В 1970 году в село Фощеватово впервые приехала известный фольклорист, профессор Московской государственной консерватории, организатор и руководитель огромного числа фольклорных экспедиций, Анна Васильевна Руднева. Здесь она услышала уникальное пение коллектива, куда вошли песенницы не только села Фощеватово, но и близлежащих деревень – Копаево, Старопузино, Новопузино, Подлес, Новосильск. Первыми организаторами стал Семен Ходырев, Сергей Шипилов. Лидером и руководителем стала Мария Стефановна Скуридина, знаток традиционного исполнительства села, великолепный организатор, с прекрасной музыкальной памятью и чудным высоким голосом. С этого времени коллектив села стал частым гостем столицы. Позже исследованием Фощетовской традиции стал заниматься еще один фольклорист консерватории - В.М.Щуров. По итогам исследования им была написана книга «Песельники села Фощеватова.
Фощеватовская традиция вобрала в себя песни различных жанров, но наиболее ярко она представлена обрядовыми песнями.
Календарную традицию фощеватовцев открывает зимние величально-поздравительные песни с поэтикой долголетия и добра, приплода скота и хорошего урожая, они отражены в величально - поздравительных песнях- колядках («Коляда, ишла по дорожке»), щедровках («Молодой Иванушка коня седлая»), посевальных на Старый Новый год «Ходя Илья на Василья» и других. Поздравителей хозяева щедро одаривали пирожками, семечками, салом, а тех, кто уклонялся от благодарности, тут же корили песнями-корилками, это означало, что хозяевам в этом году не будет достатка.
Весенние обрядовые песнопения села начинались с Вознесения (Взвесенье) с обрядом «кщения Кукушки». По словам Марии Стефановны, у них в селе «кукушку» делали из листьев и веток клена, украшая при этом лентами, лоскутками. С песнями «Кукушечки-любушечки» девушки кумились на полянке в лесу, провожая весну, встречая лето, при этом они обменивались крестиками, называя себя кумами. После обряда, садились трапезничать яичницей, как символом жизни и обновления.
В селе знают и масленичные песни, одну из них называют припевки «Провел Масленицу святую», а вот весенние прополочные песни объединены одним напевом, но отличаются текстом: «Ой, новая колясочка по полю бежит», «Зашло солнце за виконце», «Ой, дождичек, поливальничек». Такой же прием используют фощеватовские певцы и на покосе, так называемый политекстовый напев, «Побывай, мой милый на покосе» и «Побывай, Иванушка, у Марины». Переклички этих песен можно было услышать от работающих женщин во время покоса.
Традиция исполнения плясовых песен села то же уникальна: в отличие от прилегающих районов, имеющих групповые перебивы «пересек», эти песни именуемые «скоморошными» более лиричны по мелодике, имеют индивидуальные пластические выходы. Более энергичные песни по своей мелодике, напоминают известную «Камаринскую», к таким можно отнести «По блюднечку, блюднечку», «А иде это видывано», «Ой, ниточка, тоненькая». Ни одна плясовая песня в селе Фощеватовом не обходилась без балалайки, местные жители знают их до сих пор. Это известные наигрыши «Барыня», «Семеновна» и другие, но особый колорит вносит местная «Дуся», которую невозможно сравнить ни с одним исполнением.
Фощеватовские двухорные свадебные песни прославили село по всей стране. Как и в календарной традиции, свадебные песни политекстовые – «Ой, чей-то конь», «Да не дело было, Марьюшке», «Зеленая сосенушка» и др, в них одни женщины ведут основной напев, другие «лелекают», такое исполнение можно назвать каноном, но у каждой группы свой напев - разговорный и люлекающий. Эти песни давно уже стали классикой песенного жанра юга России, своеобразной визитной карточкой этого села.
При обзоре традиции села невозможно не коснуться многоголосных страданий «Ой, гляну, гляну на свекровью» и «Куда пошел, Егорушка», которые мы чаще слышим как пример Оскольской традиции, но корни этой традиции находятся в песенном селе Фощеватово.
К сожалению, сегодня мы в большей степени можем слушать эти уникальные напевы с пластинок, экспедиционных записей, в документальных фильмах. В быту эти песни мало кто поет, единственная надежда на группы фощеватовских детей, которые осваивают манеру пения в музыкальной школе. Возможно, они не дадут угаснуть песням, чарующим слушателей истинно южнорусским напевам.