ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ

Курганская В.Ю. 1, Хименец Т.Б. 1
1ГБОУ ВО "Белгородский государственный институ искусств и культуры"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Детство – это очень важный период становления личности, когда закладываются нравственные основы, формируются первые представления человека об окружающем мире, о культуре и обществе [1, с. 34].

Дошкольный возраст имеет богатые возможности для формирования и укрепления родственных и социальных связей. Здесь следует отметить, что формированию и развитию человека, укреплению его связей с окружающим миром особенно сильно способствует обращение к народным традициям и обрядам, к фольклору, и поскольку все мы – часть социальной системы, то, что окружает нас с рождения, становится неотъемлемой частью нашей жизни. Так, например, ярким примером взросления ребенка вне социума можно привести так называемых «детей-Маугли».

Известные науке случаи показали, что если человек развивается автономно, не в семье или, особенно, без присутствия людей рядом, то в определенном возрасте он теряет способность измениться, приспособиться к жизни в обществе и стать полноценным его членом. Обращаясь же к русской народной культуре, мы можем найти много полезного для развития ребенка как в социальном, так и в духовном плане. Дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям [4, с. 37].

Таким образом, становится понятно, что если уважение к окружающим людям и природе, привязанность к родным, интерес к родной культуре взращивать в человеке с самых ранних лет, то он станет цельной и многосторонней личностью, что положительно скажется как на нем самом, так и на развитии всей страны. Поскольку каждый из нас делает вклад в ее укрепление и развитие, то если воспитание детей дошкольного возраста проводить в соответствии с традициями народной культуры, присущей конкретному региону (а в данном случае нельзя забывать, что наша страна поликультурна) – несомненно, это отразится положительно на динамике развития всего населения в целом.

В наше время, когда основные духовные ценности теряют свое значение, и все больше в наше сознание проникает иностранная культура, стираются понятия добра и зла; когда происходит подмена человеческих качеств: доброты, сочувствия, гуманности, уважения; когда люди, спеша по своим делам, начинают забывать о семье, особенно важно возрождать традиции, которые создают связь поколений, объединяют детей и взрослых, укрепляют семейные и духовные связи людей. Воспитание человека, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешным без знания культуры своего народа, изучения и понимания народных традиций – поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно интерес к культуре и истории своего народа поможет в дальнейшем развить интерес к традициям других народов.

Особенно интересными в данном контексте, как одни из разновидностей народной культуры, представляются народные праздники. В народной педагогике народные праздники и обряды считаются средствами выражения настроения, убеждений, мировоззрения индивида. Они не только символически отображают и углубляют чувства человека, но и в значительной степени облагораживают его. Значение народных праздников и обрядов заключается в том, что они дают возможность проявить свои чувства и мысли, пробуждают эмоциональные чувства и переживания, стимулируют оптимистическое настроение [4, с. 64].

В нашей стране они отмечаются повсеместно и с удовольствием. Люди отмечают их дома, семьями; ходят на гуляния, участвуют в играх и празднествах. Дети с раннего возраста приобщаются к народной культуре, получая удовольствие и полезные знания, праздники расширяют их кругозор. Так же они обучаются, узнавая новые традиции и обычаи своего народа. Если это народные гуляния, включающие в себя игры и конкурсы, дети также формируют свои двигательные и (что еще более важно) коммуникативные навыки – они учатся работать в команде и относиться доброжелательно ко всем, кто находится рядом с ними. Приобщение детей к участию в праздниках и обрядах родного народа дает им возможность на практике познать его культурно-исторический опыт. В народной педагогике народные обряды и праздники считаются средствами выражения убеждений, настроения, мировоззрения человека [3, с. 87]. Они не только отображают и углубляют чувства человека, но и в значительной степени облагораживают его. Значение народных праздников заключается в том, что они дают возможность проявить свои чувства, пробуждают эмоциональные переживания, стимулируют оптимистичное настроение.

Основные задачи нравственного воспитания дошкольников в процессе ознакомления с народными праздниками и обычаями – это приобретение знаний о нравственных принципах, нормах и правилах общественного поведения; воспитание нравственных чувств, потребностей и отношений; формирование нравственных идеалов, убеждений, стойких навыков и привычек нравственного поведения [2, с. 42].

Приобщать детей к культуре своего народа необходимо, поскольку обращение к наследию воспитывает уважение к месту, где они родились и живут. Очень важно привить детям чувство любви к культурным ценностям и традициям русского народа. Только в этом случае народная культура оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес к русской самобытности и неповторимости.

Литература

  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. / Н.В.Алешина.- М.:ЦГЛ, 2005.

  2. Батурина Т.И. Народная педагогика в воспитании дошкольников – М., 199.

  3. Лавриненко Н. Этнопедагогика / Н. Лавриненко // Дошкольное воспитание. 2006. – №12.

4. Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академический Проект, Культура, 2005.

Просмотров работы: 286