ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ

Панченко М.И. 1, Зинченко М.В. 1
1Донской Государственный Технический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Рассмотрим эффективность работы ФНС за последние годы. Для этого произведем анализ статистических значений показателей деятельности ФНС России, в частности более подробно

Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ, а также осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, Банком России, банками и иными кредитными организациями посредством реализации полномочий, предусмотренных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами РФ.1

Основным нормативным документом, которым на ФНС России возложены функции уполномоченного органа, является постановление Правительства РФ от 29 мая 2004 года № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве». И, конечно же, главным правоприменительным документом в работе уполномоченного органа является Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О несостоятельности (банкротстве)». Кроме того, существует ряд подзаконных нормативных актов.

Основными показателями эффективности деятельности ФНС являются следующие показатели: количество выездных налоговых проверок; эффективность налоговых проверок; доначислено на одну выездную проверку; доля налогоплательщиков, удовлетворительно оценивающих работу ФНС России по противодействию коррупции; доля налогоплательщиков, удовлетворительно оценивающих качество работы ФНС России; количество пакетов электронных документов, направленных на государственную регистрацию через интернет; отношение задолженности к поступлениям; эффективность процедуры банкротства; количество решений судов по спорам, прошедшим досудебное урегулирование.

В таблице 1 приведены статистические значения показателей деятельности ФНС России в 1 полугодии 2016 года по данным ФНС

Таблица 1 – Показатели деятельности ФНС России

 

I полугод. 2014 год

I полугод. 2015 год

I полугод. 2016 год

Средний показатель за 2014-2015 год

Абсолютный показатель (тек.пок.- ср.пок.)

Относительный показатель (тек.пок./ср.пок.)

Количество выездных налоговых проверок

18,6 тыс.ед

15,3 тыс.ед

13,8 тыс.ед

16,9 тыс.ед

-3,1 тыс.ед

0,8

Доначислено на одну выездную проверку

9,6 млн. руб

9,7 млн. руб

13,6 млн. руб

9,5 млн.руб

4,1 млн.руб

1,4

Доля налогоплательщиков, удовлетворительно оценивающих работу ФНС России по противодействию коррупции

83%

94%

86%

88,5%

-2,5%

0,97

Доля налогоплательщиков, удовлетворительно оценивающих качество работы ФНС России

79%

83,8%

-

81,4%

-

-

Количество пакетов электронных документов, направленных на государственную регистрацию через интернет

39,3 тыс.ед

64,6 тыс.ед

168,4 тыс.ед

51,95 тыс.ед

116,45 тыс.ед

3,24

Отношение задолженности к поступлениям

9,6 %

9,2%

9,4%

9,4%

0%

1

Эффективность процедуры банкротства

3,2%

4,8%

-

4%

-

-

Количество решений судов по спорам, прошедшим досудебное урегулирование

4,9 тыс.дел

5,3 тыс.дел

5,1 тыс.дел

5,1 тыс.ед

0 тыс.ед

1

Учитывая значения показателей, что количество выездных проверок с 2014 года уменьшается (с 18,6 тыс.ед. до 13,8 тыс.ед.), а сумма доначислений на одну выездную проверку увеличилось (9,6 млн. руб до 13,6 млн. руб). Таким образом, можно сделать вывод, что качество налоговых проверок стало выше. Данная тенденция свидетельствует о более тщательном сборе налоговыми органами доказательственной базы по нарушениям, а также улучшении качества подготовки и проведения контрольных мероприятий.

Эффективность деятельности ФНС России отражается в отзыве банковских лицензий у банков. Подробнее рассмотрим данный сегмент

Правительством РФ установлено, что регулятором в сфере несостоятельности (банкротства) является Министерство экономического развития РФ. ФНС России, как уполномоченный орган в делах о банкротстве, при реализации своих полномочий руководствуется нормативными правовыми актами, принятыми регулятором.

Рейтинг банков России основан на финансовых показателях, которые обновляются ежемесячно и дают представление о надёжности банка:

  • чистая прибыль;

  • вклады физических лиц;

  • кредитный портфель;

  • просроченная задолженность в кредитном портфеле;

  • активы нетто.

В таблице 2 представлен рейтинг банков на 01.10.2016 (места с 1 по 20) по показателю «Величина чистых активов» 2.

Таблица 2 – Рейтинг банков на 01.10.2016 год по показателю «Величина чистых активов»

Банк

Место в рейтинге

Доля на рынке

Сумма чистых активов

1

2

3

4

Сбербанк

1

29.95 %

22 993 069

ВТБ

2

12.14 %

9 321 946

Газпромбанк

3

6.76 %

5 193 102

1

2

3

4

ВТБ24

4

4.21 %

3 231 725

Банк "ФК Открытие"

5

4.12 %

3 160 160

Россельхозбанк

6

3.55 %

2 725 411

Альфа-Банк

7

3.02 %

2 315 634

Национальный Клиринговый Центр

8

2.54 %

1 952 517

Московский кредитный банк

9

1.76 %

1 348 387

Промсвязьбанк

10

1.69 %

1 293 731

ЮниКредит Банк

11

1.68 %

1 289 496

Райффайзенбанк

12

1.09 %

835 070

Росбанк

13

1.08 %

826 718

Бинбанк

14

1.07 %

822 357

РОССИЯ

15

0.93 %

715 125

ВТБ Банк Москвы

16

0.89 %

686 520

Санкт-Петербург

17

0.76 %

581 093

Рост банк

18

0.74 %

568 612

Совкомбанк

19

0.65 %

495 963

В ФЗ от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 03.07.2016) «О банках и банковской деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016), а в частности в ст. 20, содержаться основания для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. Основными причинами лишения права банковских учреждений заниматься финансовой деятельностью становятся:

  1. неисполнение или ненадлежащее исполнение законов Федерального значения, которые регулируют деятельность всей банковской системы страны;

  2. установление факта существенных отклонений в отчетных данных от реальной картины (в том числе подача недостоверных отчетов и прочей документации);

  3. невозможность выплачивать задолженности перед кредиторами.

Кроме данных причин, в основе отзывов лицензии ЦБ лежали неоднократные и систематически повторяющиеся нарушения законодательства в сфере борьбы с коррупцией и «отмыванием» денежных средств.

Используя материалы Пресс-службы Банка России, рассмотрим реальные случаи отзыва банковских лицензий, а также причины лишения заниматься банковской деятельностью, в целях выделения основных причин отзыва банковских лицензий.

Краткая характеристика отзыва у кредитной организации «Развитие» лицензии на осуществление банковских операций и назначении временной администрации представлена ниже.

Приказом Банка России от 10.10.2016 № ОД-3443 отозвана лицензия на осуществление банковских операций у кредитной организации Общество с ограниченной ответственностью коммерческий банк «Развитие» ООО КБ «Развитие» (рег. № 2729, г. Черкесск) с 10.10.2016.3

Решение о применении крайней меры воздействия — отзыве лицензии на осуществление банковских операций — принято Банком России в связи с неисполнением кредитной организацией федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, значением нормативов достаточности собственных средств (капитала) ниже двух процентов, учитывая неоднократное применение в течение одного года мер, предусмотренных ФЗ «O Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

ООО КБ «Развитие» проводило высокорискованную кредитную политику, связанную с размещением денежных средств в низкокачественные активы. При этом достаточность собственных средств (капитала) кредитной организации снизилась до критических значений. Руководители и собственники кредитной организации не предприняли действенных мер по нормализации ее деятельности. В сложившихся обстоятельствах Банк России на основании ст. 20 ФЗ «О банках и банковской деятельности» исполнил обязанность по отзыву у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

В соответствии с приказом Банка России от 10.10.2016 № ОД-3444 в ООО КБ «Развитие» назначена временная администрация сроком действия до момента назначения в соответствии с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» конкурсного управляющего либо назначения в соответствии со ст. 23.1 ФЗ «О банках и банковской деятельности» ликвидатора. Полномочия исполнительных органов кредитной организации в соответствии с федеральными законами приостановлены.

ООО КБ «Развитие» — участник системы страхования вкладов. Отзыв лицензии на осуществление банковских операций является страховым случаем, предусмотренным ФЗ № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» в отношении обязательств банка по вкладам населения, определенным в установленном законодательством порядке. Указанным ФЗ предусмотрена выплата страхового возмещения вкладчикам банка, в том числе индивидуальным предпринимателям, в размере 100% остатка средств, но не более 1,4 млн рублей в совокупности на одного вкладчика.

Согласно данным отчетности, по величине активов ООО КБ «Развитие» на 01.09.2016 занимало 238 место в банковской системе Российской Федерации.

Об отзыве у кредитной организации «Кубанский универсальный банк» лицензии на осуществление банковских операций и назначении временной администрации

Приказом Банка России от 27.10.2016 № ОД-3673 отозвана лицензия на осуществление банковских операций у кредитной организации «Кубанский универсальный банк» (Общество с ограниченной ответственностью) КБ «Кубанский универсальный банк» (ООО) (рег. № 2898, г. Краснодар) с 27.10.2016.

Решение о применении крайней меры воздействия — отзыве лицензии на осуществление банковских операций — принято Банком России в связи с неисполнением кредитной организацией федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, и применением мер, предусмотренных ФЗ «O Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», принимая во внимание наличие реальной угрозы интересам кредиторов и вкладчиков.

КБ «Кубанский универсальный банк» (ООО) размещал денежные средства в низкокачественные активы и не создавал соответствующие рискам резервы на возможные потери. Адекватная оценка принимаемых рисков по требованию надзорного органа и достоверное отражение стоимости активов банка привели к возникновению у кредитной организации оснований для осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства). Руководство и собственники банка не предприняли необходимых мер по нормализации его деятельности. В сложившихся обстоятельствах Банком России принято решение о выводе КБ «Кубанский универсальный банк» (ООО) с рынка банковских услуг.

В соответствии с приказом Банка России от 27.10.2016 № ОД-3674 в КБ «Кубанский универсальный банк» (ООО) назначена временная администрация сроком действия до момента назначения в соответствии с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» конкурсного управляющего либо назначения в соответствии со ст.23.1 ФЗ «О банках и банковской деятельности» ликвидатора. Полномочия исполнительных органов кредитной организации в соответствии с федеральными законами приостановлены.

КБ «Кубанский универсальный банк» (ООО) — участник системы страхования вкладов. Отзыв лицензии на осуществление банковских операций является страховым случаем, предусмотренным ФЗ № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» в отношении обязательств банка по вкладам населения, определенным в установленном законодательством порядке. Указанным ФЗ предусмотрена выплата страхового возмещения вкладчикам банка, в том числе индивидуальным предпринимателям, в размере 100% остатка средств, но не более 1,4 млн рублей в совокупности на одного вкладчика. Согласно данным отчетности, по величине активов КБ «Кубанский универсальный банк» (ООО) на 01.10.2016 занимал 377 место в банковской системе Российской Федерации.

Таким образом, причинами отзывов в приведенных ранее случаях явились:

  1. проведение высокорискованной кредитной политики, связанной с размещением денежных средств в низкокачественные активы;

  2. неадекватное оценивание рисков;

  3. размещение денежных средств в низкокачественные активы и не создание соответствующих рискам резервов на возможные потери.

В этом году Центробанк отозвал лицензии уже у 78 кредитных организаций. В третьем квартале без лицензий остались 23 банка. В четвертом квартале ЦБ вряд ли снизит темпы отзыва лицензий. В этом году обещано закрыть порядка 100 банков. Похоже, прогноз сбудется. 4

Еженедельная профессиональная газета «Учет. Налоги. Право» 8 ноября 2016 опубликовала список банков за 4 квартал, лишенных права заниматься банковской деятельностью (Таблица 3)

Таблица 3 - Список банков, лишенных лицензии в 2016 году за 4 квартал

Дата отзыва банковской лицензии

Название банка

09.12.2016

ПАО АКБ «РФА»

09.12.2016

АО КБ «Международный Банк Развития»

09.12.2016

ПАО М2М Прайвет Банк

09.12.2016

ООО КБ «ВЕГА-БАНК»

09.12.2016

ПАО АКБ «РФА»

09.12.2016

АО КБ «Международный Банк Развития»

18.11.2016

ООО ИКБ «Олма-Банк»

18.11.2016

ООО КБ «Метрополь»

18.11.2016

ОАО АКБ «НЗБанк»

16.11.2016

АО КБ «Экспресс-кредит»

03.10.2016

ООО КБ «Камский горизонт»

27.10.2016

ООО ИКБ «Энтузиастбанк»

27.10.2016

ООО КБ «Кубанский универсальный банк»

27.10.2016

ООО «Вестинтербанк»

25.10.2016

ООО КБ «Финансовый капитал»

10.10.2016

ООО КБ «Развитие»

05.10.2016

ООО КБ «АйМаниБанк»

Таким образом, в данной статье рассмотрены обязанности банков, кредитных организаций перед налоговыми органами, а также осуществлен анализ эффективности работы ФНС посредством основных показателей эффективности, а в частности рассмотрены случаи отзыва лицензий у банков и кредитных организаций, а именно у ООО КБ «Кубанский универсальный банк», ООО КБ «Развитие».

1 Административная юрисдикция налоговых органов: Учебник / Под ред. М.А. Лапиной. М.: — "ВГНА Минфина России", 2012

2 Мир процентов.RU [Электронный ресурс]. URL: mir-procentov.ru (дата обращения: 15.12.2016).

3 Официальный сайт Пресс-службы Банка России [Электронный ресурс]. URL: https://www.cbr.ru/press/(дата обращения: 15.12.2016).

4 Еженедельная профессиональная газета «Учет. Налоги. Право». URL: http://www.gazeta-unp.ru/ (дата обращения: 19.11.2016)

Просмотров работы: 621