ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В СФЕРЕ МЕБЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В СФЕРЕ МЕБЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Валовая А.В. 1, Карпенко Т.В. 1
1Филиал Южного федерального университета в г. Новошахтинске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Экономический потенциал современных предприятий находится на стадии интенсивного развития. С образованием высоко конкурентного, насыщенного товарами и услугами рынка отношения с потребителями приобрели новый характер. Необходимо постоянно совершенствовать не только уровень производства или продаж, но и уровень работы с клиентами. Необходимо приложить усилия для удержания уже имеющихся потребителей, а также привлечь новых.

Сфера мебельного производства на современной этапе развития экономических отношений является актуальной и приносит большие прибыли. На данный момент российский рынок мебели характеризуется как один из самых конкурентных. Объем рынка за период 2014-2015 гг. увеличился на 34%, а производство выросло на 23%. В структуре производства по ассортименту наибольшая доля произведенной в России мебели приходится на шкафы - 30% и на стулья - 29%1. Между тем, несмотря на увеличение темпов роста производства, проблем в сфере мебельного бизнеса довольно много. Среди внутренних проблем предприятий на первое место вышли кадровые и ассортиментные: в основном это сложность в подборе персонала, вызванная нехваткой кадров и небольшим выбором.

На сегодняшний день отечественная мебельная промышленность насчитывает около шести тысяч предприятий, производящих различные виды мебели. Ежегодно список предприятий пополняется новыми компаниями, расширяются и хорошо известные всем производители.

В России отмечены такие характерные для Европы закономерности, как сокращение сроков использования мебели, переход к неценовой конкуренции через повышение качества сервиса. Повышается значимость мебели вследствие рекламных кампаний, проводимых крупными игроками рынка. Российский мебельный рынок переживает активное региональное развитие.

Основными причинами резкого взлета отечественной мебельной промышленности в настоящее время эксперты называют увеличение объемов жилищного и офисного строительства и рост благосостояния населения.

Российский рынок мебели на сегодняшний момент является растущей отраслью экономики. Если сравнивать мебель отечественного производства с мебелью импортной, отличия можно найти лишь в цене. По качественным характеристикам отечественные мебельные фабрики производять хорошую мебель, перенимая передовой зарубежный опыт и используя импортное оборудование для изготовления мебели для офиса и дома. Многие российские производители мебели тесно сотрудничают с зарубежными брендами, делятся опытом, учатся, и даже покупают технологии, не забывая о своевременном обновлении оборудования для изготовления мебели.

Основные типы игроков, определяющих отечественный рынок мебели, представлены в виде компаний - производителей мебели, занимающихся торговлей и просто торговые компании.

Признанными лидерами российской мебельной промышленности остаются «Миасс мебель», «Шатура», «Феликс», «Крафт», «Юнитекс», «Много Мебели», Правдинский комбинат и безусловный лидер на мебельном рынке – ИКЕА.

В практике используются множество различных маркетинговых технологий сбыта продукции от нецивилизованных, когда торговля идет «по фотографиями» и небольших магазинчиков до современных мебельных центров, где наглядно представлен весь ассортимент.

Особенностью работы мебельной розницы является тот факт, что многие торговые точки, как небольшие магазины, так и крупные сетевые салоны, работают «под заказ». Такая схема действует, когда мебельные предприятия не имеют склада готовой продукции. Если же покупатель выбирает зарубежный шкаф или диван, то это изделие торговая компания заказывает у производителя.

Однако для каждого вида мебели применяются специальные методы реализации. Например, бытовую мебель удобнее всего продавать через магазины, а офисная мебель наиболее активно реализуется в фирменных магазинах.

Ужесточение конкуренции на рынке приводит к тому, что компании начинают более активно использовать Интернет для информирования о себе и привлечения клиентов. Большую часть Интернет-ресурсов составляют каталоги и доски объявлений, но при этом достаточно большая часть компаний, которые производят и продают мебель, не имея собственных ресурсов.

Западные же мебельные компании активно используют Интернет для продаж. На сайтах мебельных фирм представлены не только каталоги продукции, но и существует возможность оформить заказ в режиме онлайн.

Для рынка мебельной сферы существует ряд проблем, котрые выражаются в том, что доля участия иностранцев в российской мебельной промышленности неуклонно растет. Сейчас она составляет 55–60%, тогда как не так давно не превышала 40%2.

Российские производители конкурируют в нише средней ценовой категории с производителями из Польши, Прибалтики, в высшей – Италии, Испании, Франции, Финляндии. Причем наметилась тенденция для мебели высшей ценовой категории, что иностранные компании вытесняют с рынка отечественные компании.

Одной из причин проблем отрасли является отсутствие оптово- розничных товаропроводящих путей. На современном этапе большая часть мебели реализуется в Москве и затем транспортируется в регионы.

У производителей есть и технологическое оборудование, качественные материалы, стильная и эргономичная фурнитура. Однако еще большая часть предприятий не имеет эффективной системы продаж. Многие предприятия организовывают сбыт самостоятельно, либо работают через дилеров. Однако наблюдается нехватка оптово- распределительных структур, работающих по схеме «все сразу». На рынке отсутствуют крупные специализированные предприятия, оказывающие полный комплекс услуг оптового посредника.

Продукцию можно разделить на две группы: корпусная мебель из натурального дерева с фурнитурой из металла и вторая - корпусная мебель из ДВП со шпоном и фурнитурой из пластика. По мнению экспертов, корпусная мебель из натурального дерева с точеными элементами и фурнитурой из металла является более дорогой, более престижной и надежной. Изготавливается такая мебель из натуральной древесины, не содержит вредных для здоровья человека примесей или концентрация таковых сведена к минимуму. Обладает повышенной точностью. Срок годности изделий сравнительно выше. Во многих случаях бывает эксклюзивной. Мебель ориентирована на узкий круг потребителей обладающих высоким доходом.Шпонированная же корпусная мебель с фурнитурой из пластика является более дешевой, менее престижной и менее надежной. Имеет повышенное содержание ненатуральных веществ, некоторое содержание вредных веществ для организма человека. Срок годности изделий сравнительно ниже. Мебель менее прочна. Выпускается в массовом производстве, и ориентирована на массового потребителя, обладающего средним и низким доходами.

Извлечение прибыли — основная задача любого коммерческого предприятия, в том числе занимающегося товарами мебельной промышленности. Однако, в условиях жесткой конкуренции для достижения главной цели, мало лишь производить, поставлять или продавать качественный товар. Покупатель становится все более разборчивым, и конкурировать за его внимание особенно трудно. Ориентация на потребителя — один из эффективных способов формирования лояльности у конечных потребителей мебельной продукции, определяющих свой выбор в пользу того или иного товара. Но, учитывая особенности условий производства и реализации таких товаров, наряду с стандартными маркетинговыми приемами необходимо использовать иные методы. К тому же производитель, дистрибьютор и продавец, как конечное звено, работающее с потребителем, по-разному смотрят на категорию «ориентация на потребителя».

Ориентация на потребителя — важнейшая составляющая работы каждого из звеньев мебельного рынка. Маркетинговые исследования, профессиональные семинары для работников салонов и магазинов мебели, установление личностных отношений с клиентом способствуют формированию положительного образа предприятия, помогая приобрести лояльного клиента. Его понимание оборачивается проявлением доверия, а значит, повторными покупками и увеличением круга постоянных клиентов.

Принцип «Ориентация на потребителя», а иначе называемый концепцией маркетинга, не теория, а философия предприятия, которая утверждает, что единственное условие соблюдения интересов участников бизнеса - удовлетворение нужд потребителей3. На конкурентном рынке успех сопутствует компаниям, которые лучше других удовлетворяют запросы покупателей.

Сегодня на первый план выходит задача организации деятельности компании таким образом, чтобы ее сотрудники были заинтересованы в поиске новых, более эффективных способов удовлетворения нужд потребителей. Маркетинг в условиях конкуренции, свободного предпринимательства является как центральной задачей управления, так и двигателем экономического прогресса.

Подходов к реализации этого принципа может быть множество, и каждая компания их должна выбирать сама, так как главная цель остаеется неизменной.

Российские компании стремятся к повышению уровня реализации данного принципа, но пока уступают зарубежным коллегам. Причиной этому служит медленно экономическое развитие страны и отставание от заграничных стран в несколько лет, но в условиях современного прогресса, это отставание должно вскоре сократится.

Принцип «ориентации на потребителя» компании должны не только реализовывать, но и демонстрировать это конкретному потребителю товара: клиент начинает больше доверять компании и полностью быть уверенным в том, что компания сможет удовлетворить его потребности. И если компания оправдывает его ожидания, то он не только обратится в эту компанию ещё раз, но и порекомендует ее другим людям. Данный процесс повысит популярность компании и будет способствовать ее развитию. Именно поэтому принцип «ориентации на потребителя» является важнейшим принципом менеджмента качества.

Список литературы:

  1. Жукова А. С. Взаимоотношения потребителей на мебельном рынке и их анализ [Текст] / А.С. Жукова // Проблемы теории и практики управления. – 2014. - №2. – С. 24-29.

  2. Рынок мебели в России. Состояние мебельного рынка России в 2014-2015 гг. [Электронный ресурс] / РосБизнесКонсалтинг. Отраслевые обзоры. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://marketing.rbc.ru/industry.html

  3. Сухоруков А.В. Проблемы и перспективы инновационного развития российской мебельной промышленности [Текст]/ А.В. Сухоруков // Креативная экономика. — 2014. — № 12 (84). — С. 76-82.

1 Рынок мебели в России. Состояние мебельного рынка России в 2014-2015 гг. [Электронный ресурс] / РосБизнесКонсалтинг. Отраслевые обзоры. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://marketing.rbc.ru/industry.html

2 Сухоруков А.В. Проблемы и перспективы инновационного развития российской мебельной промышленности [Текст]/ А.В. Сухоруков // Креативная экономика. — 2014. — № 12 (84). — С. 76-82.

3 Жукова А. С. Взаимоотношения потребителей на мебельном рынке и их анализ [Текст] / А.С. Жукова // Проблемы теории и практики управления. – 2014. - №2. – С. 24-29.

Просмотров работы: 427