ОБРАЩЕНИЕ ТВЁРДЫХ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ В ВОИНСКОЙ ЧАСТИ В УСЛОВИЯХ АУТСОРСИНГА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОБРАЩЕНИЕ ТВЁРДЫХ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ В ВОИНСКОЙ ЧАСТИ В УСЛОВИЯХ АУТСОРСИНГА

Калыков Д.Д. 1, Кучер М.И. 1, Френкель Е.Э. 1
1Вольский военный институт материального обеспечения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Проблема обращения твёрдых коммунальных отходов (ТКО) – одна из актуальнейших проблем современности – в последнее время приобретает всё большее экологическое, экономическое и воспитательное значение. Любое мероприятие, позволяющее использовать бытовые отходы и при этом покрывать затраты на их сбор, переработку, утилизацию и извлекать прибыль, становится выгодным проектом и условием выживания человечества в условиях глобального экологического кризиса.

XX век вошёл в историю как период, для которого характерна так называемая «экономика потребления». Большинством населения развитых стран взята на вооружение такая модель поведения: «использовал – выбросил» (имеется в виду частая смена предметов быта, одежды и пр.). Такой поход привёл к значительному росту объёмов ТКО. Так, в РФ ежегодно образуется несколько млрд т отходов, из которых на вторичную переработку идёт не более одной трети, в городе Санкт-Петербурге только за один день образуется 2,5–3 тыс. т ТКО. Производство ТКО колеблется между 0,5 и 1,2 кг на человека в день. Данные показатели имеют тенденцию к постоянному увеличению, что вызвано экономическим ростом в России и странах СНГ. Стоит также отметить, что подобное состояние характерно и для Казахской Республики Так, в 2015 году Казахстан занял второе место по запасам отходов, содержащих стойкие органические загрязнители, среди стран Европы, уступив лишь России.

«По запасам отходов, содержащих стойкие органические загрязнители, Казахстан занимает второе место среди стран Восточной и Центральной Европы после Российской Федерации. Общий объём отходов, содержащих стойкие органические загрязнители, на сегодня составляет около 250 тысяч тонн, – сообщила глава департамента по возобновляемым источникам энергии Министерства энергетики Казахстана Айнур Соспанова на конференции по развитию сектора по переработке отходов в Казахстане в сентябре 2015 года1.

В 2013 году в Казахстане была принята Программа модернизации системы управления твёрдыми бытовыми отходами на 2014−2050 годы. Главной целью данной программы является повышение эффективности, надёжности, экологической и социальной приемлемости комплекса услуг по сбору, транспортировке, утилизации, переработке и захоронению твёрдых бытовых отходов (ТБО), увеличение доли переработки ТБО, а также обеспечение безопасного захоронения отходов. Реализация программы разделена на три этапа: 1 этап – 2014−2020 годы, 2 этап – 2021−2030 годы, 3 этап – 2031−2050 годы. Общий бюджет программы составляет 128,424 млрд тенге (25,68 млрд руб.). При этом финансирование из республиканского бюджета составляет 884,53 млн тенге (176,9 млн руб.), из местных бюджетов (2015−2020 годы) – 52,5 млрд тенге (10,5 млрд руб.) тенге. Частные инвестиции составят 74,9 млрд тенге (14,9 млрд руб.)2.

В отвалах и хранилищах РФ накоплено почти 100 млрд т твёрдых отходов, в том числе почти 2 млрд т отходов, содержащих токсичные канцерогенные вещества.

Количество и разнообразие ТКО России и стран СНГ стремительно возрастает. Создавшаяся ситуация с ТКО потребовала привлечь значительные интеллектуальные, финансовые и материальные ресурсы для решения этой сложной проблемы.

Экологическая ситуация вокруг ТКО обострилась в связи с тем, что за время своего существования (особенно за вторую половину XX века) человек уничтожил более половины естественных экосистем планеты, которые способны перерабатывать отходы человеческой жизнедеятельности. По мнению специалистов, объём допустимого воздействия на биосферу превышен сейчас в несколько раз. В окружающую среду выбрасываются тысячи тонн веществ, которые в ней никогда не содержались и которые зачастую не поддаются или слабо поддаются разрушению (микроорганизмы редуценты уже не способны выполнять эту функцию). Общество столкнулось с противоречиями между растущими человеческими потребностями и невозможностью биосферы обеспечить ассимиляцию и переработку отходов.

Военные объекты также являются источниками загрязнения окружающей природной среды. Жизнедеятельность большого числа военнослужащих, гражданский персонал, вооружение, военная техника, сконцентрированные на небольшой территории, приводят к образованию значительного количества отходов – ТКО, которые вполне справедливо относят к основным экологически опасным факторам, влияющим на состояние здоровья человека.

Актуальность данной темы подтверждается потребностями обучающихся курсантов в формировании и развитии профессиональных компетенций, связанных с оперативным обращением ТКО в воинской части. Решение задач в этой области возможно исключительно на основе объединения достижений науки, техники, новых информационных технологий.

Важность и своевременность разработки темы обусловлена необходимостью обеспечения экологической безопасности в воинской части и разработки технологий обращения ТКО.

Предметом исследования данной работы является экосистема воинской части, надлежащее экологическое состояние которой является одним из главных условий её жизнеобеспечения.

Объектом исследования являются главные компоненты обращения ТКО в воинской части, способы и методы, применяемые при обращении с ТКО.

Цель работы: изучение технологии обращения ТКО в воинской части.

В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие основные задачи:

1. Определить и исследовать тенденции и перспективы развития системы обращения ТКО на основе анализа отечественного и зарубежного опыта.

2. Разработать современную методологию организации и развития системы обращения ТКО в воинской части.

Методы исследования: аналитический и системный подход. Для решения поставленных в работе задач также использовались методы имитационного моделирования технологических процессов, методы компьютерного моделирования.

Практическая значимость результатов и реализация результатов работы:

Разработанная и внедрённая в учебный процесс современная методология организации и развития системы обращения ТКО в воинской части позволила повысить эффективность и практическую значимость изучения дисциплин «Экология», «Концепции современного естествознания» и «Химия» в Вольском военном институте материального обеспечения.

Структура и объём работы. Военно-научная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЩЕНИЯ ТКО В ВОИНСКОЙ ЧАСТИ

1.1 Понятие и классификация твёрдых коммунальных отходов

Под экологической безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства, а также окружающей природной среды от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на нее; положение, при котором отсутствует угроза нанесения ущерба природной среде и здоровью населения.

Военными объектами называют войска, вооружение и военную технику, части территории, акватории, воздушного пространства с расположенными на них предприятиями, учебными заведениями и другими сооружениями, которые находятся под юридической ответственностью МО РФ и предназначены для осуществления всех видов военной деятельности.

Направления взаимодействия военного объекта с окружающей природной средой представлены рис. 1:

 

Потребление ресурсов

 

 

Рациональное

ресурсопотребление

 

 

Воздействие экологических факторов

Экологическая экспертиза проектов

Изменения в природе

 

 

Защита войск

 

Обезвреживание

отходов

 

Загрязнение

окружающей среды

 

Рисунок 1 – Направления взаимодействия военного объекта с окружающей природной средой

Схема наглядно показывает:

  1. Военный объект для поддержания боеспособности потребляет природные ресурсы.

  2. Военный объект является загрязнителем окружающей природной среды.

  3. Военный объектсам подвергается воздействию экологических факторов, которые возникают как ответная реакция техногенно изменённой окружающей среды на вышеперечисленные воздействия.

Проблема загрязнения окружающей природной среды требует пристального изучения и безотлагательного решения.

Согласно источнику3 под термином «отходы» понимают остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий, продуктов или дополнительный продукт, образующийся в процессе или по завершении определённой деятельности, или не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Твёрдые коммунальные отходы (ТКО) – это отходы, образующиеся в жилых и общественных зданиях, торговых, зрелищных, спортивных и др. предприятиях (включая отходы от отопительных устройств местного отопления, смёт, опавшие листья, а также крупногабаритные отходы)4. Это определение равнозначно зарубежному термину «твёрдые муниципальные отходы» – Municipal Solid Waste.

Основным законом, определяющим правила обращения ТКО, является Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»5.

В Республике Казахстан основы обращения с отходами производства и потребления определяются Законом [6] и другими нормативными документами. Введение их в действие поставило на юридическую основу работы по обращению с отходами.

Под обращением с ТКО понимается деятельность, связанная с образованием, учётом, перемещением, (включая трансграничное), обезвреживанием, размещением отходов в окружающей среде (хранением, в том числе временным на территории воинской части и захоронением), а также и их использованием.

Согласно определениям6:

Обращение с отходами – деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Размещение (удаление) отходов – любая операция по хранению и захоронению отходов.

Хранение отходов – содержание отходов в объектах размещения отходов в целях последующего захоронения, обезвреживания или использования.

Захоронение отходов – изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Использование отходов – применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии.

Обезвреживание отходов – обработка отходов, в том числе сжигание и обезвреживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

В России основы обращения с отходами производства и потребления, как уже было сказано, определяются Федеральным Законом РФ от 24.06.98 г. № 89-ФЗ и другими нормативными документами. Введение их в действие поставило на юридическую основу работы по обращению с отходами. В соответствии с ними производитель отходов обязан:

принимать надлежащие, обеспечивающие охрану окружающей среды и сбережение природных ресурсов, меры по обращению с отходами;

соблюдать действующие экологические, санитарно-эпиде­миологические и технологические нормы и правила при обращении с отходами;

осуществлять раздельный сбор образующихся отходов по их видам, классам опасности и другим признакам с тем, чтобы обеспечить их использование в качестве вторичного сырья, переработку и последующее размещение;

обеспечивать условия, при которых отходы не оказывают вредного воздействия на состояние окружающей среды и здоровье людей;

обеспечивать выполнение установленных нормативов предельного размещения отходов и прочее.

В настоящее время в России обязательным является ведение Каталога отходов7, которое осуществляет МПР России и его территориальные органы. Учёту отходов в Каталоге отходов подлежат все виды отходов, за исключением радиоактивных. Производитель отходов представляет в территориальный орган МПР России заявку на учёт отходов в Каталоге отходов и исходные данные по каждому отходу, которые включают сведения о:

  • происхождении отхода;

  • агрегатном состоянии отхода;

  • химическом составе с указанием метода определения;

  • классе опасности отхода в соответствии с нормативным документом.

На основании этих данных для внесения в Каталог отходу присваивается код в соответствии с системой 13-ти уровневой классификации8 и кодирования отходов (Приказ МПР РФ от 2.12.2002 г. № 786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» с дополнением № 663 от 30.07 2003 г.). Федеральный классификационный каталог отходов – перечень образующихся в Российской Федерации отходов, систематизированных по совокупности приоритетных признаков: происхождению, агрегатному и физическому состоянию, опасным свойствам и степени вредного воздействия на окружающую среду.

Проблема обращения с отходами производства и потребления является одной из наиболее актуальных и трудно решаемых экологических проблем не только в России, но и во всем мире. Решение этой проблемы является одной из важнейших задач и при обеспечении экологической безопасности ВС РФ.

В таблице А-1 (Приложение А) приведён примерный перечень отходов образующихся в ходе повседневной деятельности на типовых военных объектах. Из перечня исключены следующие опасные отходы военных объектов, при обращении с которыми предъявляются особые требования и переработкой которых занимаются специальные подразделения МО РФ и промышленности:

  1. радиоактивные отходы;

  2. отходы, содержащие отравляющие вещества и продукты их деструкции;

  3. отходы, содержащие компоненты ракетных топлив продукты и их трансформации;

  4. отходы, содержащие взрывчатые вещества (инженерные боеприпасы, артиллерийские снаряды и другая пиротехника);

  5. опасные, чрезвычайно опасные и радиоактивные отходы лечебно-профилактических учреждений (Классы Б, В, Д – СанПиН 2.1.7.728-999);

  6. биологические отходы – трупы птиц и животных, в том числе – лабораторных – («Ветеринарные санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов» 4.12.95 г. № 13-7-2/469);

  7. отходы, содержащие аварийно химически опасные вещества (АХОВ).

Из представленных в таблице, прежде всего, следует выделить твёрдые бытовые отходы (ТКО), включающие в свой состав в основном следующие виды отходов: бумага, картон, кухонные отходы, дерево, кожа, камень, резина, текстиль, искусственные материалы (в основном, полиэтилен), кости, металл, стекло, керамика и пр.

В России действует планово-регулярная система сбора и удаления ТКО, предусматривающая вывоз отходов из мест образования с установленной периодичностью независимо от их ведомственной принадлежности. Степень охвата этой системой всего населения России составляет от 50 до 80 %. Постоянно совершенствуются системы сбора отходов с применением сменяемых и несменяемых контейнеров. В эту систему обращения с ТКО вписываются и воинские части и соединения ВС РФ.

В мировой практике находят применение традиционные и нетрадиционные направления обезвреживания и переработки отходов.

Среди традиционных – складирование отходов на специально подготовленных полигонах; сжигание отходов; полевое компостирование; комплексная переработка ТКО, сочетающая элементы их сортировки с полевым компостированием части ТКО и термической переработкой неутилизируемой части ТКО.

Складирование (захоронение) ТКО на специальных полигонах долгое время оставалось одним из основных видов удаления отходов. Полигоны – это усовершенствованные свалки, на которых ТКО подлежат захоронению с уплотнением и послойной засыпкой грунтом или другим инертным материалом. Однако рост затрат на захоронение, наличие постоянной экологической опасности, сложность выделения и обустройства новых свалочных мест стимулирует во всех странах переход к промышленной переработке отходов, обеспечивающей экономию земельных ресурсов, использование ряда компонентов отходов в качестве вторичного сырья, производство из отходов новой продукции, решает экологические проблемы. Постепенный переход от полигонного захоронения к промышленной переработке отходов – основная тенденция решения проблемы отходов в мировой практике.

Полевое компостирование является простым способом получения компоста. Способ включает отсев некомпостируемой фракции и получение компоста из оставшейся части отхода. Отходы укладываются в штабели на специально подготовленную площадку. Технология может предусматривать естественный воздухообмен и принудительную подачу воздуха в массу отходов для протекания биотермического процесса. Компостирование отходов с применением специального оборудования (например, биобарабанов) является индустриальным методом.

Сжигание ТКО рассматривается как оперативный метод обезвреживания отходов, которое не требует предварительной сортировки. Термический метод позволяет уменьшить объём отходов в 10 раз, использовать тепло сжигания для отопительных целей и снижает загрязнение отходами почвы, воды. Наибольшее распространение получили слоевое сжигание несортированных отходов в котлоагрегатах с подвижными колосниковыми решетками разной конструкции и сжигание ТКО в топке кипящего слоя с предварительным отделением металла.

На термическом методе базируется создание мусоросжигательных заводов. Однако сжигание заодно уничтожает ценные компоненты, загрязняет атмосферу и даёт достаточно много золошлаковых отходов, которые тоже подлежат захоронению на полигонах.

Объективное изучение мировой техники и тенденции её развития, на основе аналитической, эколого-экономической и технологической оценки методов переработки отходов и принципов их системного объединения позволяют сделать вывод, что не существует какого-либо одного универсального метода переработки отходов, удовлетворяющего современным требованиям экологии, экономики, ресурсосбережения. Стремление использовать для переработки всей массы отходов один конкретный метод (например, сжигание) приводит к неоправданному увеличению затрат и усиливает негативное влияние технологии на окружающую среду. Наиболее верным подходом является комплексная переработка отходов, начинающаяся с их сортировки. Примерами технологий, которые могут быть при этом использованы, являются сжигание горючей составляющей отходов, прессование металлической, дробление стеклянной и керамической фракций, ферментация биоразлагаемых отходов и т.п.

К нетрадиционным направлениям обращения с ТКО относятся принципиально новые технологии, направленные не на уничтожение или захоронение отходов, а на использовании их в качестве сырья, для чего внедряется система раздельного сбора мусора, глубокой сортировки и повторного использования (рециклирования).

Решение проблемы обращения ТКО осложняется в отдаленных гарнизонах, в местах временного расположения войск, а также – в местах расположения ограниченных контингентов ВС РФ за рубежом. Наиболее рациональным для этих случаев является обеспечение войск малогабаритными мобильными печами сжигания, установками для прессования ТКО и их последующего вывоза к месту захоронения или переработки.

Не менее сложными являются вопросы обращения с отходами производства. Среди них – шины, аккумуляторы, ртутные лампы, утратившие свои потребительские свойства, краски, щёлочи, нефтеотходы и пр.

Достаточно часто многие виды отходов производства вследствие нерешённости проблемы попадают в общую массу ТКО, делая их ещё более опасными и усложняя проблему переработки.

В соответствии с нормативными требованиями образование, сбор, накопление, хранение и первичная обработка отходов производства является неотъемлемой составной частью технологических процессов, в ходе которых они образуются, и должны быть отражены в технологических регламентах и другой нормативно-технической документации.

Если говорить о принципиальной возможности переработки отходов, то сегодня не существует отходов производства, которые нельзя было бы переработать тем или иным методом. Главными критериями технологии являются её экологическая безопасность и экономическая эффективность, выраженная в себестоимости переработки одной тонны.

Технологии переработки отходов производства можно классифицировать следующим образом:

термические технологии;

физико-химические технологии;

биотехнологии.

Термические методы применимы для утилизации любых видов отходов. Сущность метода заключается в термической обработке отходов высокотемпературным теплоносителем (контактным или бесконтактным методом), которым могут быть продукты сгорания топлива – плазменная струя, расплав металла или оксида, СВЧ-нагрев отходов. Продукты терморазложения подвергаются окислению, другим химическим взаимодействиям с образованием нетоксичных газообразных, жидких и твёрдых продуктов.

Физико-химические методы переработки отходов не обладают универсальностью, однако могут дать наивысший результат, если использовать отходы как сырьё для получения полезного продукта. Примером является переработка резины, резинотканевых отходов, автомобильных покрышек и пр. Конечной продукцией является резиновая крошка, используемая для покрытий, ковриков подрельсовых прокладок, добавок в битум и т.п. Другим примером является переработка полимерных плёнок.

Одной из сложных задач является проблема переработки ртутьсодержащих отходов. Современные технологии предусматривают демеркуризацию ТКО, выщелачивание, окисление, экстракцию ртути. Технологии могут применяться для создании передвижных комплексов по переработке ртутьсодержащих отходов.

К числу наиболее перспективных технологий обезвреживания отходов относится биотехнология, основанная на использовании микроорганизмов для разложения отходов.

Разработка новых технологий, создание производств по переработке отходов является экономически выгодным делом, и в мире прогнозируется «экопромышленный бум», особенно при всё более ужесточающемся законодательстве во всех странах в области охраны окружающей среды.

Отходы классифицируют по агрегатному состоянию, по видам воздействия на природную среду и человека. В РФ, странах СНГ ТКО классифицируют по источникам образования, по морфологическому составу, по степени опасности, по направлению переработки и т.д.

По агрегатному состоянию различают твёрдые, жидкие, газообразные отходы.

По видам воздействия на природную среду и человека выделяют: токсичные, радиоактивные, пожаро- и взрывоопасные, самовозгорающиеся, коррозионные, реакционноспособные, вызывающие инфекционные заболевания и опасные отходы.

К опасным, согласно Федеральному закону «Об отходах производства и потребления» относятся отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью). Опасными считаются также ТКО, содержащие возбудителей инфекционных болезней, представляющие непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами. Опасные свойства ТКО устанавливаются в соответствии с требованиями приложения III к Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, ратифицированной Федеральным законом «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением»10, и требованиями соответствующих государственных стандартов.

Опасность отходов определяется следующими свойствами:

  • токсичность – способность вызывать хронические заболевания людей, включая онкологические заболевания, при попадании в организм человека через органы дыхания, пищеварения или кожу.

  • пожароопасность определяется по соответствующим ГОСТам, устанавливающим требования по пожарной безопасности, и (или) наличием хотя бы одного из следующих свойств:

  • способностью жидких отходов выделять огнеопасные пары (при температуре не выше 60 °С в закрытом сосуде или не выше 65,5 °С в открытом сосуде);

  • способностью ТКО (за исключением взрывоопасных) легко загораться при трении, вызывать или усиливать пожар;

  • способностью отходов самопроизвольно нагреваться при нормальных условиях или нагреваться при соприкосновении с воздухом, а затем самовозгораться;

  • способностью отходов самовозгораться при взаимодействии с водой или выделять легковоспламеняющиеся газы в опасных количествах;

  • взрывоопасностью – способностью твёрдых или жидких отходов (смеси отходов) к химической реакции с выделением газов при такой температуре, давлении и скорости распространения, способных вызывать повреждение окружающих предметов;

  • высокой реакционной способностью – определяемой содержанием органических веществ – органических пероксидов, которые имеют двухвалентную структуру -О-О- и могут рассматриваться в качестве производных перекиси водорода, в котором один или оба атома водорода замещены органическими радикалами;

  • содержанием возбудителей инфекционных болезней – наличием живых микроорганизмов или их токсинов, способных вызвать заболевания у людей или животных.

Базельская конвенция ввела определение понятия «экотоксичность» ТКО, согласно которому вещества или отходы при попадании в окружающую среду способны или могут оказывать немедленное или отложенное во времени неблагоприятное воздействие на окружающую среду посредством биоаккумуляции и (или) токсического влияния на биотические системы. Экотоксичность ТКО зависит от степени подвижности отходов в окружающей среде.

1.2 Экологические требования обращения с опасными отходами

Опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности. Отнесение отходов к определенному классу опасности осуществляется в соответствии с критериями и в порядке, установленными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами. Класс опасности отходов устанавливается с применением экспериментальных или расчётных методов по степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду при непосредственном или опосредованном воздействии опасного отхода на неё.

Приказ МПР России № 51111 в соответствии со ст.14 Федерального закона № 89-ФЗ от 1998 г. определил критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды.

Таблица 1 – Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды (ОПС)

Степень воздействия на ОПС

Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для ОПС

Класс опасности для ОПС

Очень высокая

Экологическая система необратимо нарушена. Период восстановления отсутствует.

I класс

Чрезвычайно опасные

Высокая

Экологическая система сильно нарушена. Период восстановления не менее 30 лет после полного устранения источника вредного воздействия.

II класс

Высоко опасные

Средняя

Экологическая система нарушена. Период восстановления не менее 10 лет после снижения вредного воздействия от существующего источника

III класс

Умеренно опасные

Низкая

Экологическая система нарушена. Период восстановления не менее трех лет

IV класс

Мало опасные

Очень низкая

Экологическая система практически не нарушена.

V класс

Практически не опасные

На основании Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ12 и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. № 554 введены в действие санитарные правила «Определение класса опасности токсичных отходов производства и потребления. СП 2.1.7.1386–03»13, утверждённые Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 16 июня 2003 г.

Правила устанавливают гигиенические требования и критерии по определению класса опасности ТКО по степени их токсичности и вводятся в целях установления и предотвращения вредного воздействия токсичных отходов на среду обитания, здоровье человека и предусматривают их обезвреживание.

Под обезвреживанием отходов следует понимать деятельность, связанную с обработкой (в том числе со сжиганием и обеззараживанием) ТКО на специализированных установках в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.

Под хранением отходов следует понимать временное содержание отходов в объектах размещения в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.

Под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

С точки зрения элементного состава основу ТКО составляют углеродсодержащие компоненты (табл. 2 и рис. 2).

Таблица 2 – Элементный состав компонент ТКО для России14

Компоненты ТКО

Химическая формула

Зольность,

д. ед.

Влажность,

д. ед.

C

H

O

   

Пищевые отходы

320

508

188

14,9

1,0

0,05

0,7

Одноразовая бумажная посуда, журнальная бумага

581

952

441

3,4

1,0

0,06

0,06

Упаковка, офисная бумага

581

952

441

3,4

1,0

0,06

0,06

Гофрированный картон, газеты

581

952

441

3,4

1,0

0,06

0,06

Садовопарковые отходы

425

636

254

6,41

1,0

0,045

0,6

Ткань, текстиль

979

1396

417

70,2

1,0

0,025

0,1

Кожа

400

635

58,1

57,2

1,0

0,1

0,1

Рисунок 2 – Распределение газоносной способности по компонентам ТКО

Из приведённых данных следует, что именно углеродсодержащие компоненты формируют экологическую нагрузку при размещении ТКО в окружающей среде. Как следствие, в ходе процесса деструкции 1 т ТКО в атмосферу поступает около 80 % генерированного биогаза.

Таким образом, ТКО обладают значительной газоносной способностью. Данный факт позволяет рассматривать возможность использования твёрдые бытовые отходы как источник биогаза для альтернативный энергетики.

Анализ данных табл. 2 показал, что максимальное образование биогаза происходит в первые годы генерации, когда скорость процесса деструкции максимальна (рис. 3).

Рисунок 3 – Изменение распределения генерации биогаза в атмосферу по категориям материалов со временем

На долю долгосрочных эмиссий (за счёт трудно разлагаемых компонентов), которые продолжаются, как правило, сотни лет до полной ассимиляции, приходится около 13,9 % от всего объёма отходов. Распределение эмиссии по компонентам ТКО представлено на рис. 4.

 

Рисунок 4 – Прогноз эмиссии в атмосферу от полигона захоронения ТКО

Убывание разлагаемых компонентов ТКО по массе может быть описано уравнением:

где m – количество оставшейся массы ТКО на момент времени t;

m0 – исходная масса отходов на данный момент времени,t0 , кг;

Т0,5 – время полуразложения, лет;

t – время складирования, лет.

Следовательно, рост содержания в ТКО трудно разлагаемых материалов, таких как резина или пластмассы, направляемых на захоронение, в дальнейшем приведёт к увеличению долгосрочных эмиссий в окружающую среду и ухудшению качества её компонентов.

2 ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЩЕНИЯ ТВЁРДЫХ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ

2.1 Паспортизация опасных отходов

Постоянные компоненты ТКО – это бумага, картон, пищевые остатки, древесина, текстиль, резина, керамика, полимерные материалы, отслужившая свой век мебель, бытовая техника и др. Многие отходы токсичны. Только одна «пальчиковая» батарейка загрязняет солями тяжёлых металлов 20 м3 мусора, а с разбитыми термометрами, люминесцентными и энергосберегающими лампами, другими ртутьсодержащими приборами на полигоны попадает большое количество ртути, поражающей центральную нервную систему человека. Сжигание ТКО при температурах до 600 °С не решает, а усугубляет экологические проблемы, вызывая вторичные загрязнения окружающей природной среды. Установлено, что сжигание при нормальных условиях хлорсодержащих материалов (полимеров, белёной бумаги, упаковочных материалов, остатков пищевых продуктов и т.п.) неизбежно приводит к появлению в дымовых газах опасных веществ – диоксинов и фуранов. Эти вещества обладают мутагенным, канцерогенным, эмбриотоксическим действием, они подавляют иммунную систему человека, вызывая «диоксиновый СПИД» у человека.

Для решения этих неотложных проблем необходимо умелое обращение с ТКО.

Юридической основой обращения с твёрдыми бытовыми отходами являются: Федеральный закон от 24.06.1998 г. № 89 «Об отходах производства и потребления», Постановление Правительства РФ от 26.10.2000 г. № 81815, Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 02.12.2002 г. № 81816, Приказ Ростехнадзора от 15.08.2007 № 57017 и другие нормативно-правовые акты.

В качестве основных механизмов экологического нормирования в сфере обращения с отходами выступают следующие мероприятия:

  • паспортизация;

  • лицензирование;

  • лимитирование;

  • экономическое регулирование.

В качестве основных элементов паспортизации в сфере обращения с отходами (как одного из механизмов экологического нормирования) выступает разработка и использование:

- Государственного кадастра отходов;

- Паспорта опасных отходов;

- Паспорта объектов размещения отходов.

Порядок формирования паспорта опасного отхода определяется «Инструкцией по заполнению формы паспорта опасного отхода», утвержденной приказом МПР России от 02.12.2002 г. № 785.

Паспорт опасного отхода составляется и утверждается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, по согласованию с территориальным органом МПР России по соответствующему субъекту Российской Федерации.

Паспорт опасного отхода составляется:

- на отходы, обладающие опасными свойствами (токсичность, пожароопасность, взрывоопасность, высокая реакционная способность, содержание возбудителей инфекционных болезней);

- на отходы I –IV класса опасности для окружающей среды.

Форма паспорта ОО заполняется отдельно на каждый вид отходов.

В паспорте опасного отхода приводится код и наименование отхода с указанием кода согласно Федеральному классификационному каталогу отходов. Компонентный состав отхода указывается на основании протокола результатов анализов, выполненных лабораторией, аккредитованной на проведение количественных химических анализов. Для отходов, представленных товарами или продукцией, утратившими свои потребительскими свойства, указываются сведения о компонентном составе исходного товара или продукции согласно техническим условиям.

При наличии регистрации отходов в Федеральном классификационном каталоге отходов в разделе «Перечень, состав и физико-химические характеристики отходов, образующихся в результате деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица» указывается соответствующий код. В случае отсутствия регистрации отходов в этом разделе приводятся данные об источниках образования отходов, перечень, состав и физико-химические характеристики отходов.

Для учёта специфических особенностей лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами необходимо пользоваться следующими нормативными документами:

  • Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 № 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности»;

  • Постановление Правительства РФ от 26.08.2006 № 524 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов»;

  • Приказом РТН от 10.12.2007 № 848 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов»;

  • Приказом МПР РФ от 18 июля 2002 г. № 451 (с изменениями от 29 ноября 2002 г.) «О лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами».

  • «Методическими рекомендациями по организации лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами на территории Российской Федерации», утвержденными приказом МПР России № 483-р от 20.12.2002 г.

  • Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

  • Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

  • «Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды», утверждёнными приказом МПР РФ от 15 июня 2001 г. № 511.

Будущие офицеры служб материально-технического обеспечения ВС РФ должны постоянно пополнять свои знания, связанные с организацией экологической безопасности военных объектов, взаимодействия органов МТО с субъектами хозяйствования в сфере обращения с твёрдыми бытовыми отходами, умением обоснования процедур по повышению экономической эффективности распределения ограниченных ресурсов, выделяемых на обеспечение обороноспособности страны.

2.2 Специальные аспекты в регулировании деятельности по обращению с отходами

Для отнесения конкретных отходов к классу опасности для окружающей природной среды следует пользоваться «Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды», утверждёнными приказом МПР РФ от 15 июня 2001 г. № 511, «Порядком разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»18 и «Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»19 не распространяются на обращение с радиоактивными отходами.

В качестве основных элементов лицензирования в сфере обращения с отходами (как одного из механизмов экологического нормирования) выступает лицензирование деятельности, связанной с:

  • утилизацией отходов;

  • складированием отходов;

  • транспортировкой отходов;

  • складированием (хранением) отходов;

  • захоронением отходов;

  • обезвреживанием отходов;

  • уничтожением отходов;

  • производством продукции, сопровождающимся образованием опасных отходов.

В качестве основных элементов лимитирования в сфере обращения с отходами (как одного из механизмов экологического нормирования) выступает разработка и применение:

  • нормативов образования отходов;

  • лимитов на размещение отходов;

  • нормы накопления отходов (преимущественно бытовых).

В качестве основных элементов экономического регулирования в сфере обращения с отходами (как одного из механизмов экологического нормирования) выступают:

  • платежи за размещение отходов в пределах установленных лимитов;

  • платежи за размещение отходов сверх установленных лимитов.

Норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.

Лимиты на размещение отходов устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определённым способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учётом экологической обстановки данной территории.

В качестве разработчика проекта нормативов образования и лимитов размещения отходов может выступать при наличии специалистов, имеющих экологическое образование, либо специализированная организация, либо само предприятие-природопользователь.

Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо при разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение может определить класс опасности отходов, образующихся (хранящихся) на принадлежащем ему объекте.

Класс опасности конкретного отхода, образующегося (хранящегося) на предприятии, может быть определён:

  • по Классификатору отходов, если данный вид отходов включён в классификатор и для него определён класс опасности;

  • с применением расчётных или экспериментальных методов в соответствии с «Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды», утверждёнными приказом МПР РФ от 15 июня 2001 г. № 511.

В случае отнесения производителями отходов отхода расчётным методом к V классу опасности необходимо его подтверждение экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения V класса опасности экспериментальным методом отход может быть отнесён к IV классу опасности.

Лицензирование деятельности по обращению с опасными отходами осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и его территориальными органами.

2.3 Порядок организации работ по паспортизации опасных отходов

Паспорт опасных отходов – документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе20.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности21.

Паспортизация опасных отходов осуществляется22 Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Ростехнадзор) и её территориальными органами на основании информации, представляемой индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы (далее – заявители) и включающей сведения о происхождении, составе, свойствах отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания, а также материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды.

Деятельность по паспортизации опасных отходов включает:

- подготовку заявителями сведений о происхождении, составе, свойствах отходов, конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания и материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды;

- рассмотрение Ростехнадзором и его территориальными органами материалов, представляемых заявителями, о происхождении, составе и свойствах отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использовании и обезвреживания, отнесении отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды, и подготовка документов о подтверждении (неподтверждении) отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды;

- оформление и выдачу территориальными органами Ростехнадзора документов, подтверждающих отнесение опасного отхода к классу опасности отхода для окружающей природной среды (далее – свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды) согласно образцу;

- согласование паспортов опасных отходов.

Информация, включающая сведения о происхождении, составе, свойствах, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использовании и обезвреживания, готовится заявителем и заносится в «Исходные сведения об отходе» согласно образцу на каждый вид отхода23:

  • сведения об агрегатном состоянии и физической форме указываются на основании визуального осмотра и/или результатов обследований, исследований и измерений, выполненных аккредитованной на проведение количественных химических анализов лабораторией;

  • компонентный состав отхода указывается на основании протоколов оТКОра проб и анализов, выполненных аккредитованной на проведение количественных химических анализов лабораторией, а также сведений о компонентном составе исходного сырья и технологических процессах его переработки. Для отходов, представленных товарами (продукцией), утратившими свои потребительские свойства, указываются сведения о компонентном составе исходного товара (продукции) согласно техническим условиям и др.;

  • для определения происхождения отхода указывается наименование технологического процесса, в результате которого образовался отход, или процесса, в результате которого товар (продукция) утратил потребительские свойства, с указанием исходного товара (продукции);

  • опасные свойства отхода устанавливаются в соответствии с требованиями приложения III к Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, ратифицированной Федеральным законом от 25 ноября 1994 года № 49-ФЗ «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением», и/или требованиями соответствующих технических регламентов, технических условий;

  • сведения об условиях и конкретных объектах размещения отходов включают способы хранения отхода, в том числе используемую тару (упаковку), характеристику объекта размещения отхода, при размещении отхода в объекте размещения отхода (специально оборудованном сооружении, предназначенным для размещения отходов (полигоне, шламохранилище, хвостохранилище, отвале горных пород и др.), в информации об объекте размещения отходов указывается код административно-территориального образования (ОКАТО), на территории которого располагается указанный объект размещения отходов;

  • в позиции о способе использования или обезвреживания опасного отхода указывается применяемый непосредственно заявителем (собственником отхода) способ использования или обезвреживания опасного отхода, наименование участка (производства, процесса), где осуществляется использование или обезвреживание опасного отхода, с указанием применяемых для этих целей специализированных установок, в случае, если отход собственником отхода не используется и не обезвреживается, а передается для последующего использования или обезвреживания специализированной организации, имеющей лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировку, размещение, вносятся сведения о передаче данного отхода;

  • в позиции «Дополнительные сведения» указываются принимаемые меры по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с данным опасным отходом, используемая тара или способы упаковки, применяемые способы и условия хранения отхода, способ использования или обезвреживания данного вида отхода.

Материалы отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды подготавливаются заявителем в соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей среды, утверждёнными Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15 июня 2001 года № 511 24.

Документом, подтверждающим отнесение отхода к конкретному классу опасности для окружающей природной среды, является свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды, которое выдаётся для каждого конкретного вида отходов25.

Паспорт опасного отхода оформляется на каждый конкретный вид опасного отхода по форме и в соответствии с инструкцией по её заполнению, утверждённой Приказом Министерства природных ресурсов России от 2 декабря 2002 года № 78526.

Срок действия паспорта опасного отхода:

- для отходов, включённых в федеральный классификационный каталог отходов (далее – ФККО), утвержденный Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 2 декабря 2002 г. № 786, не устанавливается;

- для отходов, не включённых в ФККО, – ограничивается на период регистрации данного отхода в ФККО.

Заявители подтверждают неизменность технологических процессов27 и используемого сырья в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 года № 461 «О Правилах разработки и утверждения проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»28.

В случае изменения технологического процесса и состава используемого сырья заявитель осуществляет подготовку материалов для паспортизации опасных отходов в соответствии с Приказом РТН № 570, ст. 2.4.

Технология организация работы по паспортизации опасных отходов.

1. Территориальные органы Ростехнадзора для паспортизации опасных отходов рассматривают следующие документы и материалы, представляемые (в двух экземплярах на бумажном носителе и в электронном виде) заявителями:

1.1. Для видов отходов, зарегистрированных в ФККО:

- заявление о выдаче свидетельств(а) о классе опасности отхода для окружающей природной среды и согласовании паспорта(ов) опасного отхода, в котором указываются: перечень отходов, полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, сведения о месте нахождения отдельной производственной территории (далее – заявление);

- материалы, указанные в пункте 2.5 настоящего Порядка29;

- копию аттестата аккредитации лаборатории и приложения к нему с указанием соответствующей области аккредитации, с привлечением которой определен компонентный состав отходов и выполнены исследования по отнесению отхода к конкретному классу опасности для окружающей природной среды;

- паспорт(а) опасного отхода.

1.2. Для видов отходов, не зарегистрированных в ФККО:

- заявление о выдаче свидетельств(а) о классе опасности отхода для окружающей природной среды и согласовании паспорта(ов) опасного отхода с указанием в нем: перечня отходов, полного и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменного наименования, организационно-правовой формы, места нахождения, государственного регистрационного номера записи о создании юридического лица и данных документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, идентификационного номера налогоплательщика, сведений о месте нахождения отдельной производственной территории (далее – заявление);

- материалы, указанные в пунктах 2.5 и 2.6 настоящего Порядка30;

- копии документа об аккредитации лаборатории и приложения к нему с указанием соответствующей области аккредитации;

- паспорт(а) опасного отхода.

2. Территориальный орган Ростехнадзора принимает заявление и другие документы и материалы, указанные в пункте 3.1 настоящего Порядка31 (далее – материалы заявителя), в день поступления по описи, копия которой с отметкой о дате приёма указанных материалов заявителя направляется (вручается) заявителю.

3. Заявления регистрируются территориальным органом Ростехнадзора.

В случае выявления неполноты сведений, указанных в представленных материалах заявителя, и (или) некомплектности материалов территориальный орган Ростехнадзора в 5-дневный срок со дня поступления материалов заявителя в письменной форме уведомляет об этом заявителя.

4. После проверки комплектности материалов в соответствии с пунктом 3.3 настоящего Порядка32 территориальный орган Ростехнадзора организует рассмотрение материалов заявителя, включающих проверку достоверности представленных сведений об отходе.

5. Территориальный орган Ростехнадзора в 30-дневный срок с момента регистрации материалов заявителя обеспечивает в соответствии с пунктом 3.4 настоящего Порядка рассмотрение материалов заявителя, указанных в пункте 3.1.1, и выдачу свидетельств о классе опасности отходов для окружающей природной среды и согласованных паспортов опасных отходов либо направление заявителю уведомления об отказе в выдаче указанных документов с указанием причин отказа33.

Основаниями для отказа в выдаче свидетельства о классе опасности отходов для окружающей природной среды и согласовании паспорта опасного отхода (для видов отходов, зарегистрированных в ФККО) могут являться:

- некомплектность материалов;

- неполнота представленных сведений;

- наличие (выявление в результате независимой экспертной оценки, проведенной в аккредитованной лаборатории) в представленных материалах заявителя недостоверной или искаженной информации о составе отхода и/или его свойствах, в том числе о классе опасности отхода для окружающей природной среды.

6. По материалам заявителя, территориальный орган после проверки их комплектности и достоверности обеспечивает в 15-дневный срок со дня их регистрации представление 2-го комплекта материалов (на бумажном носителе и в электронном виде) в Ростехнадзор для организации проведения проверки обоснованности установления классов опасности отходов для окружающей природной среды.

7. Ростехнадзор организует рассмотрение материалов, представленных территориальными органами, и направляет их для проведения проверки обоснованности установления классов опасности отходов для окружающей природной среды и их идентификации в ФГУ «Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия» (далее – ФГУ «ФЦАО»).

8. По результатам проведения проверки обоснованности установления классов опасности отходов для окружающей природной среды, проведенной ФГУ «ФЦАО», Ростехнадзор направляет в территориальный орган не позднее чем в 45-дневный срок с момента получения указанных материалов информацию о результатах проведения проверки обоснованности установления класса опасности для окружающей природной среды (о подтверждении или неподтверждении классов опасности отходов для окружающей природной среды, отходов, не зарегистрированных в ФККО), идентификации отходов для выдачи территориальным органом Ростехнадзора свидетельства о классе опасности отходов для окружающей природной среды либо об отказе в подтверждении класса опасности отхода для окружающей природной среды.

9. Территориальный орган в 10-дневный срок с момента получения информации от Ростехнадзора уведомляет заявителя и обеспечивает выдачу свидетельств о классе опасности отходов для окружающей природной среды и согласование паспортов опасных отходов либо направляет заявителю уведомление об отказе в выдаче свидетельства о классе опасности отхода для окружающей природной среды и согласовании паспорта опасного отхода с указанием причин отказа.

Основаниями для отказа в выдаче свидетельства о классе опасности отходов для окружающей природной среды и согласовании паспорта опасного отхода (для видов отходов, не зарегистрированных в ФККО) могут являться:

- некомплектность материалов;

- неполнота представленных сведений;

- наличие (выявление в результате независимой экспертной оценки, проведенной в аккредитованной лаборатории) в представленных материалах заявителя недостоверной или искаженной информации о составе отхода и/или его свойствах, в том числе о классе опасности отхода для окружающей природной среды;

- выявление при проведении проверки обоснованности классов опасности отходов для окружающей природной среды ошибок в установлении конкретного класса опасности отхода для окружающей природной среды расчетным и/или экспериментальным методами.

10. По результатам проверки, проведённой согласно пунктам 3.7 и 3.834 настоящего Порядка, в случае подтверждения обоснованности отнесения видов отходов к классам опасности для окружающей среды, ФГУ «ФЦАО» готовит предложения о присвоении данному отходу кода в соответствии с ФККО и внесении дополнений в ФККО и направляет указанные предложения в Ростехнадзор.

11. После внесения опасного отхода в ФККО и утверждения дополнений в ФККО в установленном порядке ранее выданные территориальным органом Ростехнадзора свидетельства о классе опасности отхода для окружающей природной среды и паспорт опасного отхода с ограниченным сроком действия подлежат переоформлению по окончанию срока действия данного паспорта. Заявитель может обратиться в территориальный орган Ростехнадзора для переоформления паспорта до истечения срока его действия.

2.4 Обращение твёрдых коммунальных отходов в условиях аутсорсинга

В настоящее время в ВС РФ происходит передача непрофильных функций сторонним организациям – аутсорсинг [4; 24].

Аутсорсинг – это передача на договорной основе непрофильных функций другим организациям, которые специализируются в конкретной области и обладают соответствующим опытом, знаниями и техническими средствами.

Аутсорсинг (out – внешний, source – источник) является инструментом оптимизации деятельности организаций за счёт сосредоточения усилий на основном предмете деятельности и передачи непрофильных функций внешним специализированным компаниям. В результате применения аутсорсинговых услуг субъект хозяйствования минимизирует расходы, связанные с выполнением непрофильных функций.

В ВС РФ экологический аутсорсинг начал внедряться сравнительно недавно.

Аутсорсинг является сегодня универсальным инструментом бизнеса, поскольку его основная специфика состоит в возможности передачи внешнему исполнителю некоторых функций организации как целиком, так и частично, как на продолжительный срок, так и на короткий срок действия.

Главное при переходе на систему аутсорсинга произвести анализ всей совокупности решаемых данной организацией задач, сопоставление их со стратегическими целями для определения круга работ, которые целесообразно передать аутсорсеру.

Одним из наиболее веских аргументов против обращения к аутсорсинговой форме хозяйствования является потеря контроля над собственными ресурсами, вследствие чего возможно принятие неадекватных решения. Аутсорсер менее управляем, чем внутреннее подразделение. При работе с аутсорсерами может понизиться производительность труда собственных сотрудников, поскольку при передаче части персонала сторонней фирме или увольнениях, которые часто сопровождают аутсорсинг, мотивация персонала резко падает. Возможен также и подъём материальных издержек организации при передаче второстепенных функций, – как расплата за стремление сосредоточиться на основной деятельности и снижение качества этой деятельности недобросовестности аутсорсера. Все эти проблемы особенно остро проявляются на неразвитых рынках, в условиях недостаточной конкуренции, когда аутсорсер фактически является монополистом на рынке услуг.

Таблица 3 – Преимущества и недостатки аутсорсинга

Преимущества

Недостатки

1. Снижение затрат

1. Угроза утечки важной информации

2. Концентрация руководства и персонала на основном бизнесе

2. Опасность передачи слишком многих важных функций

3. Повышение качества и надёжности обслуживания (аутсорсинговые компании дают гарантии качества работы)

3. Угроза отрыва руководящего звена от бизнес-практики (если все вопросы за менеджеров решают другие, то зачем они нужны?)

4. Внедрение передовых технологий (аутсорсинговая компания гораздо раньше любой отраслевой фирмы знакомится с новыми разработками)

4. Обучение чужих специалистов вместо своих

5. Использование положительного чужого опыта (аутсорсинговые компании обладают большим опытом в решении проблем)

5. Зависимость от одного источника снабжения

6. Улучшение управляемости (аутсорсинговая компания обычно использует современные принципы и формы управления)

 

Применение аутсорсинга обеспечивает воинским частям следующие возможности:

  1. Направлять собственные ресурсы на реализацию основных направлений своей деятельности посредством передачи природоохранных функций во внешнее управление компаниям, которые специализируются в конкретных сферах природоохранной деятельности;

  2. Добиться снижения себестоимости передаваемых функций за счёт узкой специализации внешних компаний, позволяющей им минимизировать стоимость и достичь необходимого качества выполняемых работ в результате продажи своих знаний и умений, а также наличия конкурентной среды;

  3. Получить доступ к ресурсам (правовая, информационная база данных);

  4. Достичь высокого уровня надёжности в обеспечении экологической безопасности, посредством выполнения внешними компаниями многочисленных однотипных задач, решение которых позволяет им накопить значительный практический опыт в сфере природоохранной деятельности;

  5. Произвести разделение рисков между субъектом хозяйствования и внешней аутсорсинговой компанией с целью разделения ответственности за выполнение конкретной природоохранной задачи, что обусловлено повышением ответственности и возросшими штрафами за экологические правонарушения.

Офицерский состав частей и подразделений обязан проводить среди личного состава работу по экологическому воспитанию и образованию, организации рационального использования природных ресурсов и охране окружающей среды.

Заключение

Проблема отходов в современном обществе занимает одно из ведущих мест среди глобальных проблем человечества. Глобальный «мусорный кризис» - это реальность XXI века. Высокоорганизованное индустриальное общество перестало справляться с количеством производимых отходов, и возникла острая необходимость решения надвигающейся «мусорной катастрофы», поскольку, по выражению русского академика В.И. Вернадского «ни один вид не может существовать в созданных им отходах».

Работа в ВС РФ и странах СНГ по снижению количества отходов и их обращению идёт, основываясь на действующем законодательстве. Разработка технологии обращения ТКО является первой ступенью к рациональному природопользованию.

Использование возможностей аутсорсинга, как современного способа оказания услуг сторонними организациями в интересах Вооружённых Сил РФ и стран СНГ, является перспективным инструментом повышения эффективности системы материально-технического обеспечения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. «Ветеринарные санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов» 4.12.95 г. № 13-7-2/469.

2. Военная экология: Учебник для высших учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации. – МО РФ, 2005. – 976 с.

3. ГОСТ Р 50587-93. Паспорт безопасности вещества (материала). Основные положения. Информация по обеспечению безопасности при производстве, применении, хранении, транспортировании, утилизации.

4. Директива Д-37 от 3.11.2011. Об организации обеспечения потребителей МО РФ, финансируемых за счёт средств федерального бюджета, электрической, тепловой энергией, услугами водоснабжения, водоотведения, водоотведения, услугами по обслуживанию, содержанию и эксплуатации фондов.

5. Израэль Ю.А. Экология и контроль состояния природной среды. – М.: Гидрометеоиздат, 1984.

6. Закон Республики Казахстан от 15.07.1997 «Об охране окружающей среды» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1997 г., № 17–18, ст. 213; 1998 г., № 24, ст. 443; 1999 г., № 11, ст. 357; № 23, ст. 931; 2001 г., № 13–14, ст. 171; № 24, ст. 338; 2002 г., № 17, ст. 155; 2004 г., № 10, ст. 57) с изменениями, внесёнными Законом Республики Казахстан от 9.12.2004 № 8.

7. Обращение с опасными отходами / Под. ред. В.М Гарина и Г.Н. Соколовой.– М.: Проспект, 2005.

8. Петрухин Н.В., Тарабара Н.В. Экология. – ВА РВСН, 2001. – 248 с.

9. Постановление Правительства РФ от 24.07.2000 г. № 554 О введение в действие санитарных правил «Определение класса опасности токсичных отходов производства и потребления. СП 2.1.7.1386–03».

10. Постановление Правительства РФ от 26.01.2006 № 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности».

11. Постановление Правительства РФ от 26.08.2006 № 524 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов».

12. Постановление Правительства РФ от 26.10.2000 г. № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов».

13. Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 № 54. (Вводит в действие Приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»).

14. Приказ МПР РФ от 2.12.2002 г. № 786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» с дополнением № 663 от 30.07.2003 г.

15. Приказ МПР РФ от 02.12.2002 г. № 785 Приложение № 2 «Инструкция по заполнению формы паспорта опасного отхода».

16. Приказ МПР РФ от 02.12.2002 г. № 818 «Об утверждении формы паспорта опасного отхода».

17. Приказ МПР РФ от 15.06.2001 г. № 511 «Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды».

18. Приказ МПР РФ от 18.07.2002 г. № 451 (с изменениями от 29.11.2002 г.) «О лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами».

19. Приказ МПР РФ от 20.12.2002 г. № 483-р «Методические рекомендации по организации лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами на территории Российской Федерации».

20. Приказ МПР РФ от 25.02.2010 г. № 50/Редакция 25.07.2014 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».

21. Приказ Ростехнадзора от 10.12.2007 г. № 848 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов».

22. Приказ Ростехнадзора от 15.08.2007 г. № 570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов».

23. Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.10.2007 г. № 703 «Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».

24. Рекомендации о порядке деятельности органов военного управления и должностных лиц Вооружённых сил Российской Федерации при аутсорсинге отдельных видов материального обеспечения / под ред. Д.В. Булгакова. М., 2010. – 25 с.

25. Рекомендации по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых сбросов (ПДС) загрязняющих веществ в водные объекты со сточными водами.– М.: Госкомприрода СССР, 1990.

26. Родзиллер И.Д.. Прогноз качества воды водоёмов-приёмников сточных вод.– М.: Стройиздат, 1984.

27. СанПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.01.1999 г. № 2.

28. Том ЛРО воинской части 34103.

29. Федеральный закон от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

30. Федеральный закон от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

31. Федеральный закон от 25.11.1994 г. № 49-ФЗ «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением».

32. Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическомблагополучии населения».

Приложение А

Таблица А-1 – Примерный перечень и объём отходов, образующихся в ходе повседневной деятельности на типовых военных объектах

п/п

Классификация по классу опасности

Наименование отходов

1

1

Ртутьсодержащие лампы (люминесцентные, ДРЛ, бактерицидные и др.)

2

1

Ртутьсодержащие приборы (термометры, датчики уровнейи др.)

3

1

Бой, брак ртутьсодержащих ламп, сорбент отработанный

4

2

Отработанные кислоты, щёлочи, электролит из АКБ

5

2

Отработанные ядовитые технические жидкости (антифриз, тормозная жидкость и др.)

6

2

Масла отработанные (моторное, трансмиссионное, компрессорное, индустриальное, гидравлическое, трансформаторное и др.)

7

2

Смазки отработанные (литол, солидол, циатим, графитная, пушечная, технический вазелин и другие пластичные смазки);

8

2

Нефтешлам после зачистки резервуаров

9

2

Всплывающие нефтепродукты нефтеловушек

10

3

Нефтешламы (осадок очистных сооружений нефтесодержащих сточных вод: мазутных хозяйств котельных, мойки автотранспорта, ливневых стоков; конденсат, содержащий нефтепродукты; нефтесодержащий остаток регенерированных льяльных вод*)

11

3

Нефтесодержащие воды, собираемые с судов*

12

3

Отходы лакокрасочных материалов (ЛКМ): лаков, красок, эмалей и растворителей; шлам гидрофильтров

13

3

Промасленная ветошь, бумага

14

3

Отработанные АКБ

15

3

Отработанные масляные фильтры

16

3

Сорбирующие материалы, загрязнённые нефтепродуктами: опилки, песок и пр.

17

3

Отработанные эмульсии и смазочно-охлаждающие жидкости

18

3

Отработанные химические поглотители агрессивных газов*

19

4

Лом черных металлов

20

4

Стружка металлическая чёрных металлов

21

4

Лом цветных металлов

22

4

Стружка металлическая цветных металлов

23

4

Наплавной мусор, собранный с акватории*

24

4

Покрышки изношенные с металлическим кордом

25

4

Покрышки изношенные с тканевым кордом

26

4

Камеры автомобильные изношенные

27

4

Огарки электродов

28

4

Сварочный шлак и окалина

29

4

Отработанные тормозные накладки

30

4

Отработанные абразивные круги

31

4

Абразивно-металлическая пыль

32

4

Шлак, зола от угольных котельных

33

4

Отходы из канализационных систем и сооружений: колодцев, насосоных станций и сетей; отходы очистных сооружений хозяйственно-бытовых сточных вод (отбросы с решёток; осадки с песколовок, отстойников, иловых площадок, хлорной извести, и др.)

34

4

Отходы после водоподготовки (реагенты очистки и обеззараживания)

35

4

Отходы животноводства (кроме трупов животных и птиц) и растениеводства (навоз, осадок очистных сооружений ферм, подсобных хозяйств, отходы парков и садов, боечные отходы)

36

4

Отходы медицинские, кроме Б, В, Д – групп (перевязочный материал; отработанные шприцы, гипсы, парафины и другие материалы; фасовки из-под реактивов и т.д)

37

4

Отходы плодоовощной продукции овощехранилищ

38

4

Реагенты пожаротушения (просроченные)

39

4

Протирочные материалы, загрязнённые ЛКМ; использованные кисти, валики, тара

40

4

Отработанные фильтрующие элементы противогазов, силикагель

41

Не токсичные(Н.т.)

Твердые бытовые отходы (ТКО) потребления, собираемые нераздельным способом от жилых и административно-казарменных зданий (пищевые и бытовые отходы: бумажные, полимерные, стеклянные, металлические, древесные, текстильные, кожевенные и др.)

42

Н.т.

Отработанные воздушные фильтры

43

Н.т.

Смет с территории

44

Н.т.

Древесные отходы (обрезки пиломатериалов, опилки)

45

Н.т.

Строительные отходы

Примечание: * – для объектов флота

1 https://regnum.ru/news/economy/2198331.html.

2 Тот же источник: https://regnum.ru/news/economy/2198331.html.

3 Израэль Ю.А. Экология и контроль состояния природной среды.– М.: Гидрометеоиздат, 1984.

4ГОСТ Р 50587-93. Паспорт безопасности вещества (материала). Основные положения. Информация по обеспечению безопасности при производстве, применении, хранении, транспортировании, утилизации.

5 № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. (ред. от 28.12.2016).

6 Военная экология / под. ред. В.И. Исакова, 2005.

7 К большому сожалению, за более чем 10-летний срок со дня принятия юридических документов по каталогу отходов нет единого толкования в использовании самого каталога.

8 Эта классификация не соответствует международной.

9 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 января 1999 г. № 2).

10 № 49-ФЗ. Конвенция вступила в силу для Российской Федерации с 1 мая 1995 года.

11 Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды

12 «О санитарно-эпидемиологическомблагополучии населения».

13 с изменениями от 12 января 2010 г.

14 Израэль Ю.А. Экология и контроль состояния природной среды.– М.: Гидрометеоиздат, 1984.

15 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов».

16 «Об утверждении формы паспорта опасного отхода».

17 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов».

18 Приказ МПР РФ от 25.02.2010 г. № 50 (в редакции 25.07.2014 г).

19 Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.10.2007 г. № 703.

20 ФЗ № 89-ФЗ, ст. 1.

21 Приказ РТН № 570, ст. 2.2.

22 Приказ РТН № 570, ст. 2.3.

23 Приказ РТН № 570, ст. 2.5

24 Приказ РТН № 570, ст. 2.6.

25Приказ РТН № 570, ст. 2.7.

26Приказ РТН № 570, ст. 2.8.

27Приказ РТН № 570, ст. 2.10.

28Утратило силу Постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 54.

29 Приказ РТН № 570, ст. 2.5.

30 Приказ РТН № 570, ст. 2.5 и 2.6.

31 Приказ РТН № 570, ст. 3.1.

32 Приказ РТН № 570, ст. 3.3.

33 Приказ РТН № 570, ст. 3.5.

34 Приказ РТН № 570, ст. 3.7 и 3.8.

Просмотров работы: 874