ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ

Федорова В.А. 1, Зиновьева И.С. 1
1ФГБОУ ВО "Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф. Морозова"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В условиях современной рыночной экономики России практически на каждом предприятии функционирует система внутреннего контроля, но, к сожалению, не всегда обеспечивается ее эффективность. При грамотной организации данной системы у предприятия появляется вполне реальная возможность занять лидирующие позиции на рынке, а не только «остаться на плаву» в условиях жесткой и возрастающей конкуренции.

Зачастую небольшие предприятия страдают от недостатка квалифицированного персонала, материальных ресурсов и отсутствия необходимого уровня знаний управленцев для правильного осуществления внутреннего контроля. В то же время, крупные предприятия, имея достаточную базу знаний и навыков управления, могут быть тяжело управляемыми из-за своих масштабов, и все затраты на функционирование системы внутреннего контроля не дадут желаемых результатов.

Система внутреннего контроля организации представляет собой совокупное соотношение мер организационного характера, определенных методик и процедур, которые используются руководством аудируемого лица, как средство упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, а также выявления, исправлений и предотвращений ошибок и искажения информации, обеспечения сохранности активов и своевременной подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности [1]. Главная задача управления предприятием состоит в том, чтобы осуществлять постоянный надзор за эффективностью системы внутреннего контроля и своевременностью принятия необходимых мер по устранению недочетов данной системы.

Введение системы внутреннего контроля в организационно-управленческую структуру предприятия позволит обеспечить надежность финансовой (бухгалтерской) информации и заметно снизить риски принятия ошибочных решений. Особенно важно для грамотного осуществления внутреннего контроля определить возможные риски организации, разработать регламентные процедуры, а также перечень последовательных действий, которые смогут в кратчайшие сроки исправить ситуацию и не допустить управленческих ошибок.

Внутренний контроль представляет собой систему мероприятий, организованных топ-менеджментом для того, чтобы обеспечить достоверность показателей учета (управленческого, оперативного, бухгалтерского), предотвратить искажения в документах и неправомерные действия [2]. Все это положительно повлияет на развитие бизнеса и повысит конкурентоспособность на современном рынке, а также будет способствовать повышению эффективности работы структурных подразделений и филиалов организации в связи с усилением контроля за их деятельностью владельцами компаний и менеджерами.

На сегодняшний день при организации системы внутреннего контроля на предприятии необходимо принимать во внимание следующие моменты:

- Соблюдается ли действующее законодательство РФ, локально-нормативные и организационно-распорядительные акты, учетная политика по бухгалтерскому и налоговому учету.

- Насколько верно и вовремя отражены все хозяйственные операции на счетах бухгалтерского учета и в налоговых регистрах.

- Все ли документы верно оформлены в соответствии с проводимыми хозяйственными операциями.

- Достаточно ли верно отражены в бухгалтерском и налоговом учете доходы и затраты предприятия.

- Обеспечена ли сохранность всех активов организации.

- Верно ли составлена бухгалтерская, налоговая и статистическая отчетность организации.

На практике, как правило, понятие системы внутреннего контроля сопоставимо с понятием системы внутреннего аудита. В российских предприятиях такая система может организовываться следующими способами:

1) силами собственной службы внутреннего контроля (аудита);

2) силами аутсорсинговой компании (передача функции внутреннего контроля/аудита специализированной компании или внешнему консультанту-аудитору);

3) с помощью косорсинга (создание органов внутреннего контроля/аудита внутри предприятия, но в некоторых случаях привлечение экспертов специализированной организации или внешнего консультанта) 3.

Проведем сравнительную характеристику каждого из вышеперечисленных вариантов, выявим преимущества и недостатки каждого из них (таблица 1).

Служба внутреннего контроля создается, в основном, организациями крупного и среднего сектора бизнеса. При этом руководство и собственники стремятся получить наиболее достоверную финансовую информацию и оценку действий руководителей всех структурных подразделений организации.

Услугами служб аутсорсинга и косорсинга пользуются как малые фирмы, у которых недостаточное финансирование для создания собственной службы внутреннего контроля, так и крупные предприятия, в штате которых имеются соответствующие структуры. Как правило, большинство крупных предприятий пользуются услугами данных служб для проведения отдельных контрольных мероприятий или в «пиковые» периоды перегрузки работы имеющихся штатных внутренних контролеров.

Таблица 1 – Сравнительная характеристика способов проведения внутреннего контроля

Преимущества

Недостатки

Служба внутреннего контроля

Сотрудники близко знакомы с внутренней культурой и особенностями деятельности хозяйствующего субъекта, его подразделений и филиалов. Навыки и опыт внутренних аудиторов остаются внутри хозяйствующего субъекта

Сравнительно высокий уровень затрат на формирование службы

Аутсорсинг, косорсинг

Возможность использовать услуги экспертов в различных областях

Доступ к высокопрофессиональным аудиторским кадрам

Гибкость в вопросе применения привлеченных аудиторских ресурсов

Доступ к передовым технологиям и способам проведения внутреннего аудита организации

Стороннему человеку или организации достаточно трудно «почувствовать» хозяйствующий субъект изнутри

Для того, чтобы система внутреннего контроля предприятия была наиболее эффективна, необходимо ежедневно следить за ходом выполнения работы всеми подразделениями, при этом важно контролировать не только результат, но и сам процесс деятельности всех сотрудников. Все это важно для того, чтобы на раннем этапе выявить ошибку и не допустить искажения финансовой информации.

Также немаловажным фактором является вовлечение подчиненных в разработку методики, а также в осуществление внутреннего контроля. Помимо этого необходимо уверить подчиненных, которые отрицательно реагируют на введение контроля, в эффективности данной системы; сформировать и использовать систему мотивации и поощрений работников фирмы при достижении любого положительного эффекта.

На сегодняшний день система внутреннего контроля организации недостаточно развита, так как большинство руководителей фирм считает внедрение внутреннего контроля очень затратным и трудоемким мероприятием, при этом они недооценивают всей важности и необходимости этой системы. Таким образом, единственным контролирующим органом для большинства предприятий на российском рынке остается налоговая служба. Данный орган ведет контроль за финансовой отчетностью предприятий, прежде всего, дабы не допустить недополучение доходов бюджета из-за банкротства налогоплательщиков.

В этой связи отчетность российских организаций в большинстве случаев недостоверна. Чаще всего реальное состояние дел характеризуется большей устойчивостью, а в официальной отчетности большинства предприятий зачастую скрыта немалая часть прибыли.

Таким образом, законодательное внедрение системы внутреннего контроля в организационно-управленческую структуру предприятия приведет, на наш взгляд, к содержательному сближению реальной и официальной отчетности, что, безусловно, выгодно не только государству, но и самим предприятиям. Грамотная организация системы внутреннего контроля позволит повысить эффективность работы предприятия, а, следовательно, и увеличить чистую прибыль. Кроме того, отражение достоверной информации о прибыли в отчетности позволит предприятию стать наиболее привлекательным для инвесторов, что немаловажно для представителей крупного сектора экономики в условиях современной жесткой рыночной конкуренции.

Список использованной литературы

1. Аверчев И. В. Управленческий учет и отчетность. Постановка и внедрение [Текст] / И. В. Аверчев.  М.: Вершина, 2009.  512 с.

2. Васильева Е. А., Гуськова Т. Н. Организационный механизм системы внутреннего контроля экономического субъекта [Текст] / ВЕСТНИК ПВГУС серия экономика №2(28). – 2013. – 93 с.

3. Волошин Д. А. Совершенствование и развитие системы управленческого учета на предприятии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lawmix.ru/ bux/57546 (дата обращения: 19.01.2017).

Просмотров работы: 483