ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Дудникова Д.М. 1, Лебедянская К.А. 1
1филиал ЮФУ в г. Новошахтинске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На сегодняшний день, роль малого бизнеса в России существенно возросла. Результаты работы большинства малых предприятий доказывают правильность и эффективность выбранного пути.

Изучение проблем малого бизнеса невозможно без определения самого понятия, раскрытия его сущности и функций. В западной и отечественной экономической литературе встречается разная трактовка данного понятия, и оно часто употребляется с различной смысловой нагрузкой. Кроме понятия малый бизнес в экономической литературе используются и такие понятия, как мелкий бизнес, предпринимательство, малое предпринимательство, малое предприятие. Все эти понятия не тождественны.[1,с 6] С начала 2000-ых годов, Россия начинает поддержку предпринимателей, выходят законы, направленные на предоставления всяческих льгот, гарантий, помощи всем, кто открывает и развивает свое дело.

На сегодняшний день, государство оказывает усиленную поддержку предприятиям, которые занимаются инновациями в промышленном производстве и другими видами деятельности. Все меры по поддержке предпринимательства направлены на его развитие, на увеличение объема продукции, выпускаемой индивидуальными предпринимателями. Так например:

  1. Гранты, всевозможные субсидии на проведение новых испытаний и исследований выделяются тем предприятиям, которые занимаются инновациями в промышленном производстве

  2. Субсидиями могут воспользоваться предприятия среднего бизнеса при выплате процентов по кредитам, могут претендовать на компенсацию некоторой части расходов по покупке оборудования, техники, приборов и транспортных средств.

  3. Гранты на начало работы, на открытие бизнеса могут получить в приоритете безработные граждане, уволенные в запас военнослужащие, и те предприниматели, которые открывают дело, имеющее социальную направленность.

  4. Гранты по различным направлениям и субсидии производству выделяются малым предприятиям, продукция которых идет на экспорт. Начинающим экспортерам предлагаются дополнительные меры поддержки в специализированных Центрах поддержки экспорта.

Государство активно создает бизнес-инкубаторы для помощи в становлении среднего и малого бизнеса, который занимается производством. Для них создаются помещения, где можно разместить офис по льготной арендной стоимости (от 60 рублей за 1 кв.м), в этих помещениях уже есть мебель, оргтехника и охрана. Так же все участникам бизнес-инкубатора предоставляются по очень низким ценам консультации юристов, бухгалтеров, экономистов, специалистов других профилей. Там же проходят лекции и семинары по основным проблемным темам для начинающих бизнесменов, организовывается обучение сотрудников. Кроме того, бизнес-инкубаторы становятся хорошими выставочными площадками, где начинающие производители могут продемонстрировать общественности свои новинки и достижения. А приглашает на такие выставки заинтересованных людей руководство бизнес-инкубатора, что делает мероприятия значимыми и посещаемыми.

Программы поддержки предпринимательства осуществляются на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

На федеральном уровне, на данный момент, существует 7 программ, такие как: Корпорация МСП; Программа АО «МСП Банк»; Программа развития малых сельских хозяйств; Стартап на открытие собственного дела для безработных и главная программа страны по развитию предпринимательства реализуется Министерством экономического развития с 2005 г. и работает по сегодняшний день.

На 2016 г. на программы развития малого бизнеса запланировано в федеральном бюджете 11 млрд. руб. Помимо общероссийских программ и структур, поддерживающих предпринимателей, существует великое множество региональных и муниципальных программ.

В Ростовской области на данный момент действуют две подпрограммы. Подпрограмма «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области» государственной программы Ростовской области. Подпрограмма «Оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг в Ростовской области, в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» государственной программы Ростовской области. Обе подпрограммы действуют до 2020 года. Ожидаемые результаты реализации программы это улучшение условий ведения бизнеса в Ростовской области, а также снижение инвестиционных и предпринимательских рисков, оказание финансовой, информационной, правовой, консультационной, имущественной поддержки и подготовка кадров для малого и среднего предпринимательства.

По предварительным статистическим данным за 12 месяцев 2015 года в городе осуществляет деятельность 319 малых и микро предприятий 11 средних предприятий. Количество малых предприятий выросло на 1%, количество средних предприятий увеличилось на 10% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. С 01.01.2015 г. в категорию средних предприятий перешли ООО «Ю-МЕТ», ООО «Ригма», ООО «ТК Радуга». На 1,0 тыс. чел. населения города приходится 3 малых предприятия (включая микропредприятия) и средних предприятий.1

По результатам 12 месяцев 2015 года на малых и средних предприятиях по среднесписочной численности работников наблюдается положительная динамика, темп роста составил 102% по сравнению с 2014 годом.

Рисунок 1 – Среднемесячная заработная плата работников малых предприятий за 2015 год

В отчетном периоде за 2015 год максимальная среднемесячная заработная плата равна 35000 рублей и ее получают работники на производстве и распределении энергии, газа и воды, минимальную заработную плату в размере 10000 рублей получают работники предоставления прочих коммунальных, социальных персональных услуг, а также работники гостиниц и ресторанов.

Рисунок 2 – Оборот малых предприятий за 2015 год

Оборот средних предприятий в 2015 году сложился в сумме 2 652,54 млн. руб., что на 33% больше, чем в 2014 году. Рост объемов оборота обеспечен организациями таких видов экономической деятельности, как обрабатывающие производства, транспорт и связь. Однако, уменьшение оборота наблюдается в сфере добычи полезных ископаемых (на 24%), в связи со снижением добычи щебня.

На данной круговой диаграмме можно заметить, что более 70% оборота малого предприятия занимает оптовая и розничная торговля ремонт автотранспортных средств мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования. Меньше одного процента имеют предприятия такие как: транспорт и связи, финансовая деятельность, добыча полезных ископаемых и другие. Также по данной диаграмме можно сделать вывод , нужно при разработке бизнес-плана рассматривать различные сегменты рынка, которым возможно не оказано должного внимания.

Таблица 1 − Паспорт муниципальной программы города Новошахтинска «Развитие экономики»

Наименование программы

муниципальная программа города Новошахтинска «Развитие экономики» (далее – программа)

Ответственныйисполнитель программы

Администрация города Новошахтинска (отдел экономики) (далее – отдел экономики Администрации города)

Соисполнителипрограммы

отдел потребительского рынка Администрации города;

сектор перспективного развития Администрации города

Участники программы

отдел по работе с молодежью Администрации города; отдел ЖКХ, транспорта, связи и тарифной политики Администрации города; отдел главного архитектора Администрации города; сектор по труду Администрации города; Управление образования Администрации города; муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Центральная городская больница» города Новошахтинска (далее – МБУЗ «ЦГБ»);и т.д.

Подпрограммыпрограммы

подпрограмма №1 «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в город Новошахтинск»;

подпрограмма №2 «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства города Новошахтинска»;

подпрограмма №3 «Защита прав потребителей в городе Новошахтинске»

Цели программы

модернизация экономики и привлечение инвестиций;

создание условий для эффективной защиты установленных законодательством Российской Федерации прав потребителей

Задачи программы

формирование благоприятного хозяйственного климата и увеличение объемов привлекаемых инвестиций;

расширение масштабов экономики и поддержка развития предпринимательства;

стимулирование инновационной активности предприятий города, содействие модернизации и технологическому обновлению экономики;

формирование системы обеспечения эффективной и доступной защиты прав потребителей в городе;

обеспечение защиты населения города от недоброкачественных товаров (работ, услуг)

Целевые индикаторы и показатели программы

темп роста объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования к предыдущему году в сопоставимых ценах;

доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций;

доля потребительских споров, урегулированных в досудебном порядке, от общего количества поступивших обращений

Этапы и сроки реализации программы

2014 – 2020 годы;

этапы реализации программы не выделяются

По подробному паспорту программы города Новошахтинска «Развитие экономики» можно узнать всю необходимую интересующую информацию.2

Помогут ли данные программы молодым предпринимателям вывести свой бизнес на новый виток развития вопрос довольно спорный. Сомнений не вызывает тот факт, что успешность данных мер будет зависеть от качества подходов к реализации данных программ. Создание таких проектов – это уже серьезный шаг к успеху и процветанию малого и среднего предпринимательства в России.

Список литературы:

  1. Глебова И.С., Садыртдинов Р.Р. Государственное регулирование малого и среднего предпринимательства[Текст]/ Глебова И.С., Садыртдинов Р.Р.// Учебное пособие

  2. Малое и среднее предпринимательство итоги за 2015 год [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.novoshakhtinsk.org/economics/outcome_indicators/Maloe_srednee_predprinimatelstvo/po_itogam_2015_goda.docx

  3. Муниципальная программа города Новошахтинска «Развитие экономики» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.novoshakhtinsk.org/economics/mynicipalnie_programmi/razvitie_ekonomiki/index.php

1http://www.novoshakhtinsk.org/economics/outcome_indicators/Maloe_srednee_predprinimatelstvo/po_itogam_2015_goda.docx

2 http://www.novoshakhtinsk.org/economics/mynicipalnie_programmi/razvitie_ekonomiki/index.php

6

Просмотров работы: 231