ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО МАТЕМАТИКЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО МАТЕМАТИКЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ

Cавельева А.П. 1
1Стерлитамакский филиал «Башкирский Государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Отношение учащихся к тому или иному предмету определяется различными факторами: индивидуальными особенностями личности, особенностями самого предмета, методикой его преподавания.

По отношению к математике всегда имеются некоторые категории учащихся, проявляющие повышенный интерес к ней; занимающиеся ею по мере необходимости и особенного интереса к предмету не проявляющие; ученики, считающие математику скучным, сухим и вообще не любимым предметом. Поэтому уже с первых классов начинается резкое расслоение коллектива учащихся: на тех, кто легко и с интересом усваивает программный материал по математике, на тех, кто добивается при математике лишь удовлетворительных результатов, и тех, кому успешное изучение математики дается с большим трудом. Это приводит к необходимости индивидуализации обучения математике, одной из форм которой является внеклассная работа.

Внеклассная работа по математике формирует и развивает способности и личность ребёнка. Управлять этим процессом – значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, но формировать у него потребность в саморазвитии и самореализации, так как каждый человек воспитывает себя, прежде всего, сам, добытое лично добыто на всю жизнь.

Под внеклассной работой по математике понимают необязательные систематические занятия учащихся с преподавателем во внеурочное время.

Внеурочные занятия по математике призваны решить целый комплекс задач по углубленному математическому образованию, всестороннему развитию индивидуальных способностей школьников и максимальному удовлетворению их интересов и потребностей [1].

Учитель может на внеклассных занятиях по математике в максимальной мере учесть возможности, запросы и интересы своих учеников. Внеклассная работа по математике дополняет обязательную учебную работу по предмету и должна, прежде всего, способствовать более глубокому усвоению учащимися материала, предусмотренного программой [2].

Существуют различные виды классификации внеклассной работы по математике, они весьма подробно освещены в многочисленной педагогической и методической литературе. Ю.М.Колягин различает два вида внеклассной работы по математике.

1. Работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала, т.е. дополнительные занятия по математике.

2. Работа с учащимися, проявляющими интерес к математике.

Но можно выделить ещё и третий вид работы.

3. Работа с учащимися по развитию интереса в изучении математики.

Основной целью первого вида внеклассной работы является ликвидация пробелов и предупреждение неуспеваемости. Бытует мнение, что если такая дополнительная работа ведётся, то это говорит, что недостаточно организована работа на уроке. В любом случае эта работа должна носить ярко выраженный индивидуальный характер и требует от учителя особого такта и характера. Цели второго вида внеклассной работы по математике могут быть очень разнообразны и зависят от того, что интересно и что хотят узнать нового о математике ученики. Третий вид внеклассной работы может носить подобные цели, но главный упор делается на развитие интересов математики в соответствии с возможностями этой группы учащихся.

Внеклассная работа создает большие возможности для решения воспитательных задач, стоящих перед школой (в частности, воспитание у учащихся настойчивости, инициативности, воли, смекалки). Математическая игра является одной из форм внеклассной работы по математике. Она используется в системе внеклассной работы для формирования у детей интереса к предмету, приобретения ими новых знаний, умений, навыков, углубление уже имеющихся знаний. Игра наряду с учением и трудом – один из основных видов деятельности человека.

Что же понимается под словом игра? Термин «игра» многозначен. Как справедливо подчеркивал Д. Б. Эльконин [3] и С. А. Шкаков, слова «игра» и «играть» употребляются в самых различных смыслах: развлечение, исполнение музыкального произведения или роли в пьесе. Ведущая функция игры – отдых, развлечение. Это свойство как раз и отличает игру от не игры.

Математическая игра помогает закреплять и расширять предусмотренные школьной программой знания, умения и навыки. Ее настоятельно рекомендуется использовать на внеклассных занятиях и вечерах. Но эти игры не должны восприниматься детьми как процесс преднамеренного обучения, так как это разрушило бы саму сущность игры. Природа игры такова, что при отсутствии абсолютной добровольности, она перестает быть игрой

Классификация математических игр:

  1. Настольные игры;

  2. Математические мини-игры;

  3. Викторины;

  4. Игры по станциям;

  5. Математические конкурсы;

  6. КВНы;

  7. Игры-путешествия;

  8. Математические лабиринты;

  9. Математическая карусель;

  10. Бои;

  11. Разновозрастные.

Рассмотрим 3 вид математических игр. Математические викторины легко организовать. В них может принять участие каждый желающий. Суть их заключается в том, что участникам задаются вопросы, на которые они должны ответить. Примерные задания к викторинам:

  1. «Анаграмма» или «Перемешки».

Поставить буквы на место (за каждое слово по 1 баллу).

ЛДАИН, ИРШИАН, МРТЕИПЕР

(длина, ширина, периметр).

  1. Перевести величины.

Подсказка

1 км

1000 м

1 м

10 дм

1 дм

10 см

1 см

10 мм

5 м = . . . см (500) 1000 см = . . . дм (100)

25 см = . . . мм (250) 300 дм = . . . м (30)

5 дм = . . . см (50) 1000 мм = . . . м (1)

  1. Перевести величины.

Подсказка

1 км

1000 м

1 м

10 дм

1 дм

10 см

1 см

10 мм

5 м = . . . см (500) 1000 см = . . . дм (100)

25 см = . . . мм (250) 300 дм = . . . м (30)

2 км = . . . м (2000) 50 см = . . . дм (5)

Итак, внеклассная работа способствует развитию и углублению интереса учащихся к предмету, совершенствованию их практических навыков и умений в нем, расширению их культурного кругозора и общеобразовательного уровня. Внеклассная работа, как эффективное средство развития познавательного интереса, должна использоваться в преподавании математики как можно чаще.

Библиографический список:
  1. Гельфанд, М.Б. Внеклассная работа по математике М.Б. Гельфанд. – М: Просвещение, 1962. – 208 с.

  2. Калинин, Д. Новые игровые технологии в преподавании внеклассных мероприятий по математике // Математика. Приложение к газете «Первое сентября», 2001. – № 28.

  3. Эльконин, Д.Б. Психология игры. – М: Педагогика, 1978.

Просмотров работы: 523