РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ И ДОСУГА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ И ДОСУГА

Мирошникова С.Ю. 1, Калашникова Н.Н. 1
1ГБОУ ВО "Белгородский государственный институт искусств и культуры"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сегодня в организации досуга населения мы наблюдаем сложные явления. Существующие формы социально-культурной деятельности не готовы удовлетворить постоянное стремление населения к самостоятельности и оригинальности в выборе проведения свободного времени. Растущие культурные запросы аудитории требуют от специалистов учреждений культуры регулярного поиска инновационных форм в социально-культурной деятельности. Задачи учреждений культуры и досуга состоят в том, чтобы привлечь наибольшее количество потенциальной аудитории, однако, современные формы, которые носят инновационный характер, используются в данном процессе недостаточно.

К учреждениям культуры и досуга относятся Дворцы и Дома культуры, Дома народного творчества и фольклора, Дома досуга, библиотеки, музеи, парки культуры и отдыха и другие учреждения. Успех их деятельности напрямую зависит от того, насколько интересно и разнообразно их содержание.

Содержание деятельности определяется интересами и запросами аудитории; событиями, происходящими в стране и за рубежом; спецификой развития и проблемами региона, в котором находятся учреждения культуры и досуга; обычаями и традициями, бытующими в данной местности; знаменательными и памятными датами в жизни общества; календарем государственных праздников; годовым кругом народных праздников; уровнем профессионализма работников клубного учреждения, его материально-техническими и финансовыми возможностями [2; с.176].

Содержание деятельности должно обязательно облекаться в определенную форму. Форма работы клубных учреждений – это способы реализации содержания их деятельности, а также способы и приёмы организации клубной аудитории [1; с.56].

В настоящее время в социально-культурной сфере произошли значительные перемены.

К наиболее современным формам социально-культурной деятельности в учреждениях культуры и досуга относятся:

  1. «Библионочь» – социально-культурная акция образовательного, просветительного и развивающего характера; масштабное сете­вое событие. В основе организации находят­ся специальные проекты: детские, молодёж­ные и другие, в рамках которых внимание уде­ляется популяризации чтения, поиску новых форматов проведения свободного времени в библиотеках, музеях, выставочных ком­плексах, книжных магазинах, арт-кафе и т.д. Сетевое взаимодействие и соорганизация раз­личных площадок для проведения качест­венных культурных мероприятий позволяют ощутить масштабность оригинальных фор­матов. Среди них: театрализованные прогулки в рамках экскурсий-спектаклей, ак­ции по свободному обмену книгами, мастер-классы по созданию фигур оригами, икеба­ны, встречи-диалоги с известными деятелями культуры и искусства.

  2. Мега-квесты – интеллектуальные игры в рамках молодёжного проекта «Лига креативных игр». Типология мега-квестов различается по уровню сложности (продвинутые, гиперсложные); по продолжительности (длительные, краткосрочные). Разнообразие тематики предполагает предоставление участникам простора для действий на основе получения только основной информации как начального звена для последующего детального изучения смоделированной проблемной ситуации. Ориентация на выполнение интеллектуальных заданий, имеющих увлекательный смысл, оптимизацию поиска выбора вариантов конструктивных решений, связанных с событиями реальной городской жизни, требует проявления аналитических умений и навыков, а главное – желания работать в команде, находить решения в нестандартных ситуациях.

  3. Интернет-соревнования. Достаточно ши­рокий охват студенческой аудитории способ­ствует развитию самых разных направлений молодёжной культуры: музыкальной, танце­ вальной, спортивной и др.; позволяет лично­сти осваивать новые социальные роли пове­дения на профессиональных форумах: актив­ного участника, наблюдателя, общественного эксперта. Вызывая положительную мотива­цию, интернет-состязания формируют у мо­лодых людей оценочные суждения об орга­низации проведения конкурсов и достигну­тых практических результатах, тем самым ут­верждая их жизненные позиции, стимулируя к созданию новых социально-культурных от­ношений.

  4. Электронные выставки (персональные, коллективные) в библиотеках, музеях, кар­тинных галереях. Использование интернет-технологий для знакомства с экспонатами выставки в режиме как индивидуального, так и массового доступа; отсутствие простран­ственно-временных ограничений – характерные признаки данных выставок. Усиле­ние положительных эмоций пользователей от просмотра видеоматериалов, посвящен­ных образцам культурного наследия, а также возможность моделирования диалогических отношений со специалистами, организатора­ ми выставки в режиме онлайн достигаются за счёт использования мультимедийных, дизай­нерских и прочих программ. Информативная, просветительная функции как ведущие функ­ции электронных выставок развивают интерес к самообразовательной деятельности, повы­шают уровень культурной компетенции в зна­чимой для пользователя отрасли знания.

  5. Фейерверочное представление. Сущность и назначение фейерверка как формы праздничного досуга сводится к индивидуально-коллективной организации зрелищности. В зависимости от цели развлечения выделяются основные типы фейерверочных представлений: наземные, высотные, дневные, музыкальные. Как выразительное средство уличного искусства фейерверк-шоу – неотъемлемая часть создания праздничной атмосферы. Участие в них вызывает у личности целый спектр ситуативных положительных эмоций, позволяет находить единомышленников, совместно с которыми переживаются эстетические чувства относительно конкретных фрагментов представления.

  6. Фестиваль «Круг света» – грандиозный праздник света, на котором светодизайнеры из России и стран мира соревнуются в своём искусстве, демонстрируя зрителям масштабные световые шоу, архитектурный видеомэппинг и необычные световые инсталляции. Искусно применяя технику видеомэппинга, мастера аудиовизуального искусства преображают архитектурный облик зданий-символов, фасады которых становятся холстами для красочных видеопроекций и другие.

То, что в сфере досуга произошли значительные перемены, не вызывает сомнения. Появляются новые формы досуговой деятельности, меняется характер и содержание форм, существовавших ранее. Сегодня становится все более очевидным, что современные виды досуговой деятельности обладают особенностями, заметно отличающими их от традиционных видов. При этом под досуговыми инновациями мы понимаем такие явления этой сферы жизнедеятельности, которых не было на предыдущей стадии развития общества, но которые появились на данной стадии и нашли свое проявление либо в абсолютно новых формах досуговой деятельности, либо в трансформациях существовавших ранее форм, а также в условиях и последствиях этих изменений [3; с.186].

В настоящее время в некоторых регионах России накоплен значительный опыт инновационных методик, которые можно успешно применять в любом другом регионе, но для его внедрения необходима оптимизация культурной жизни региона, которая должна базироваться на преемственности, сохранении и создании опыта предшествующих поколений.

Таким образом, можно отметить, что учитывая реальные и потенциальные возможности учреждений культуры и досуга, необходимо содействовать развитию и распространению новых форм социально-культурной деятельности и создавать условия для их успешной реализации.

Список литературы:

  1. Аванесова Г. А. Культурно-досуговая деятельность. Теория и практика организации. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 326 с.

  2. Современные технологии социально-культурной деятельности: учеб. пособие для вузов / ред. Е.И. Григорьева. – 3-е изд., перераб. и доп. – Тамбов: Издательство ООО «Наука-бизнес-общество», 2011. – 512 с.

  3. Ярошенко Н. Н. Инвариантные формы досуга // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2006. – 263 с.

Просмотров работы: 1609