Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Издавна в каждом уголке России, да и во всем мире взрослые мастерили игрушки на забаву детям, и в каждом складывался свой собственный стиль в их изготовлении. Немудреные материалы – ткань, глина, солома, а то и просто полено – все могло служить основой будущей игрушки. Веками вырабатывались традиции обработки материала и образной системы игрушечных персонажей, порой достигая уровня подлинного народного искусства. Исследования феномена игрушки свидетельствуют, что игрушка это не просто детская забава, она несет в себе сгущенное мировоззренческое начало, отражает культуру мастеров, регионов и целых народов. Особое место принадлежит в семье народных игрушек каргопольской игрушке, которая появилась в деревнях Панфиловской волости Каргопольского уезда (Торопово, Гринево и Печниково), на местных красных глинах. В ходе исследования выявлена заслуга таких мастеров, как У. И. Бабкина (1889 — 1977 г.г.), И. В. Дружинин (1887 – 1949 гг.), А. П. Шевелёв (1910 - 1980 г. г.), которые даже в трудные для народных промыслов времена передавали старинные традиции местной игрушки, сохраняли секреты ее изготовления, благодаря чему, мы и по сей день знаем о ней. Среди других глиняных игрушек каргопольская стоит особняком, она необычна и по форме и по росписи. Забавны, необычны, сюжеты и персонажи каргопольской игрушки. Образы берегини, медведя, оленя, лося, барана, коней, полкана - огромного и доброго богатыря, защитника людей от сил зла, фигурки черно-белого тяни-толкая, а так же свистульки-утушки вылеплены с большой теплотой и народным юмором. Все эти фигурки небольшого размера - приземистые, устойчивые предельно обобщенные обжигали, а затем покрывали белой краской, которая служила и фоном для росписи, и самостоятельным цветом в ней. Роспись игрушек очень проста, она формируется на основе трех приемов – сплошная окраска отдельных частей; комбинация из пятен и сочетание прямых, волнистых линий и штрихов, образующих знаки; повторяющие мотивы, отдаленно напоминающие растения (дерева, ветви и листья). Ученые утверждают, что каргопольский орнамент несет в себе древнейшую символику, связанную с культом плодородия. Например, круги, кресты, кольца - символы солнца, знаки земли, огня, воды, засеянного поля, урожая, плодородия. Цвета каргопольской росписи сдержанны и приглушенны. Каждый цвет в росписи также глубоко символичен:белый - символ нравственной чистоты, добра;желтый - символизирует солнце, радость; красный - огонь, красоту, здоровье;зеленый - символ жизни, земли и пашни и т.д.Эти знаки можно читать как текст, послание из глубины веков – в наши дни. А незатейливые фигурки являются воплощением связи времен и жизненных сил народного искусства.