ВЫЯВЛЕНИЕ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАРКОЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВЫЯВЛЕНИЕ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАРКОЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ

Шахина А.Е. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, факультет педагогики и психологии, 3 курс, социальная работа
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Наркозависимость является одной из злободневных проблем современной действительности. Эта проблема затронула не только взрослое население. Подростковый возраст является кризисным периодом в жизни человека, и, соответственно очень восприимчивым. В это время происходят существенные перемены не только с точки зрения физиологии, но и в психологическом состоянии личности. Подростки в возрасте 12 - 13 лет начинают злоупотребляет наркотические средства. Именно поэтому данная тема является крайне острой. Употребление наркотических веществ в раннем подростковом возрасте негативно сказывается не только на здоровье, но и психике, поведении, отношениях с родителями, друзьями и учителями. Также общеизвестным является тот факт, что наркозависимость в подростковом возрасте проходит в наиболее тяжелых формах, чем во взрослом возрасте, и развивается намного быстрее.

Почему же подрастающее поколение встает на неверный путь? Причины имеют многообразный характер.

Проблема наркомании в мире воспринимается в первую очередь как молодежная. Среди причин, по которым наркотические средства так прижились в России, бесспорно, самыми вескими являются следующие:

  1. Развал системы детских и молодежных организаций.

  2. Резкое изменение социального статуса – расслоение в обществе.

  3. Массированное влияние западной культуры и пропаганда западного стиля жизни.

  4. Ценностный кризис в обществе – потеря жизненных ценностей.

  5. Ослабление семейных связей (в частных случаях) [1, С. 222].

Наиболее распространенная классификация причин, влияющих на употребление наркотиков подростками, включает причины следующего характера: социально – экономического, конституционально – биологического, социального, индивидуально – психологического.

Социально – экономическая группа причин делится на причины глобального характера и традиционные.

К причинам глобального характера можно отнести относят интеграцию России в мировую рыночную систему со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Традиционные причиныэто причины, свойственные только нашей стране, отдельным ее регионам, слоям и группам населения. К традиционным причинам, повлиявшим на всплеск интереса к наркотикам в нашей стране, и в первую очередь в подростковой среде, явился запретно – карательный механизм действия различных социальных институтов в отношении лиц, употреблявших наркотики.

К причинам конституционально – биологического характера можно отнести наследственную отягощенность психическими или наркологическими заболеваниями.

Социальные причины – это влияние на детей и подростков семейной обстановки, референтной группы, социальной среды, значительное влияние СМИ и успешность или не успешность адаптации ребенка в общеобразовательном учреждении.

Также зависимость может сформироваться по причине индивидуально – психологической предрасположенности:

- любопытство;

- подражание старшим подросткам или авторитетным сверстникам;

- стремление соответствовать значимой для подростка группе сверстников;

- попытки нейтрализовать отрицательные эмоциональные переживания;

- аномальные черты личности (авантюризм, возбудимость, завышенная или заниженная самооценка, неустойчивость характера);

- «протестные» реакции («назло»), направленные против старших (родителей, педагогов);

- подчинение давлению или угрозам.

Существует в психолого – педагогической литературе еще один взгляд на причины подростковой наркозависимости.

Существует в психолого – педагогической литературе еще один взгляд на причины подростковой наркозависимости [2, С. 6-9].

В докладе ВОЗ говорится, что основные причины распространения наркомании вяжутся, прежде всего: 1) с особенностями характера наркоманов; 2) психическими и физическими расстройствами организма наркомана; 3) негативными социально – культурным влиянием на его личность [4].

Сами же молодые люди называют другие причины принятия ими наркотических средств: оптимизация настроения, поднятия тонуса – 49%; отвлечение от насущных проблем – 37%; преодоления чувства одиночества – 23%; снятие психологического напряжения – 18%; повышение коммуникабельности и контактов общения – 16% [3, С.62-63].

Таким образом, причины можно условно разделить на три вида: внутренние (наследственность, болезни), социальные (социальное окружение - семья, друзья, влияние СМИ) и психологические (одиночество, неуверенность в себе, черты личности).

Для того чтобы выявить знания о наркотиках и изучение характера отношения подростков к наркомании, мною была проведена диагностика. В качестве инструментария была использована анкета «Выявление знаний о наркотиках у подростков и отношение к ним».

Исследование проводилось на базе Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова путем анкетирования, состоящего из 11 вопросов. В нем приняли участие студенты 1-го курса в возрасте 17-18 лет.

Из проведенной анкеты мы узнали, что 100% респондентов знают, что такое наркомания и имеют сведения о пагубном действии наркотиков.

Основное количество респондентов думают, что можно предотвратить употребление наркотиков с помощью достоверной информации о наркотиках и последствиях их употребления; осознанием гибельности пути употребления наркотиков – 85%, затрудняются ответить – 15%.

На вопрос, кому ты доверяешь, к чьим словам прислушиваешься в вопросах наркомании, респонденты ответили так:

55% опрошенных респондентов ответили родителям, родственникам;

25% - врачам – наркологам;

20% -средствам массовой информации.

Что касается действия информации о наркотиках, которую подросток получает из бесед в школе, телепередач, публикаций в газетах, то 80% учащихся вызывает негативное отношение к употреблению наркотиков, 20% затрудняются ответить.

В ходе проведенного исследования было выявлено, что ответы респондентов 1-го курса оставляют желать лучшего. Это говорит нам о качественной работе педагогов ВУЗа, в которых учились студенты, СМИ, правильном воспитании, но проблема во всем мире остается острой. К сожалению, на сегодняшний день есть наркозависимые подростки, которых затягивает «наркотическое болото» и они нуждаются в помощи.

Для того чтобы устранить такой социальный недуг как наркозависимость у подростков, необходимо заняться нравственно - духовным воспитанием общества в целом. Молодежь должна культурно просвещаться, занимать активную жизненную позицию. У ребенка не должно возникать желания уйти от проблем с помощью наркотических средств, задача родителей, педагога и общества показать, что есть масса других способов решения проблемы.

В работе с подростками, страдающих наркозависимостью, специалистам необходимо соблюдать принцип умеренности и учета индивидуальных особенностей подростков и учитывать причины, а так же провоцирующие факторы. Главное, чтобы подрастающее поколение понимало, что злоупотребление наркотическими веществами ведет к деградации: моральной, физической и интеллектуальной.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Социально – ценностные установки и формирование позитивных мотиваций в молодежной среде: Материалы межрегиональной научно – практической конференции. – Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2012. – 272 с.

  2. Рожков М.И., Ковальчук М.А. Профилактика наркомании у подростков: Учеб. – метод. пособие.» : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС; Москва; 2003.

  3. Павленок П.Д., Руднева М.Я. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: Учеб.пособие / Отв.ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА – М, 2007. – 185 с. – (Высшее образование).

  4. Бибикова Н.В. Медиация как технология социальной работы с девиантными подростками // Сборник: Социально-педагогический контекст образования: проблемы и тенденции материалы Всероссийской научно-практической конференции. ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова». 2015. С. 277-283.

Просмотров работы: 315