ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ МУЗЫКАНТА-ИСПОЛНИТЕЛЯ К СЦЕНИЧЕСКОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ МУЗЫКАНТА-ИСПОЛНИТЕЛЯ К СЦЕНИЧЕСКОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ

Борисов В.О. 1, Кобозева И.С. 2
1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева"
2ФГБОУ ВО "Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Условие – как философская категория, выражает отношение между предметом и окружающим его явлениям, условия составляют среду, обстановку, в которой предмет возникает, существует и развивается [5]. Под педагогическими условиями мы понимаем совокупность мер педагогического процесса, направленную на повышение его эффективности. Условия являются внешними по отношению к предмету факторами. В качестве предмета мы рассматриваем педагогическую систему, которая является искусственной. Данная система функционирует при участии людей, следовательно, эффективность её работы зависит и от создаваемых условия. Для создания условий, направленных на повышение эффективности педагогического процесса, следует учитывать особенности всех педагогических явлений как комплекс условий.

Термин «педагогические условия» обладает определенными признаками:

  • педагогические условия – комплекс материальных и нематериальных возможностей, направленных на повышение эффективности педагогического процесса;

  • удачное решение задач педагогического процесса обеспечивается психолого-педагогическими условиями, направленными на развитие личности педагога, учащегося и других участников педагогического процесса. [6, с. 1022]

Музыкально-педагогическая деятельность предполагает наличие педагогических условий, ввиду того, что данный процесс проходит под руководством педагога, чаще всего в учебных заведениях. Музыкально-исполнительская деятельность - одна из основных в музыкальном искусстве.

Компетентностный подход в сфере музыкально-исполнительской деятельности предназначен повысить внимание к эффективному и технологическому формированию профессиональных компетенций, которые определяют производительность профессиональных задач и включают в себя знания, навыки и профессионально значимые личностные качества, опыт и ценностные ориентации. Компетентность отличается от таких традиционных понятий, как "знание", "умение", "навыки" и "опыт" по своей интегративной природе и определяется личными чертами, такими как практико-ориентированная направленность, способность работать в широком разнообразии контекстов, саморегулирование и чувство собственного достоинства.

Именно компетентностный подход предполагает обращение внимания педагога на личностные и психологические качества ученика [3]. Практика показывает, что музыкально-исполнительская деятельность наиболее трудоемкая в музыкальном искусстве, требующая не только продолжительного времени для выучивания музыкального произведения, но и представление его на сцене слушателю. Действительно, наиважнейшим этапом работы над музыкальным произведением является подготовка к сценическому выступлению. Слова Фаины Георгиевны Раневской: «Я не признаю слова «играть». Играть можно в карты, на скачках, в шашки. На сцене жить нужно» [4, с. 8] подтверждают, что каждое сценическое выступление является действием не простым повседневным, рутинным, а чем-то данным единожды.

Сценические выступления – это важнейшие моменты жизни исполнителя, ради которых он трудится также как, например: спортсмены готовятся к соревнованиям. Одним из основных факторов, определяющих качественное выступление, является психологическая подготовка музыканта-исполнителя к сценическому выступлению.

Педагогическая практика показывает, что каждое сценическое выступление является важным, ведь чем чаще человек бывает в аналогичных ситуациях тем проще ему там адаптироваться. Подготовка ученика к сценическому выступлению требует наличия определенных педагогических условий. Одним из главных факторов, влияющим на качество исполнения является сценическое волнение. Существует множество технологий, направленных на преодоление сценического волнения. Каждый педагог выбирает определенную схему для подготовки к выступлению, основанную на психологических и творческих особенностях ученика. Одна из основных задач преподавателя – заинтересовать обучаемого применяемыми технологиями для достижения желаемого результата.

Великий исполнитель Ф. И. Шаляпин говорил, что: «на сцене не волнуются только покойники и болваны» [2, с. 14]. Действительно ответственность исполнителя перед слушателем, педагогом и собой вызывает волнительные чувства, которые могут перерасти в чувство паники (греч. Panikon – безотчетный ужас) [7 с. 336]. Педагогическая практика показывает, что не редко перед выступлением у исполнителя возникает паническая атака, чаще выражается в ощущении того, что человеку не хватает воздуха. Данное состояние ещё больше усиливает страх и тревогу. Не редко при панических атаках исполнитель чувствует приливы жары, холода, потливость, сухость во рту. Одними из психологических симптомов паники являются: ощущение комка в горле, чувство нереальности происходящего, ощущение надвигающейся катастрофы. Для преодоления чувства паники каждый педагог выбирает для учащегося определенные технологии в соответствии с его психологическими особенностями. Назовем некоторые из способов выхода из панической атаки: переключение внимания, сосредоточенное дыхание, медитация, аутотренинг, откладывание страха и другие.

Следует провести параллели между музыкально-исполнительской деятельностью и спортивной деятельностью. Исследования свидетельствуют о некоторых интересных общностях [1, с. 56 ]. Одним из ключевых является получение удовольствия от обоих видов деятельности. Действительно приобщаясь как музыкально-исполнительской, так и спортивной деятельностям учащийся реализует себя как личность.

Оба вида деятельности предполагают представление результатов на публике: конкурсы, концерты, спортивные соревнования, экзамены, зачеты, чемпионаты, олимпиады. Подготовка к данным мероприятиям сложный период для музыканта и спортсмена. В спортивной и музыкальной психологиях существует направление, исследующее вопросы эмоциональных возбуждений перед ответственными моментами выступающих. Предлагаемые технологии по саморегуляции предстартового состояния спортсмена и предконцертного самочувствия музыканта во многом схожи. Так, например, спортивные тренеры, как и педагоги-музыканты предлагают своим подопечным выше перечисленные способы преодоления панических атак [Журнал «Настольный теннис»,№3,2006].

На примере сравнения спортивной и музыкально-исполнительской деятельностей следует сделать вывод, что выступления перед публикой основательной подготовки. Педагог призван помочь учащемуся приобрести технологии саморегуляции. Для этого необходимы определенные педагогические условия, одним из которых является компетентностный подход.

  1. Robert H. Woody, Psychology for Musicians: Understanding and Acquiring the Skills 2007

  2. Коган К. У врат мастерства. М.,1969.

  3. Мединцева И. П. Компетентностный подход в образовании // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012.

  4. Случаи. Шутки. Афоризмы / Ф. Г. Раневская / Сост. И. В. Захаров. – М.: Захаров. 2005. – 157 с.

  5. Философский словарь / Под редакцией И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1991. - 6-е издание, переработанное и дополненное. - 560 с.

  6. Хушбахтов А. Х. Терминология «педагогические условия» // Молодой ученый. — 2015. — №23. — 1145.

  7. Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. — Мн.: Книжный Дом, 2003.— 1312 с.

Просмотров работы: 311