СПЕЦИФИКА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СПЕЦИФИКА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Меркулова К.Ю. 1, Ядрышникова А.В. 1, Белецкая Е.А. 1, Товолжанская Н.В. 1
1ГБОУ ВО "Белгородский государственный институт искусств и культуры"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Для начала анализа концепций, нужно дать определение термину «девиантное поведение», «психология девиантного поведения».

Ж.А. Левшунова считает, что девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией [2, с. 16].

По мнению В.Д. Менделивия, психология девиантного поведения – это междисциплинарная область научного знания, изучающая механизмы возникновения, формирования, динамики и исходов отклоняющегося от разнообразных норм поведения, а также способы и методы их коррекции и терапии. Данная дисциплина находится на стыке клинической психологии и психиатрии, и для ее освоения требуются знания и навыки из этих научных областей [3, с.10].

В социологическом словаре Е.М. Бабосова молодежь анализируется как социально-демографическая группа, находящаяся в процессе становления и развития социальной, психофизиологической, социокультурной и гражданской зрелости, приспособленная к исполнению социальных статусов и ролей, свойственных взрослым людям [1, с. 265].

Существенной поставленной целью профилактической работы с девиаций в молодежной среде – это предостережение дезадаптации молодежи, коррекция социальных отклонений, они возникают в результате неблагополучного общественного формирования, наполненного разнообразными неблагоприятными факторами внешней среды, психологическими особенностями воспитания. Отходящим от норм асоциальным поведением, принято считать, перечащее принятым в обществе нравственным и правовым нормам.

Главные виды отходящего от норм поведения – уголовно-ненаказуемое безнравственное поведение, преступность. В зарождении отходящего от норм поведения существенная должность отдаётся исследованию его условий, мотивов и причин способствующих формированию и развитию. В генезисе девиантного поведения значительное место занимают изъяны как нравственного, так правового воспитания, содержания надобностей индивида, уникальности характера.

Собственно, в молодежном возрасте замечаются отчетливые демонстрирование отклоняющегося поведения, которые выражаются в сравнительно низким уровнем умственного воспитания и задержкам в развитии, незаконченностью развития личности, отрицательном воздействии семьи, близкого окружения, подчиненностью требованиям группы.

Отклоняющееся поведение в молодежной среде зачастую является формой самоутверждения, изображает процесс выступающий против действительности реального мира.

Отклоняющееся поведение, как считает Ж.А. Левшунова, делится на:

  • антисоциальное поведение;

  • асоциальное поведение;

  • аутодеструктивное поведение [2, с. 5].

По формам проявления существует такие разновидности отклоняющегося поведения несовершеннолетних, как:

  • алкоголизм;

  • наркомания;

  • агрессивное поведение

  • суицидальное поведение;

  • психические расстройства;

  • противоправное поведение.

Развитие общества во многом зависит от студенческой молодёжи, а она в свою очередь является обширной группой единств.

Именно период студенческого времени является первым началом самостоятельной и взрослой жизни. Существует мнение о том, что молодежь – это лидирующая группа общества, собственно она создает перспективы будущего развития общества. Таким образом, новое поколение молодежи заимствует только те ценности и идеалы, которые были сформированы в обществе, а затем реализует их в своей жизненной программе. Особенность молодежного сознания – это тяга ко всему новому и раньше не дающему о себе знать, т.е., именно то, что сулит смены и совпадает с мировоззрением.

Студенческой молодёжи как никакой другой присуще маргинальная сущность. Вся эта ситуация вызвана тем, что молодёжь уже не является ребёнком, но и не имеет прав и возможности взрослого человека и именно это может послужить фактором формирования маргинальной молодёжи.

Отличия действий студенческой молодежи, учитывая и отходящее от норм поведение, устанавливаются следующими факторами:

1) возраст;

2) транзитивность;

3) социокультурная среда существования;

4) специфика студенческого коллектива.

Именно в возрасте от 18 до 25 лет является самым насыщенным для студента, чтобы заняться поисками своего истинного призвания, трудоустройство, создание семьи. Психологи отмечают, что именно в этот период студентам свойственна радикальность действий, нетерпимость, экспансивность. Во многом стиль поведения студента зависит от наличия субкультуры в которую он входит, именно в ней начинают формироваться ценности и жизненные ориентиры.

Е. Омельченко изучая эту проблему измерила взрослость как: [4, с.9]:

  • завершение профессионального образования;

  • начало трудовой и профессиональной деятельности;

  • создание собственной семьи;

  • наличие собственности (недвижимости);

  • реальный статус, закрепленный социальной нормативностью данного общества.

Транзитивность ­­приводит студента в состоянии «промежуточности» перед малоактивным вниманием государства и активностью участия в социальных действиях. От этого начинают создаваться предпосылки к девиантному поведению. В этот момент в группе начинают выбираться лидеры, а студенческий коллектив в силу своего возраста склонен к подражанию.

Социокультурная среда нахождения студента определяется от взаимоотношений студента с прочими группами в процессе воспитания и получения образования. Так же очень главным фактором является проживание студента т.к. поведение молодежи приехавший из сельской местности будет значительно различаться от молодежи проживающий в городе.

Студенческий коллектив – является формирующим фактором в формировании личности студента. Столкнувшись с новым коллективом индивид пытается найти новую группу для общения.

Предельную тягу к уголовным поступкам располагают студенты, живущие в неполных семьях, что объединено с ненадлежащими материальными и жилищными условиями, критическими взаимоотношениями между членами семьи и отсутствием заботы в воспитании детей. Все это доказывает то, что отходящее от норм поведение проявляется в следствии малоуспевающего социального формирования, нарушения процесса социализации. Отдельный тип таких правонарушений приходится на более старший подростковый возраст, к которому относятся и студенты младших курсов, так нарекаемый меняющийся гормональный период от детства к взрослой жизни. Процесс нарушения социализации приходится тогда, когда личность ощущает определенное отрицательное воздействие, которое идёт из среды близкого окружения индивида. В связи с этим, негативное воздействие чувствуемое студентом со стороны неподалёку находящегося окружения в которое вошёл индивид и в котором он ещё не успел приспособиться.

Таким образом, в целях профилактики девиантного поведения со студенческой молодежью рекомендуются проводиться различные воспитательно-образовательные беседы, психологические тренинги. Особое внимание стоит уделить именно организации досуга и проведению мероприятий на должном уровне. В качестве главного направления рекомендуется создать системы профилактики разнообразных видов девиантного поведения, которые будут включать в себя единое снабжение процессов социализации студентов, организацию их досуга и занятости внеучебного времени. Профилактика девиантного поведения должна охватывать все структуры общества и должна быть доступной для всех слоёв населения.

Большой необходимостью является повышение профессионального уровня преподавателей, обучение их специальным методикам работы с молодежью девиантного поведения, но главной задачей является усиление работы с молодежью находящихся в неблагополучных семьях и требуемых наибольшего внимания.

Профилактические меры с девиантным поведением включают в себя:

  • формирование негативного отношения к алкоголю, наркомании, курению;

  • распространение (буклетов, социальных реклам), пропагандирующих здоровый образ жизни;

  • создание профилактико-реабилитационного консультирования;

  • составление программ (классных часов) которые бы включали себя лекционные и тренинговые занятия по формированию негативного отношения к курению, алкоголю и наркотикм.

  • работа с психологом, благодаря которому будет возможно формирование навыков, которые помогут противостоять чужому мнению и выработать свою точку зрения;

Подводя итог следует сказать о том, что имеющиеся социальные отклонения служат индикатором состояния общества, они показывают несовершенство или недостатки общества. Кроме этого, они являются одним из способом удовлетворения потребностей отдельных людей или социальных групп, хотя эти способы часто искажены или даже сами потребности. Следовательно, полностью искоренить девиантность, невозможно, но поставить ее в социально приемлемые рамки является крайней необходимостью [5, с. 9].

Литература:

1. Бабосов Е.М. Социология: Энциклопедический словарь // Е.М. Бабосов - М., 2009.

2. Левшунова Ж.А. Психология девиантного поведения: учебно-методическое пособие / Ж.А. Левшунова. – Красноярск: Сибирский федеральный ун-т., 2012.

3. Менделевии В.Д. Психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов / В.Д. Менделевии - СПБ, 2005

4. Омольченко Е. Молодёжь: открытый вопрос. / Е. Омольченко - Ульяновск, 2004

5. Умархаджиева С. Р. Социальные технологии по профилактике и коррекции девиантного поведения / С.Р. Умархаджиева // Педагогика высшей школы. – 1 (4) – 2016 – С. 105-107

Просмотров работы: 455