
Внутрипроектные риски нетехнического характера: 1)Неквалифицированный персонал (неверный подбор упражнений для студентов) Технико-технологические 2) Срыв графика работ по разработке комплекса упражнений |
Высокий Чрезвычайно высокий |
Превентивные меры: 1)сотрудники заранее подбираются из старшекурсников – студентов ИФКСиМП; при необходимости подбирается необходимая литература для грамотного составления комплекса упражнений 2)Контроль работы отдела через; включение дополнительной рабочей силы на волонтерской основе Пострисковые: 1)Подбор и чтение необходимой литературы по составлению комплекса упражнений; ежедневное тестирование упражнений на себе 2) Личный контроль и помощь команде по разработке упражнений менеджера проекта |
2.Проконсультироваться с преподавателем по поводу эффективности разработанного комплекса |
Внутрипроектные риски нетехнического характера: 1)Отсутствие доступного консультанта или его контактов |
Средний |
Превентивные меры: 1)Подготовить менеджеру проекта студентам ИФКСиМП список консультантов – преподавателей; узнать их контакты Пострисковые меры: 1)Завести менеджеру проекта базу контактов консультантов |
3.Заключить договор с ректором, предусматривающий издание приказа о введении физкультурной паузы |
Правовые 1)Отказ в издании приказа Технико-технологические 2)Срыв графика работ по изданию приказа |
Средний Чрезвычайно высокий |
Превентивные меры: 1)Подготовка аргументов в пользу введения физкультурной паузы 2)После заключение договора уточнить сроки издания приказа; заключить договор, включающий дату издания приказа Пострисковые меры: 1)Составить список интересов руководства; предусмотреть включение интересов в реализации каждой задачи проекта 2)Взаимодействие с руководством, подготовка еженедельных отчетов по ходу реализации проекта |
4.Заключить договор со студенческими СМИ о размещении материалов о введении физкультурной паузы |
Правовые 1) Несогласие размещать материалы |
Средний |
Превентивные меры: 1)Подготовить договор на размещение материалов, учитывающий интерес студенческих СМИ (предоставление информационных поводов, качественных материалов), разместить информацию в социальных сетях Пострисковые меры: 1)Разместить вышедший газетный номер с материалом в социальных сетях; договориться о дальнейшем сотрудничестве на основе прохождения практики одного из участников проекта |
5.Связаться со спорторгами академических групп через Профсоюз студентов и социальные сети |
Технико-технологические 1) Отсутствие спорторга в группах 2)Отсутствие контактов спорторга |
Чрезвычайно высокий Низкий |
Превентивные меры: 1)Предварительная связь с профсоюзом, чтобы информировать о том, что каждой группе необходим спорторг, собрать контакты спорторгов, создать группу в социальных сетях для назначенных спорторгов 2)Создать базу контактов спорторгов групп Пострисковые меры: 1)Регулярное ведение группы в социальных сетях, общение со спорторгами |
6.Встретиться с первокурсниками-спорторгами академических |
Технико-технологические 1)Неполная явка спорторгов |
Высокий |
Превентивные меры: 1)Распространить информацию о встрече команды со спорторгами в социальных сетях Пострисковые меры: 1)Регулярное ведение группы спорторгов в социальных сетях; размещать информацию о ходе реализации проекта |
Разрабатывая проект, мы опирались на рекомендации исследователей, которые изучают данную проблематику: И. В. Ильич, М. Я. Виленский, А. А. Горшков, В. М. Баршай. Они отмечают, что физические упражнения, выполняемые регулярно в течение учебного дня, снимут нервно-мышечное напряжение, повысят иммунитет, работоспособность, улучшат уровень усвоения нового материала, облегчат вхождение в новый коллектив. Кроме того, повысится врабатываемость, улучшится дисциплина, активный отдых тонизирует весь организм. При этом в нашем проекте физкультурная пауза выступает дополнительным средством нормализации двигательной активности первокурсников, профилактикой гиподинамии и связанных с ней заболеваний сердечно-сосудистой системы и внутренних органов.
Литература:
Баршай В. М. Гимнастика: учебник / В. М. Баршай, В. Н. Курысь, И. Б. Павлов. – 2-е изд. доп. и перераб. – Ростов н/Д : Феникс, 2011. – 330 с.: ил. – (Высшее образование)
Боронина, Л. Н. Основы управления проектами : [учеб. пособие] / Л. Н . Боронина, З. В. Сенук ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2015. — 112 с.
Виленский М. Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учеб пособие / М. Я. Виленский, А. Г. Горшков. – М.: Гардарики, 2007. – 280 с.
Жеребцов А. В. Физкультура и труд [Электронный ресурс]./А. В. Жеребцов. – Москва, 1988. Режим доступа http://archive.volgodonskgorod.ru/read.php?id0=2176 (Дата обращения 17.11.2016)
Ильинич В. И. Физическая культура студентов и жизнь : учебн. / В. И. Ильинич. М.: Гардарики, 2005. - 366 с.
1 Жеребцов А. В. Физкультура и труд [Электронный ресурс]. - URL.: http://archive.volgodonskgorod.ru/read.php?id0=2176 (Дата обращения 17.11.2016)