В настоящее время изучению профессионально важных качеств менеджера, эффективности управленческой деятельности посвящено большое количество трудов, в которых обращается внимание на лидерские качества, стрессоустойчивость и связанные сними психологические особенности менеджеров, способность к поиску нестандартных, нетривиальных решений, креативность [4].
Креативность – это творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к порождению принципиально новых необычных идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления [2, 5]. Креативность как профессионально важное качество менеджера определяется особенностями требований к профессии, решаемыми задачами и условиями труда [1, 9]. К современному менеджеру предъявляются требования быстрой ориентации и адаптации в меняющихся условиях, обнаружения проблем, поиск разнообразных путей их решения и прогнозирование результатов, оценка эффективности своей деятельности, деятельности подчиненных и всей организации в целом. Реализация этих требований возможна при развитой креативности. Креативные качества необходимы менеджеру при реализации всех направлений его профессиональной деятельности [6, 7, 8]. Наиболее важными в деятельности менеджера являются интеллектуальная (вербальная, невербальная), личностная и коммуникативная креативность, так как они взаимосвязаны с профессионально важными качествами менеджеров банка и позволяют эффективно реализовывать трудовую деятельность менеджера.
Креативность, являясь значимым профессионально важным качеством менеджера, не достаточно изучена в современных исследованиях.
Цель исследования: изучить и описать креативность в структуре профессионально важных качеств менеджера банка.
В исследовании принимали участие 105 менеджеров банка в возрасте 26-47 лет (34,2±0,52 лет), из них: 35 менеджеров отдела по развитию, 35 менеджеров - отдела по взысканию задолженности, 35 менеджеров - отдела по рекламе. Математическая обработка данных производилась с применением статистического пакета IBM SPSS Statistics, версия 20.0 (Н-критерий Крускала-Уоллиса).
Результаты исследования.
Для сравнения креативности у менеджеров банка разных подразделений, был проведен анализ данных между группами (таблица 1).
Таблица 1 - Показатели вербальной и невербальной креативности у менеджеров банка разных подразделений, M±m
Вид креативности |
Отдел развития (n=35) |
Отдел рекламы (n=35) |
Отдел взыскания задолженностей (n=35) |
р |
Невербальная креативность |
42,6±1,88 |
39,6±1,35 |
36,8±2,19 |
0,001 |
Вербальная креативность (тест Д. Торренса) |
36,06±1,42 |
34,7±1,13 |
33,2±0,61 |
0,001 |
Вербальная креативность (Тест RAT) |
0,43±0,08 |
0,39±0,08 |
0,31±0,09 |
0,001 |
При сравнении результатов различия с высокой степенью значимости (р=0,001) значений вербальной и невербальной креативности у менеджеров разных подразделений. Лучше всего вербальная и невербальная креативность развита у менеджеров отдела развития. Средние значения невербальной креативности у них в границах нормы, а вербальной (по тесту Е. Торренса) - ниже нормы. У менеджеров других подразделений средние значения и вербальной и невербальной креативности ниже границ нормы. Самые низкие показатели невербальной и вербальной креативности (по обоим тестам) были выявлены у менеджеров отдела взысканий.
Показатели личностной и коммуникативной креативности менеджеров представлены на рисунках 1, 2.
Рисунок 1 - Показатели личностной креативности у менеджеров банка, M±m
Средние значения личностной креативности у менеджеров разных отделах банка соответствовали очень низким. Но они были выше с высокой степенью достоверности (р=0,001) у менеджеров отдела развития и отдела рекламы, чем у менеджеров отдела взысканий. Низкие показатели личностной креативности препятствуют предвидению рисков и поиску эффективных решений для их предупреждения и снижения, не позволяют действовать в неопределенных условиях при принятии решений, принимать уникальные управленческие решения, осуществлять инновационную деятельность. Низкие показатели личностной креативности у менеджеров банка связаны с такими внутренними факторами, как отсутствием интереса к познанию нового, изучению новых вещей и новых способов решения задач, неумением рассматривать проблему и ее решение с разных точек зрения, страхами ошибиться. Внешними факторами низких показателей личностной креативности является подавление творческих инициатив со стороны лиц принимающих решение за их внедрение в деятельность банка.
Рисунок 2 - Показатели самооценок коммуникативной креативности у менеджеров банка, M±m
Результаты тестирования показали недостаточную сформированность у менеджеров банка способности к выдвижению разнообразных идей при решении ситуаций, реализации этих идей в общении, варьирования своего поведения в зависимости от изменения ситуации и субъектов взаимодействия, к критическому осмыслению своих поступков, к взаимодействию с другими людьми при поиске оптимальных решений. Несколько выше, но не статистически значимо, способности коммуникативной креативности оценили у себя менеджеры отдела взысканий задолженностей, что может быть связано со спецификой профессиональной деятельности менеджеров, предполагающей постоянное напряженное общение с клиентами, не исполняющими своих обязанностей. С другой стороны, в этом проявляется недостаточное понимание менеджерами коммуникативной креативности, с которой они, вероятно, путают коммуникативную активность. В то же время, стоит отметить, что если показатели интеллектуальной и личностной креативности у менеджеров отдела взыскания задолженностей были статистически значимо ниже, чем у менеджеров отделов развития и рекламы, то показатели коммуникативной креативности не отличались. При учете того, что коммуникация является основным видом деятельности менеджеров отдела по взысканию задолженностей, прослеживается влияние профессиональной деятельности на креативность.
Обобщая результаты исследования креативности у менеджеров банка, можно выделить общие и специфические для менеджеров разных отделов банка особенности креативности.
К общим характеристикам креативности менеджеров банка относятся:
- лучшая сформированность невербальной креативности в сравнении с вербальной при преобладании их сформированности в границах ниже нормы;
- личностная креативность у менеджеров банка не сформирована;
- средние значения коммуникативной креативности во всех трех группах менеджеров соответствовали средним.
Отличительными характеристиками креативности являются:
- вербальная и невербальная креативность лучше сформирована у менеджеров отдела развития (р=0,001), хотя средние значения невербальной креативности у них в границах нормы, а вербальной - ниже нормы;
- у менеджеров отдела развития и отдела рекламы с высокой степенью достоверности (р=0,001) лучше сформированы воображение, любознательность, личностная креативность, чем у менеджеров отдела взыскания задолженностей;
Таким образом, результаты исследования позволяют констатировать неудовлетворительные показатели интеллектуальной, личностной и коммуникативной креативности у менеджеров банка при их лучшем проявлении у менеджеров отделов развития и рекламы.
Для развития креативности менеджеров банка мы рекомендуем: тренинги для развития интеллектуальной, личностной и коммуникативной креативности с преимущественным развитием вида креативности, определяющим эффективность профессиональной деятельности:
- для менеджеров отдела по развитию банка - личностная и коммуникативная креативность;
- для менеджеров отдела рекламы – интеллектуальная и коммуникативная креативность;
- для менеджеров отдела по взысканию задолженностей – коммуникативная и личностная креативность.
Выделение того или иного вида креативности как значимого профессионально важного качества у менеджера в зависимости от особенностей профессиональной деятельности не исключает развитие других видов креативности.
Список литературы:
Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. – М.: ПЕР СЭ, 2001. – 511 с.
Варламова Е.П., Степанов С.Ю. Психология творческой уникальности. – M.: Юнити, 2002. - 256 с.
Горбунов В.А., Шиканов Л.А. Креативность как критерий профессионализма менеджера // Труд и занятость в России. – М.: Государственный комитет РФ по статистике, 2001. – С. 230-232.
Дмитриева М.А., Дружилов С.А. Уровни и критерии профессионализма: проблемы формирования современного профессионала // Сибирь. Философия. Образование: Альманах Сибирского отделения РАО. – Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2000. – Вып. 4. – С. 18-30.
Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 368 с.
Зельдович Б.З., Белова А.Ю. Управление креативностью и построение системы менеджмента в медиаорганизации // Вестник Московского государственного университета печати. – 2015. - № 3. - С. 46-50.
Иоголевич И.О. Методологическое решение проблемы детализации профессионально важных качеств менеджера // Вестник ОГУ. Часть 1. – 2006. - № 10. - С. 144-151.
Кузьмина Е.Ю. Роль креативности в ключевых компетенциях менеджера // Управленец. – 2015. - № 6 (58). - С. 10-17.
Мишина О.А. Выявление профессионально важных качеств менеджера // Научные труды Дальрыбвтуза. – 2010. - Т. 22. - С. 244-249.