Отношение к конфликтам в современном обществе постепенно меняется от неприятия и подавления к осознанию необходимости работы с ними и поиску оптимальных путей их разрешения.
Конфликт – это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных отношениях индивидов или группы людей, связанных с острыми эмоциональными переживаниями.2
Конфликтность рассматривается как вспыльчивость, раздражительность, высокая готовность вступить в конфликт, а также как агрессивно – оборонительный стиль поведения.3
По мнению Л.И. Божович, конфликтность – это явление, свойственное возрастному кризису, обостряется в случае депривации новых потребностей ребенка в сфере общения и деятельности.
А.П. Алексеева считает, что конфликтность часто встречается в те периоды, в которых происходит овладение ребенком социальными ролями (адаптация ребенка к условиям детского сада, переход от раннего детства к дошкольному, освоение роли школьника, подростковый возраст).
Одной из форм конфликтного поведения является агрессия. Агрессивностью выступает устойчивой чертой личности, которая проявляется в готовности субъекта к агрессивному поведению.4 В зависимости от степени проявления агрессивности, агрессию можно условно разделить на мотивационную и инструментальную. Мотивационная агрессия формирует у индивида способность к устранению и разрушению препятствий, является необходимым компонентом в созидательной деятельности. Инструментальная агрессия является способом поведения и достижения цели, а так же сопровождается такими отрицательными эмоциональными переживаниями как гнев, страх, враждебность.
Итак, каждая личность должна обладать определенным уровнем агрессии, который будет выполнять функции самозащиты, мотивации, адаптации. Полное ее отсутствие приведет к плаксивости, ведомости, конформности.
Агрессивность — это способ самозащиты и отстаивания своих взглядов и прав (А.А. Реан). В умеренной форме она является важным личностным конструктом, помогающим адаптироваться, а так же механизмом защиты. Но агрессия как форма взаимодействия в дальнейшем может развиться в делинквентное поведение.5
Агрессивность проявляется в разных формах поведения, например, вербальная агрессия: крики, угрозы, употреблении жаргонизмов и ненормативной лексики.
Акты физической агрессии будут предусматривать применение физической силы против другого лица в потасовках или в причинении вреда собственности.
Так же различают косвенную агрессию, которая, как правило, выражается вербально, в виде нелицеприятных сплетен, слухов, клеветы о человеке, на которого направлена агрессия.6
Для определения индекса агрессивности и враждебности личности был использован опросник «Басса – Дарки» (диагностика состояния агрессии).
Так как проявления агрессии чаще всего происходит в ходе конфликтных взаимодействий, то изучение конфликтности личности осуществлялось с помощью методики диагностики личностной агрессивности и конфликтности (Е. П. Ильин, П. А. Ковалев).
Исследование проводилось в 2016/2017 учебном году на базе ГОБОУ Мурманская КШИ №3. В исследовании приняли участие 20 подростков с нарушениями зрения.
Проведенное исследование было направлено на выявление особенностей конфликтного поведения и агрессии подростков с нарушениями зрения. В таблице 1 представлены индексы агрессивности и враждебности у подростков с нарушениями зрения.
Таблица 1
Проявление индексов агрессивности и враждебности у подростков с нарушениями зрения (%)
низкий |
средний |
высокий |
|
Агрессивности |
50 |
50 |
0 |
Враждебности |
0 |
90 |
10 |
Как показывают результаты исследования, подросткам с нарушениями зрения в равной степени свойственны как низкий, так и средний индекс агрессивности. Для подростков с низким индексом агрессивности свойственно не желание вступать в конфликтное взаимодействие, отстаивать свое мнение, сохранять нейтралитет в спорных ситуациях. Кроме того, для данной группы лиц характерно проявление конформизма в поведении, как правило, они безоговорочно принимают групповые правила, боятся проявлять инициативу в общении.
Для респондентов со средним индексом агрессивности характерно использование агрессии как способа самозащиты и/или мотивационного компонента в достижении цели, что определяет ее как мотивационную. Подростки этой группы демонстрируют социальную активность и умение аргументированно отстаивать свою точку зрения, а так же борьбу за собственные ценности и цели.
Можно утверждать, что характерной особенностью подростков с нарушениями зрения является проявление индекса враждебности в пределах возрастной нормы. Поэтому они умеют отстаивать свои права и интересы в конфликтах и спорах, а так же настойчивы в достижении поставленных целей, при этом, не являясь провокатором конфликтной ситуации.
Таким образом, для подростков с нарушениями зрения характерен либо низкий, либо средний уровень проявления агрессивности и враждебности, что свидетельствует об адекватном использовании ими агрессивных форм поведения: в целях защиты, адаптации или мотивационного компонента в достижении цели.
Следующий этап анализа выявление уровня личностной агрессивности и конфликтности у подростков с нарушениями зрения (см. таблицу 2).
Таблица 2
Проявление уровней личностной агрессивности и конфликтности у подростков с нарушениями зрения (%)
Низкий |
Средний |
Высокий |
|
Позитивная агрессия |
0 |
80 |
20 |
Негативная агрессия |
0 |
100 |
0 |
Конфликтность |
0 |
70 |
30 |
Результаты, представленные в таблице, позволяют утверждать, что доминирующим уровнем позитивной, негативной агрессии и конфликтности у подростков с нарушениями зрения является средний. Поэтому можно утверждать, что в ситуациях социального взаимодействия индивид, как правило, «диктует» свои условия, но при некоторых обстоятельствах способен проявлять гибкость и «подстроиться» под партнера, если для второго это играет важную роль. Кроме этого они хотят и могут отстаивать свои права и взгляды, у них отсутствует страха перед ответственностью.
Подростки с нарушениями зрения не слепо следуют мнениям, советам и критике других людей, а подвергают их анализу и сомнению. Они способны отреагировать на неподобающее отношение к себе или значимым для них лицам.
Отличительной особенностью подростков с нарушениями зрения выступает адекватная реакция на различное поведение со стороны партнера, которое может проявляться как в критике и провокаций, так и в похвале и комплиментах. Они демонстрируют продуктивные стили общения (сотрудничество и компромисс), умеют подстраиваться под меняющиеся условия ситуации, редко являются зачинщиками и провокаторами конфликтов.
В группе испытуемых были диагностированы подростки с нарушениями зрения, которые имеют высокий уровень позитивной агрессии (20%) и конфликтности (30%). Именно эти подростки менее гибки в общении, не умеют уступать собеседнику, вырабатывать компромиссные решения и часто выбирают непродуктивные стили взаимодействия, например, борьбу (соперничество). Они с трудом устанавливают новые контакты и взаимодействуют внутри группы, поэтому имеют узкий круг общения. Для них сложно конструктивно взаимодействовать с другими членами общества, они не могут принимать критику, не хотят разрешать спорные и конфликтные ситуации.
Таким образом, для подростков с нарушениями зрения характерно адекватное проявление агрессии. Они придерживаются активной социальной позиции и умеют отстаивать свою точку зрения в спорных ситуациях. Однако, можно отметить и противоположную тенденцию, когда в поведении проявляется конформизм и безынициативность. В большинстве случаев отмечается проявление гибкости в общении и умение взаимодействовать с коллективом, желание проявить себя и инициативность, а так же умение адекватно реагировать на различные проявления со стороны других людей.
Список литературы:
1. Гришина, Н.В., Психология конфликта: [текст]/ Н. В. Гришина. - СПб.: Питер, 2008. – 464 с.
2. Кобзева, О. В. Специфика образа мира в подростковом возрасте // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психологи. - Научный журнал: - Ялта: РИО ГПА, 2016. - Вып. 53. - Ч. 7. - С. 236-242.
3. Кобзева О.В. Динамика агрессивности и её взаимодействия с личностными особенностями в подростковом и юношеском возрастах. Автореферат: О. В. Кобзева. - М., 2006. - 22 с.
4. Курбатов, В.И., Конфликтология: учебное пособие для гуманитарных вузов [текст]/ В. И. Курбатов. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2008. – 445 с.
5. Психология. Словарь. Издание 2 – е, испр. и доп.: [текст]/ под ред. Петровский, А. В., Ярошевский, М. Г. М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
6. Реан, А. А., Психология изучения личности: [текст]/ А. А. Реан. СПб.: Питер, 2016. – 288 с.
1 Кобзева О. В. Специфика образа мира в подростковом возрасте // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психологи. - Научный журнал: - Ялта: РИО ГПА, 2016. - Вып. 53. - Ч. 7. - С. 236-242.
2 Гришина, Н.В., Психология конфликта: [текст]/ Н. В. Гришина. - СПб.: Питер, 2008. – 464 с.
3 Курбатов, В.И., Конфликтология: учебное пособие для гуманитарных вузов [текст]/ В. И. Курбатов. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2008. – 445 с.
4 Психология. Словарь. Издание 2 – е, испр. и доп.: [текст]/ под ред. Петровский, А. В., Ярошевский, М. Г. М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
5 Реан, А. А., Психология изучения личности: [текст]/ А. А. Реан. СПб.: Питер, 2016. – 288 с.
6 Кобзева О.В. Динамика агрессивности и её взаимодействия с личностными особенностями в подростковом и юношеском возрастах. Автореферат.: О. В. Кобзева. - М., 2006. - 22 с.