С таких позиций как экономическая категория, бюджет может рассматриваться как система экономических отношений между государством, экономическими субъектами и населением по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта в процессе образования и использования особого централизованного фонда денежных средств для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общества. Такой подход находит развитие в трактовках более прикладного характера. Так, в бюджетном кодексе РФ с позиции хозяйственной практики бюджет трактуется как форма образования и расходованияфонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. В этом случае бюджет интерпретируется со стороны источников его формирования и тех конкретных форм, в которых осуществляется движение бюджетных средств, а также со стороны отношений, составляющих суть этих процессов. Изучая финансовое право, необходимо понимать, что под термином «бюджет» следует понимать совокупность доходов и расходов, приведенных в определенную систему и приуроченных к определенному периоду времени.
Бюджет, выступая в качестве основного финансового плана нашего государства, должен закреплять юридические права и обязанности участников бюджетных отношений, координировать и организовывать деятельность всех звеньев финансовой системы, всех участников хозяйственных связей. Данный процесс может осуществляться через взаимосвязь показателей бюджета с показателями других финансовых планов, инвестиционных программ и т. п. В частности, в финансовых планах предприятий формируются и числятся размеры обязательных платежей в бюджет и для ряда предприятий, то есть возможные поступления из бюджета; все средства, выделяемые по смете госбюджетным органам, структурам полностью проходят по расходной части соответствующего бюджета. Бюджет - это специфический универсальный финансовый план, поскольку его показатели охватывают практически все сферы экономического и социального развития страны. Бюджетное регулирование - процесс распределения доходов и перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной базы местных бюджетов, осуществляемый с учетом государственных минимальных социальных стандартов. Основой бюджетного регулирования является закрепленное законом распределение источников доходов между бюджетами разного уровня. Так, в составах бюджета могут быть созданы целевые и резервные бюджетные фонды, средства которых в целях осуществления социальных, экономических и других программ, покрытия дефицита, ликвидации последствий стихийных бедствий могут передаваться на безвозмездной основе в бюджеты нижестоящих уровней. Регулирующее воздействие на субфедеральный уровень и товаропроизводителей государство оказывает также через систему налогообложения, государственные кредиты и инвестиции, процентные ставки.
Бюджетное регулирование - одна из важнейших хозяйственных функций государства. Целью бюджетного регулирования является тот факт, что его необходимо поддерживать в качестве стабильности экономики, обеспечивать ее сбалансированность, структурные сдвиги, а также решать глобальные задачи функционирования и развития общества.
Таким образом, бюджет - это объективно обусловленная часть финансовой системы, особый сегмент денежных отношений, связанный с формированием, распределением и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для обеспечения функций и задач государства и его территориальных подсистем это главный финансовый план страны, важнейший инструмент дарственного регулирования.
И так, можно говорить, что федеральный бюджет будет составной частью финансового плана в ближайшей перспективе, который сформирован на три года, как это и происходит во многих развитых странах. Тем самым, Российская Федерация вышла на новейший уровень управления общественными, доступными финансами. Также введено разделение действующих и принимаемых обязательств государства. Данный факт обеспечивает выполнение установленные законом расходных обязательств, в том числе тех, которые вытекают из принятых на данный момент и тех, которые планируются на трехлетний период решений по повышению заработной платы работникам бюджетной сферы, пенсий и пособий, денежного содержания военнослужащих, поддержке экономического роста и укреплению национальной обороны и безопасности. Так, наконец, основой формирования бюджета будут являться конкретно заданные цели и приоритеты государственной политики, а расходы федерального бюджета будут связаны с конкретными и измеримыми результатами деятельности федеральных органов исполнительной власти. В этом и заключается вся суть новых подходов в управлении общественными финансами, переход к среднесрочному бюджетированию, который ориентирован на результаты, предусмотренных правительственной Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2014-2016 годах.
Такого рода реформы проводились и проводятся в большинстве развитых стран, к ним уже присоединились многие страны с переходной экономикой, в том числе - ряд стран-членов СНГ. В условиях роста глобальной конкуренции России необходимо в сжатые сроки выйти на достойные позиции среди стран с передовыми методами управления общественными финансами.
Разработкой и реализацией преимущественного финансового плана на 2006-2008 годы и федерального бюджета на 2006 год - первые, наиболее трудные, но и самые важные шаги в решении данной стратегической задачи. В приложении номер один, приведены основные показатели предлагаемого к общественному обсуждению Правительством Российской Федерации первого в истории России трехлетнего бюджета. Его важнейшая часть - проект федерального бюджета на 2006 год, который после его рассмотрения и утверждения Государственной Думой и Советом Федерации будет иметь силу закона. Как следует из данных приложения номер два, каждый уровень власти имеет свою сферу бюджетной ответственности. Федеральные власти отвечают за выплату пенсий и пособий, оборону и безопасность, высшее образование и науку, региональные и местные власти за предоставление услуг здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства. Федеральные и региональные органы государственной власти, создаваемые начиная с 2006 года органы местного самоуправления муниципальных районов, городских и сельских поселений, реализуя закрепленные за ними полномочия, должны формулировать четкие цели развития страны, региона или муниципалитета, отвечать перед обществом за достигнутые результаты, обеспечивать преемственность и предсказуемость бюджетной политики, прозрачность своих бюджетов. В этом - главная цель проводимой Правительством Российской Федерации бюджетной реформы.
Если говорить о стратегических целях развития страны, то они определены и содержатся в ежегодных посланиях Президента Федеральному Собранию. Они являются программой реализации конкретных действий на ближайшее десятилетие, охватывающую все стороны жизнедеятельности общества и определяющую общее направление и приоритеты национального развития.
Главной задачей, которой, является повышение уровня и качества жизни населения в соответствии с конституционным требованием «создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Государство должно способствовать повышению реальных доходов и занятости населения, росту сбережений и имущества граждан, развитию рынка жилья. В сфере его прямой ответственности - повышение доступности и качества бюджетных услуг, удовлетворение потребностей граждан в услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге, пенсионное и социальное обеспечение.
Основой решения проблем связанных с обществом являются высокие темпы устойчивого экономического роста. Для этого, прежде всего, необходимо поддерживать макроэкономическую стабильность, а если конкретизировать, то низкую инфляцию и стабильность национальной валюты. Далее, необходимо совершенствовать налоговую систему, обеспечивать защиту прав собственности. Благодаря этому будут созданы благоприятные условия для инвестиций и предпринимательства, создания новых рабочих мест, роста заработной платы в экономике. Увеличится работоспособность и занятость населения. Также, государство должно способствовать развитию базовых, стратегических отраслей, в первую очередь транспортной, коммуникационной и энергетической инфраструктуры, передовых технологий и инноваций.
Обеспечить страну обороноспособностью и безопасностью - также одно из необходимых условий для развития страны. Оно заключается в том, что социальный прогресс невозможен в стране, граждане которой страдают от военных конфликтов, терроризма, преступности, стихийных бедствий. Разрушительный потенциал насилия, природных и техногенных катастроф постоянно растет, и долг государства - сделать все для защиты граждан от этих угроз. Это означает, что государству необходимо развивать данную цель, а также способствовать улучшению безопасности страны, в чем наше государство претерпевает определенные успехи.
Создание условий для будущего развития - очередное важное мероприятие для нашей страны, которую можно с определенным успехом назвать социально ответственным государством. Люди должны быть уверены в завтрашнем дне, убеждены в том, что их дети и внуки будут благодарны старшим поколениям, заложившим основы будущего процветания страны в целом, а значит и каждой семьи в отдельности.
Таким образом, необходимо отметить, что перечисленные цели имеют гарантированный успех, если наше государство будет усердно работать, и обращать внимание на все недостатки, а также достоинства, эффективно используя все инструменты и формы государственной политики. Однако именно бюджетная политика занимает среди них ключевое место.
Практически все действия государства должны быть обеспечены бюджетными средствами, даже если речь идет только о разработке законов или подготовке Постановлений Правительства. Поэтому от того, на каких принципах и по каким правилам формируются и используются бюджетные средства, как государство управляет «переданными» ему обществом финансовыми ресурсами, зависит не только выполнение государственных обязательств и социальных гарантий, но и эффективность работы всего государственного механизма, а значит и достижение стратегических целей развития страны.
Чтобы такие проблемы не продолжали влиять на общество необходимо увеличить гарантии и обеспечить социальную доступность, а также защищенность населения, то есть возможность страхования рисков.