Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ, а также осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, Банком России, банками и иными кредитными организациями посредством реализации полномочий, предусмотренных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами РФ.1
Основным нормативным документом, которым на ФНС России возложены функции уполномоченного органа, является постановление Правительства РФ от 29 мая 2004 года № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве». И, конечно же, главным правоприменительным документом в работе уполномоченного органа является Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О несостоятельности (банкротстве)». Кроме того, существует ряд подзаконных нормативных актов.
Основными показателями эффективности деятельности ФНС являются следующие показатели: количество выездных налоговых проверок; эффективность налоговых проверок; доначислено на одну выездную проверку; доля налогоплательщиков, удовлетворительно оценивающих работу ФНС России по противодействию коррупции; доля налогоплательщиков, удовлетворительно оценивающих качество работы ФНС России; количество пакетов электронных документов, направленных на государственную регистрацию через интернет; отношение задолженности к поступлениям; эффективность процедуры банкротства; количество решений судов по спорам, прошедшим досудебное урегулирование.
В таблице 1 приведены статистические значения показателей деятельности ФНС России в 1 полугодии 2016 года по данным ФНС
Таблица 1 – Показатели деятельности ФНС России
I полугод. 2014 год |
I полугод. 2015 год |
I полугод. 2016 год |
Средний показатель за 2014-2015 год |
Абсолютный показатель (тек.пок.- ср.пок.) |
Относительный показатель (тек.пок./ср.пок.) |
|
Количество выездных налоговых проверок |
18,6 тыс.ед |
15,3 тыс.ед |
13,8 тыс.ед |
16,9 тыс.ед |
-3,1 тыс.ед |
0,8 |
Доначислено на одну выездную проверку |
9,6 млн. руб |
9,7 млн. руб |
13,6 млн. руб |
9,5 млн.руб |
4,1 млн.руб |
1,4 |
Доля налогоплательщиков, удовлетворительно оценивающих работу ФНС России по противодействию коррупции |
83% |
94% |
86% |
88,5% |
-2,5% |
0,97 |
Доля налогоплательщиков, удовлетворительно оценивающих качество работы ФНС России |
79% |
83,8% |
- |
81,4% |
- |
- |
Количество пакетов электронных документов, направленных на государственную регистрацию через интернет |
39,3 тыс.ед |
64,6 тыс.ед |
168,4 тыс.ед |
51,95 тыс.ед |
116,45 тыс.ед |
3,24 |
Отношение задолженности к поступлениям |
9,6 % |
9,2% |
9,4% |
9,4% |
0% |
1 |
Эффективность процедуры банкротства |
3,2% |
4,8% |
- |
4% |
- |
- |
Количество решений судов по спорам, прошедшим досудебное урегулирование |
4,9 тыс.дел |
5,3 тыс.дел |
5,1 тыс.дел |
5,1 тыс.ед |
0 тыс.ед |
1 |
Учитывая значения показателей, что количество выездных проверок с 2014 года уменьшается (с 18,6 тыс.ед. до 13,8 тыс.ед.), а сумма доначислений на одну выездную проверку увеличилось (9,6 млн. руб до 13,6 млн. руб). Таким образом, можно сделать вывод, что качество налоговых проверок стало выше. Данная тенденция свидетельствует о более тщательном сборе налоговыми органами доказательственной базы по нарушениям, а также улучшении качества подготовки и проведения контрольных мероприятий.
Эффективность деятельности ФНС России отражается в отзыве банковских лицензий у банков. Подробнее рассмотрим данный сегмент
Правительством РФ установлено, что регулятором в сфере несостоятельности (банкротства) является Министерство экономического развития РФ. ФНС России, как уполномоченный орган в делах о банкротстве, при реализации своих полномочий руководствуется нормативными правовыми актами, принятыми регулятором.
Рейтинг банков России основан на финансовых показателях, которые обновляются ежемесячно и дают представление о надёжности банка:
чистая прибыль;
вклады физических лиц;
кредитный портфель;
просроченная задолженность в кредитном портфеле;
активы нетто.
В таблице 2 представлен рейтинг банков на 01.10.2016 (места с 1 по 20) по показателю «Величина чистых активов» 2.
Таблица 2 – Рейтинг банков на 01.10.2016 год по показателю «Величина чистых активов»
Банк |
Место в рейтинге |
Доля на рынке |
Сумма чистых активов |
1 |
2 |
3 |
4 |
Сбербанк |
1 |
29.95 % |
22 993 069 |
ВТБ |
2 |
12.14 % |
9 321 946 |
Газпромбанк |
3 |
6.76 % |
5 193 102 |
1 |
2 |
3 |
4 |
ВТБ24 |
4 |
4.21 % |
3 231 725 |
Банк "ФК Открытие" |
5 |
4.12 % |
3 160 160 |
Россельхозбанк |
6 |
3.55 % |
2 725 411 |
Альфа-Банк |
7 |
3.02 % |
2 315 634 |
Национальный Клиринговый Центр |
8 |
2.54 % |
1 952 517 |
Московский кредитный банк |
9 |
1.76 % |
1 348 387 |
Промсвязьбанк |
10 |
1.69 % |
1 293 731 |
ЮниКредит Банк |
11 |
1.68 % |
1 289 496 |
Райффайзенбанк |
12 |
1.09 % |
835 070 |
Росбанк |
13 |
1.08 % |
826 718 |
Бинбанк |
14 |
1.07 % |
822 357 |
РОССИЯ |
15 |
0.93 % |
715 125 |
ВТБ Банк Москвы |
16 |
0.89 % |
686 520 |
Санкт-Петербург |
17 |
0.76 % |
581 093 |
Рост банк |
18 |
0.74 % |
568 612 |
Совкомбанк |
19 |
0.65 % |
495 963 |
В ФЗ от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 03.07.2016) «О банках и банковской деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016), а в частности в ст. 20, содержаться основания для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. Основными причинами лишения права банковских учреждений заниматься финансовой деятельностью становятся:
неисполнение или ненадлежащее исполнение законов Федерального значения, которые регулируют деятельность всей банковской системы страны;
установление факта существенных отклонений в отчетных данных от реальной картины (в том числе подача недостоверных отчетов и прочей документации);
невозможность выплачивать задолженности перед кредиторами.
Кроме данных причин, в основе отзывов лицензии ЦБ лежали неоднократные и систематически повторяющиеся нарушения законодательства в сфере борьбы с коррупцией и «отмыванием» денежных средств.
Используя материалы Пресс-службы Банка России, рассмотрим реальные случаи отзыва банковских лицензий, а также причины лишения заниматься банковской деятельностью, в целях выделения основных причин отзыва банковских лицензий.
Краткая характеристика отзыва у кредитной организации «Развитие» лицензии на осуществление банковских операций и назначении временной администрации представлена ниже.
Приказом Банка России от 10.10.2016 № ОД-3443 отозвана лицензия на осуществление банковских операций у кредитной организации Общество с ограниченной ответственностью коммерческий банк «Развитие» ООО КБ «Развитие» (рег. № 2729, г. Черкесск) с 10.10.2016.3
Решение о применении крайней меры воздействия — отзыве лицензии на осуществление банковских операций — принято Банком России в связи с неисполнением кредитной организацией федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, значением нормативов достаточности собственных средств (капитала) ниже двух процентов, учитывая неоднократное применение в течение одного года мер, предусмотренных ФЗ «O Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
ООО КБ «Развитие» проводило высокорискованную кредитную политику, связанную с размещением денежных средств в низкокачественные активы. При этом достаточность собственных средств (капитала) кредитной организации снизилась до критических значений. Руководители и собственники кредитной организации не предприняли действенных мер по нормализации ее деятельности. В сложившихся обстоятельствах Банк России на основании ст. 20 ФЗ «О банках и банковской деятельности» исполнил обязанность по отзыву у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.
В соответствии с приказом Банка России от 10.10.2016 № ОД-3444 в ООО КБ «Развитие» назначена временная администрация сроком действия до момента назначения в соответствии с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» конкурсного управляющего либо назначения в соответствии со ст. 23.1 ФЗ «О банках и банковской деятельности» ликвидатора. Полномочия исполнительных органов кредитной организации в соответствии с федеральными законами приостановлены.
ООО КБ «Развитие» — участник системы страхования вкладов. Отзыв лицензии на осуществление банковских операций является страховым случаем, предусмотренным ФЗ № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» в отношении обязательств банка по вкладам населения, определенным в установленном законодательством порядке. Указанным ФЗ предусмотрена выплата страхового возмещения вкладчикам банка, в том числе индивидуальным предпринимателям, в размере 100% остатка средств, но не более 1,4 млн рублей в совокупности на одного вкладчика.
Согласно данным отчетности, по величине активов ООО КБ «Развитие» на 01.09.2016 занимало 238 место в банковской системе Российской Федерации.
Об отзыве у кредитной организации «Кубанский универсальный банк» лицензии на осуществление банковских операций и назначении временной администрации
Приказом Банка России от 27.10.2016 № ОД-3673 отозвана лицензия на осуществление банковских операций у кредитной организации «Кубанский универсальный банк» (Общество с ограниченной ответственностью) КБ «Кубанский универсальный банк» (ООО) (рег. № 2898, г. Краснодар) с 27.10.2016.
Решение о применении крайней меры воздействия — отзыве лицензии на осуществление банковских операций — принято Банком России в связи с неисполнением кредитной организацией федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, и применением мер, предусмотренных ФЗ «O Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», принимая во внимание наличие реальной угрозы интересам кредиторов и вкладчиков.
КБ «Кубанский универсальный банк» (ООО) размещал денежные средства в низкокачественные активы и не создавал соответствующие рискам резервы на возможные потери. Адекватная оценка принимаемых рисков по требованию надзорного органа и достоверное отражение стоимости активов банка привели к возникновению у кредитной организации оснований для осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства). Руководство и собственники банка не предприняли необходимых мер по нормализации его деятельности. В сложившихся обстоятельствах Банком России принято решение о выводе КБ «Кубанский универсальный банк» (ООО) с рынка банковских услуг.
В соответствии с приказом Банка России от 27.10.2016 № ОД-3674 в КБ «Кубанский универсальный банк» (ООО) назначена временная администрация сроком действия до момента назначения в соответствии с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» конкурсного управляющего либо назначения в соответствии со ст.23.1 ФЗ «О банках и банковской деятельности» ликвидатора. Полномочия исполнительных органов кредитной организации в соответствии с федеральными законами приостановлены.
КБ «Кубанский универсальный банк» (ООО) — участник системы страхования вкладов. Отзыв лицензии на осуществление банковских операций является страховым случаем, предусмотренным ФЗ № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» в отношении обязательств банка по вкладам населения, определенным в установленном законодательством порядке. Указанным ФЗ предусмотрена выплата страхового возмещения вкладчикам банка, в том числе индивидуальным предпринимателям, в размере 100% остатка средств, но не более 1,4 млн рублей в совокупности на одного вкладчика. Согласно данным отчетности, по величине активов КБ «Кубанский универсальный банк» (ООО) на 01.10.2016 занимал 377 место в банковской системе Российской Федерации.
Таким образом, причинами отзывов в приведенных ранее случаях явились:
проведение высокорискованной кредитной политики, связанной с размещением денежных средств в низкокачественные активы;
неадекватное оценивание рисков;
размещение денежных средств в низкокачественные активы и не создание соответствующих рискам резервов на возможные потери.
В этом году Центробанк отозвал лицензии уже у 78 кредитных организаций. В третьем квартале без лицензий остались 23 банка. В четвертом квартале ЦБ вряд ли снизит темпы отзыва лицензий. В этом году обещано закрыть порядка 100 банков. Похоже, прогноз сбудется. 4
Еженедельная профессиональная газета «Учет. Налоги. Право» 8 ноября 2016 опубликовала список банков за 4 квартал, лишенных права заниматься банковской деятельностью (Таблица 3)
Таблица 3 - Список банков, лишенных лицензии в 2016 году за 4 квартал
Дата отзыва банковской лицензии |
Название банка |
09.12.2016 |
ПАО АКБ «РФА» |
09.12.2016 |
АО КБ «Международный Банк Развития» |
09.12.2016 |
ПАО М2М Прайвет Банк |
09.12.2016 |
ООО КБ «ВЕГА-БАНК» |
09.12.2016 |
ПАО АКБ «РФА» |
09.12.2016 |
АО КБ «Международный Банк Развития» |
18.11.2016 |
ООО ИКБ «Олма-Банк» |
18.11.2016 |
ООО КБ «Метрополь» |
18.11.2016 |
ОАО АКБ «НЗБанк» |
16.11.2016 |
АО КБ «Экспресс-кредит» |
03.10.2016 |
ООО КБ «Камский горизонт» |
27.10.2016 |
ООО ИКБ «Энтузиастбанк» |
27.10.2016 |
ООО КБ «Кубанский универсальный банк» |
27.10.2016 |
ООО «Вестинтербанк» |
25.10.2016 |
ООО КБ «Финансовый капитал» |
10.10.2016 |
ООО КБ «Развитие» |
05.10.2016 |
ООО КБ «АйМаниБанк» |
Таким образом, в данной статье рассмотрены обязанности банков, кредитных организаций перед налоговыми органами, а также осуществлен анализ эффективности работы ФНС посредством основных показателей эффективности, а в частности рассмотрены случаи отзыва лицензий у банков и кредитных организаций, а именно у ООО КБ «Кубанский универсальный банк», ООО КБ «Развитие».
1 Административная юрисдикция налоговых органов: Учебник / Под ред. М.А. Лапиной. М.: — "ВГНА Минфина России", 2012
2 Мир процентов.RU [Электронный ресурс]. URL: mir-procentov.ru (дата обращения: 15.12.2016).
3 Официальный сайт Пресс-службы Банка России [Электронный ресурс]. URL: https://www.cbr.ru/press/(дата обращения: 15.12.2016).
4 Еженедельная профессиональная газета «Учет. Налоги. Право». URL: http://www.gazeta-unp.ru/ (дата обращения: 19.11.2016)