В структуре расходов на эти цели преобладают перечисления государственным внебюджетным фондам, а также бюджетам регионов.
При этом с 1 июля 2016 года в соответствии с законом об увеличении минимального размера оплаты труда первый разряд единой тарифной сетки вырастет до 1 296 рублей.
Расходы на здравоохранение, которые в 2016 году возрастут в разы, будут направлены на повышение доступности и качества медицинской помощи, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в стране.
Будет повышена роль первичной медицинской помощи и профилактики заболеваний. Так, например в 2008 году планировалось увеличить обеспеченность амбулаторно-поликлинической помощью на 11%, дневными стационарами - на 62%.
В 3 раза по сравнению с 2005 годом возрастет удовлетворение потребности населения в высокотехнологичных видах медицинской помощи.
В целях реализации права выбора медицинских учреждений, более полного финансового обеспечения программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи ставится задача повысить долю финансирования здравоохранения через систему обязательного медицинского страхования с 40% в 2004 году, а в 2008 году до 60%.
Что же касается именно периода, которому посвящена моя тема, то изучив статистику, я нашла интересные факты.
Так, например, утвержденная стоимость территориальных программ обязательного медицинского страхования на 2014 год составила 1 372,8 млрд. рублей. Фактическая стоимость территориальных программ обязательного медицинского страхования сложилась в размере 1 326,8 млрд. рублей, что составляет 96,6% от утвержденной стоимости.
Отдельной задачей будет популяризация здорового образа жизни. Планируется, что удельный вес детей и молодежи, регулярно занимающихся в спортивных секциях и клубах в общей численности населения в возрасте 5-30 лет за 3 года возрастет.
Чтобы решить задачу, благодаря решению которой можно говорить об обеспечении граждан РФ доступным жильем, предусматривается существенное расширение масштабов ипотечного кредитования и жилищного строительства. Прямые расходы федерального бюджета в рамках Федеральной целевой программы «Жилище» позволят в 2006-2008 годах переселить 150 тыс. человек из аварийного жилого фонда, модернизировать более 45 тыс. км тепловых сетей и сетей водоснабжения.
Говоря о социальной защищенности, я нашла статистику о долях расходов федерального бюджета. Доли расходов на социальную политику, включающие в себя трансферт Пенсионному фонду, в 2014-2015 годах ниже соответствующих показателей 2012-2013 года на 3-4 процентных пункта из-за приостановки отчислений страховых взносов на накопительную часть пенсии.
При этом доля расходов на образование сократится в будущем году по сравнению с текущим на 0,7%. Доля расходов на здравоохранение за тот же период должна сократится на 1,1%, несмотря на то, что на финансирование отрасли будут дополнительно направлены трансферты из бюджета ФОМС. Наконец, доля расходов на межбюджетные трансферты сокращается по сравнению с 2014 годом на 1,2%.
Из-за требований законодательства, будут индексироваться социальные пособия, компенсации, выплаты из Фонда социального страхования.
Данные цифры просто возмущают, так как по сравнению с предыдущими показателями, а конкретно - увеличение финансирования реабилитации инвалидов позволяло в 2006 году предоставить протезно-ортопедические изделия 82% нуждающихся в них инвалидов и довести этот показатель к 2008 году до 96%.
Это говорит о том, что социальной защищенности в нынешнее время просто нет. Заоблачные цифры, суммы повергнули в шок, и людям просто некуда деваться, как соглашаться и принимать все то, как есть.
Если поднять вопрос о территориальной справедливости, то можно утверждать, что одной из важнейших задач федеральных органов власти является выравнивание финансовых возможностей регионов по реализации, закрепленных за ними полномочий, прежде всего в сфере социальной политики и социального развития. Общий объем финансовой помощи субъектам Российской Федерации из федерального бюджета увеличивается. Как и в предыдущие годы, основная часть этих средств будет распределяться между регионами через 5 фондов по единым методикам. Наиболее значимый из них - Фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации регионов (ФФПР). Из-за неравномерного размещения по территории страны производственного и ресурсного потенциала различия в бюджетной обеспеченности регионов достигают 40 раз. После распределения дотаций из этого Фонда всем регионам гарантируется бюджетная обеспеченность не ниже 64% от среднего уровня, при этом существенное повышение бюджетной обеспеченности охватит 1/3 населения России
Целевые субсидии из Фонда софинансирования социальных расходов будут направлены на поддержку приоритетных социально значимых расходов территориальных бюджетов (социальную защиту ветеранов труда, тружеников тыла, лиц, пострадавших от политических репрессий, выплаты детских пособий, адресных жилищных субсидий населению). С 2006 года труженикам тыла и лицам, пострадавшим от политических репрессий, будет предоставлено право - присоединяться к части социального пакета, предоставляемого гражданам, социальная поддержка которых обеспечивается за счет средств федерального бюджета.
Задачей Фонда регионального развития является оказание помощи регионам в развитии социальной инфраструктуры - строительстве школ, больниц, других объектов. Будет продолжена реализация отбираемых на конкурсной основе программ бюджетных реформ, поддерживаемых из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов.
Особое место в системе финансовой поддержки регионов занимает Фонд компенсаций, средства которого передаются регионам в виде целевых субвенций на реализацию делегированных федеральных полномочий, прежде всего, по предоставлению льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг участникам Великой Отечественной войны, инвалидам, чернобыльцам. В 2006 году объем этого Фонда возрастал в 2,2 раза, что позволило полностью компенсировать расходы региональных и местных бюджетов по предоставлению этих льгот.
С учетом прогнозируемого в 2014-2015 годах роста налоговых доходов бюджетов регионов, планируемые объемы и формы предоставления финансовой помощи позволили полностью обеспечить выполнение субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления возложенных на них полномочий и функций, в том числе по установлению и выплате заработной платы учителям, врачам, работникам учреждений культуры и других региональных и муниципальных учреждений, социальной защите ветеранов труда и тружеников тыла, предоставлению услуг образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства.
Результатом проводимой бюджетной и социальной политики является устойчивый и сбалансированный рост доходов бюджетников, военнослужащих, пенсионеров, повышение уровня социальной защищенности граждан, доступности и качества бюджетных услуг, как за счет прямых расходов на эти цели из федерального бюджета, так и выравнивания бюджетной обеспеченности регионов, поддержки государственных внебюджетных фондов.
Огромный вклад в повышении уровня жизни вносит реализуемая в 2006-2008 гг. программа последовательного роста оплаты труда бюджетников, военнослужащих, государственных служащих.
Чтобы сформировать надежную основу и решить социальные проблемы – необходимо обеспечить высокий и устойчивый экономический рост. Бюджетная политика осуществляет действительно важную роль в этом процессе, она помогает создавать экономику, которая способна выдерживать сильную конкуренцию при условиях глобализации а также при стремительном развитии информационных технологий.
Для экономического роста, в первую очередь, необходима макроэкономическая стабильность: низкий уровень инфляции, прогнозируемый курс национальной валюты, общая финансовая устойчивость. Только в таких условиях бизнес имеет возможность планировать и развивать свою деятельность, создавать новые рабочие места, привлекать долгосрочные кредиты. Создание и поддержание таких условий - главный вклад бюджетной политики в экономическое развитие страны.
В 2006-2008 годах, например, осуществилось сохранение высоких цен на нефть. С одной стороны, это создало стабильные и достаточно благоприятные предпосылки для развития экономики. В то же время в этих условиях повысилось «инфляционное» давление на экономику.
Для его снижения необходимо продолжить аккумулирование части доходов от высоких цен на нефть в Стабилизационном фонде.
Что касается 2015 года, показатели увеличиваются в разы, а именно рост заработной платы в бюджетной сфере, повышение доступности и качества бюджетных услуг, уровня социальной защищенности пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных граждан, все это является основным приоритетом бюджетной политики. Инновации и технологии дают о себе знать. Плановые проекты вступают в законную силу, и государство обязуется усовершенствовать бюджетную политику нашей страны.
Данные факты позволяют сделать вывод, что показатели играют огромную роль в бюджетной политике, и стабильность или рост в показателях, радуют глаз, ибо бюджетная политика не стоит на месте, она развивается, формирует нововведения, позволяет давать хорошую оценку ее итогам, а также бюджетному планированию.