ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ

Сербина В.Н. 1
1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Финансовый анализ в коммерческой организации нужен для того, чтобы обосновать управленческие решения в сфере финансового менеджмента. Финансовый менеджмент, как правило, применяется к деятельности ОАО, но универсальность его методологии может позволить применять финансовый анализ в коммерческих организациях с любой правовой формой. Однако однозначная трактовка финансового анализа и его функций так и не была сформулирована. [3]

На западе в широком смысле слова финансовый аналитик подразумевает любого пользователя финансовой информации. В узком смысле – специалист сферы управления ценными бумагами на финансовых рынках. Финансовый менеджер, который является исполнителем финансового анализа и использует его результаты – называют специалиста по управлению финансовыми средствами крупной компании.

В науке и практике в России считается, что финансовый анализ включает в себя разделы аналитической работы, которые входят в систему финансового менеджмента, то есть те, которые связаны с управлением финансами организации, включая и рынок капитала. Часто финансовый анализ понимают как бухгалтерский, что не совсем правильно. Таким образом сужается содержание и цели финансового анализа, возможности использования его результатов, а так же информационная база.

Рассмотрим финансовый анализ как вспомогательный инструмент финансового управления. Для начала важно определить содержание финансового менеджмента как прикладной науки, которая включает в себя методологию и практику управления финансами предприятия. В традиционном подходе в качестве объектов управления финансового менеджмента рассматриваются:

  • функционирующие активы и инвестирование капитала;

  • структура капитала и привлечение необходимых источников финансирования.

Финансовый менеджмент заключается в таких действиях, как приобретение, финансирование и управление активами, направленных на достижение конкретной цели.

Это значит, что управленческие решения в сфере финансового менеджмента можно относить к следующим операциям с активами: управление инвестициями и финансированием. [1]

Существует объектно-процедурный подход, в основе которого лежат две ключевые идеи:

1. финансовый менеджмент выступает в роли системы действий по улучшению финансовой модели фирмы, или в более узком смысле его баланса, который может выделить все объекты внимания финансового менеджера;

2. динамический аспект деятельности финансового менеджера обуславливается формулированием пяти ключевых вопросов, определяющих суть его деятельности:

  • благоприятно ли положение предприятия на рынках благ и факторов производства и какие меры способствуют его неухудшению;

  • обеспечивают ли денежные потоки ритмичность платежно-расчетной дисциплины;

  • эффективно ли функционирует предприятие в среднем;

  • куда вложить финансовые ресурсы с наибольшей эффективностью;

  • откуда взять требуемые финансовые ресурсы.

В схеме (рис.1) представлена взаимосвязь баланса и управленческих решений по инвестированию и вложению капитала.

Актив

 

Пассив

 

Постоянный капитал

Долгосрочные (внеоборотные) активы (основной капитал):

  • основные средства

  • нематериальные активы

  • долгосрочные финансовые вложения

Долгосрочные обязательства

Постоянный капитал

Капитал собственников:

  • уставный капитал

  • добавочный капитал

  • резервный капитал и не распределенная прибыль прошлых лет

  • нераспределеннная прибыль отчетного года как прирост капитала

Переменный капитал

Текущие (оборотные) активы (оборотный капитал):

  • запасы

  • дебиторская задолженность

  • денежные средства

Текущие (краткосрочные) обязательства:

  • Краткосрочные кредиты и займы

  • Кредиторская задолженность

Решение по выбору вариантов инвестирования капитала

Решение по выбору источников финансирования активов

Левосторонние риски

Правосторонние риски

Доходность капитала

Стоимость капитала

Рентабельность инвестированного капитала

Средневзвешенная стоимость капитала

Рис. 1 Баланс как финансовая модель организации

Инвестирование и привлечение капитала, полученные доходы и произведенные расходы сопутствуются денежными потоками, управление которыми относится к числу главных задач в финансовом менеджменте.

Показатели прибыли, рентабельности инвестированного капитала, денежного потока являются основными при обосновании управленческих решений и рассматриваются как факторы, определяющие достижение цели финансового менеджмента — рост благосостояния акционеров, а критерием эффективности реализуемых управленческих решений является стоимость, качественное и количественное определение которой представляет довольно сложную задачу. [1]

Субъект управления в финансовом менеджменте - это финансовый руководитель высшего звена (финансовый директор), роль которого в управлении крупной компанией весьма значительна, а функции разнообразны. Они определены задачами в области финансового анализа и финансового планирования как инструментов осуществления цели финансового менеджмента с учетом внутренних условий функционирования организации и факторов внешней среды.

В России статус финансового директора, общий перечень его должностных обязанностей и квалификационные требования определены в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих. В соответствии с этим документом в должностные обязанности финансового директора (заместителя директора по финансам) входят определение финансовой политики организации, разработка и осуществление мер по обеспечению ее финансовой устойчивости; руководство работой по управлению финансами исходя из стратегических целей и перспектив развития организации. Помимо выполнения других важных функций финансовый директор принимает меры по обеспечению платежеспособности, рациональной структуры активов, обеспечивает предоставление необходимой финансовой информации внутренним и внешним пользователям, организует работу по проведению анализа и оценке финансовых результатов деятельности организации и разработке мероприятий по повышению эффективности управления финансами. Финансовый директор обязан знать методы анализа и оценки эффективности финансовой деятельности организации, методы и порядок планирования финансовых показателей. [3]

Характер требований, предъявляемых к финансовому директору организации, определен ее величиной и структурой, областью деятельности, стратегией развития и другими факторами. Но в общий перечень обязанностей финансового директора средней и крупной компании, бесспорно, входит финансовый анализ, мониторинг финансовых показателей, позволяющих оценивать достижение ее стратегических целей и показателей оперативного финансового управления, обоснование управленческих решений в области финансового управления, обобщающая оценка рисков.

С этой точки зрения представляется необходимым определить предмет и содержание финансового анализа, что немаловажно не только с научной, но и с практической точки зрения — корректно организованная аналитическая работа обладает исключительным значением для своевременного принятия управленческих решений.

На наш взгляд, финансовый анализ следует понимать как анализ эффективности операционной деятельности, способов привлечения капитала и инвестирования капитала в целях поддержания постоянной платежеспособности, получения прибыли и увеличения стоимости организации. Такое определение позволяет увязать факторы повышения стоимости компании с финансовыми показателями, выделить стратегические и оперативные аспекты финансового анализа, а также его содержание в разрезе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. [2]

Вопросы разработки стратегии, ее пересмотра и оптимизации в современном менеджменте становятся неразрывно связанными с управлением стоимостью компаний. Способность менеджмента компании находить и эффективно использовать возможности для наращивания стоимости формирует и принципиально новую область основной компетентности — умение «создавать» стоимость превращается в источник конкурентного преимущества. Стоимость рассматривается как экономический критерий, отражающий влияние принимаемых решений на все показатели, по которым оценивается деятельность компании (доля рынка, конкурентоспособность, доходы, инвестиционные потребности, операционная эффективность, потоки денежных средств и уровень риска), позволяющий ранжировать варианты в ситуации выбора.

Ориентация стратегии компании на увеличение ее стоимости предполагает отбор и использование в финансовом анализе наиболее информативных показателей, характеризующих аспекты операционной, инвестиционной и финансовой деятельности; достижение целей компании и способы достижения целей как факторы эффективности.

При этом немаловажно различать стратегические показатели и показатели оперативного анализа и контроля хозяйственной деятельности; запаздывающие (отражающие прошлые события) и опережающие (отражающие прогнозные оценки) индикаторы. Оптимальное количество тех и иных позволяет понизить объем избыточной информации и в значительной степени определяет качество анализа и управленческих решений. Бескрайнее моделирование производных показателей, их чрезмерная детализация, наделение показателей не свойственными им характеристиками, расширение объема управленческой информации приводит к увеличению затрат на сбор и обработку информации, ее избыточности и неэффективному использованию. [4]

Таким образом, изложенный подход к осознанию сути финансового анализа, во-первых, расширяет его информационную базу и задачи внутреннего финансового анализа и трансформирует его в финансово-экономический анализ, основанный на изучении взаимосвязи финансовых и нефинансовых показателей. В сферу финансового анализа вовлекаются нефинансовые показатели, характеризующие факторы роста стоимости компании и риски с точки зрения их совокупного влияния на финансовые показатели. Одновременно становится очевидной задача отбора информативных стратегических и оперативных показателей для планирования и оценки операционной, инвестиционной и финансовой деятельности, наилучшим образом учитывающих специфику деятельности организации и ее организационной структуры, скорость оборота капитала, особенности формирования доходов, состав и структуру расходов, потребность в финансировании; финансовые, операционные, технологические и стратегические риски компании. При этом формирование информационной базы должно быть подчинено задачам формирования системы показателей и целям анализа.

Во-вторых, необходимость контроля достижения стратегических целей с позиций концепции VBM определяет необходимость формирования управленческой финансовой отчетности, адекватно отражающей динамику факторов стоимости, и предполагает более существенную ориентацию на опережающие индикаторы, на основе которых возможен прогнозный анализ результатов деятельности и достижения целей компании.

Источники:

  1. Данилин В. И. Финансовый менеджмент: категории, задачи, тесты, ситуации. Учеб. пособие. М.: Проспект, 2014. https://play.google.com/books/reader?id=MHhWAgAAQBAJ&printsec=frontcover&output=reader&hl=ru&pg=GBS.PA6.w.0.0.1

  2. Григорьева, Т. И. Финансовый анализ для менеджеров: оценка, прогноз: учебник для магистров / Т. И. Григорьева. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2013. - 17 с. http://urss.ru/PDF/add_ru/189772-1.pdf

  3. Закирова О.В. Совершенствование управления структурой капитала производственного предприятия / О.В. Закирова, О.П. Кудрявцева // Вестн. НГИЭИ. - 2016. - № 1 (56). - С.100 — 106; http://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-upravleniya-strukturoy-kapitala-proizvodstvennogo-predpriyatiya

  4. Мамишев В.И. Структура капитала и ее влияние на стоимость компании // Пробл. соврем. экономики. - 2015. - №1 (53). - С.91-95 http://cyberleninka.ru/article/n/struktura-kapitala-i-ee-vliyanie-na-stoimost-kompanii

Просмотров работы: 906