СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ, ОКАЗАВШИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА МЕГИНО-КАНГАЛАССКОГО РАЙОНА) - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ, ОКАЗАВШИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА МЕГИНО-КАНГАЛАССКОГО РАЙОНА)

Егорова Т.П. 1, Павлова А.В. 2
1СВФУ им. М.К. Аммосова
2Институт психологии
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Семейный кодекс РФ гласит: «Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства». В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 99 г. № 120-ФЗ «безнадзорным признается несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц».

Беспризорность — это отсутствие надзора за ребенком, подростком, при этом не имеет значения, в силу каких обстоятельств — объективного или субъективного свойства — этот надзор отсутствует. Выделяют три основные группы таких причин возникновения безнадзорности несовершеннолетних:

Главная задача мероприятий, направленных на оптимизацию социального положения беспризорных детей — улучшение и оптимизация социальных отношений в ближайшем окружении ребенка, семье, школе, группе сверстников. В связи с этим на территории Российской Федерации функционируют территориальные Центры помощи семье и детям.

Данные Центры осуществляют меры контроля и социального сопровождения в процессе реабилитации подростка, имеющего опыт бродяжничества, криминальной деятельности, употребления психотропных веществ.

ГКУ РС (Я) «Социально-реабилитационный Центр» в Мегино-Кангаласском районе в с. Майя выполняет социальную работу с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Мегино-Кангаласский социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних является государственным учреждением социального обслуживания семей с детьми, осуществляет меры по профилактике безнадзорности и беспризорности, социальной реабилитации и адаптации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной поддержке.

В целях изучения особенности у детей, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, нами проведена исследовательская работа. Были выдвинуты нами следующие гипотезы:

- Психологический портрет ребенка, оказавшегося в социально-реабилитационном центре имеет свои особенности.

- Успешная реабилитация детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации зависит от направления социальной работы в учреждении.

По методике Басса-Дарки было установлено у детей, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, следующее: высокий уровень агрессивности в целом (при сложении всех шкал)  обнаруживается  у 65% испытуемых, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, так как уровень агрессии мотивации больше агрессивности (УАМ >Агрессивность), а у остальных 35%  - подавление личности – УАМ <Агрессивность.           Был выявлен факт, что у большинства детей доминирует шкала «Физическая агрессия». А также шкала «Подозрительность». Самый низкий уровень вышла по шкале «Негативизм».

            В контрольной группе у учащихся Майинской общеобразовательной школы был обнаружен  высокий уровень шкала «Негативизма», когда как у детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, был самым низким.       Негативизм – это оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

Таким образом, можно утверждать, что для большинства испытуемых свойственны крайние проявления раздражительности, при этом проявления раздражительности в поведении у испытуемых социально-реабилитационного Центра встречается чаще.

По результатам исследования по методике диагностики самооценки уровня тревожности Спилберга – Ханина  выяснилось, уровень ситуативной тревожности у обеих групп средний. У детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и у детей из благополучных семей 100% и 70%. Уровень личностной тревожности у обеих групп тоже средний – 93% и 80%.

            Результаты исследования по методике измерения самооценки Дембо-Рубинштейна  уровень самооценки в среднем составляет 51,26. Для детей от 12 до 14 лет это входит в норму (средний уровень). А уровень притязания  - 74,17. Это также входит в норму, средний уровень. У детей, оказавшихся в трудную жизненную ситуацию уровень расхождения весьма велик, нежели уровень расхождения у детей из благополучных семей (учащиеся Майинской общеобразовательной школы). И уровни самооценки у детей, оказавшихся в трудную жизненную ситуацию чуть ниже, чем у детей из благополучных семей, хотя уровни у обеих групп входят в средний уровень по их возрасту.             Результаты, полученные по средним значениям в полярных группах по проявлениям агрессии, показывают, что при больших и достаточно значимых различиях в проявлениях агрессии учащиеся не обнаруживают значимых различий, также свидетельствуют о том, что многие из показателей, связанные с агрессивными проявлениями, в равной степени представлены и у благополучных и у неблагополучных школьников. В конечном счете, агрессивные проявления, которые становятся проблемой школьников, мы можем наблюдать и на вполне благополучном фоне. В свою очередь, школьник социально-реабилитационного Центра с множеством предпосылок к проявлениям агрессии реально оказывается коммуникабельным и неконфликтным ребенком. Это и побудило нас к поиску конкретных механизмов социализации, ограничивающих и перестраивающих возможные агрессивные проявления ребенка.

            Следует отметить, что психологический портрет ребенка, оказавшегося в социально-реабилитационном центре имеет свои особенности, так как ребенок менее уверен в себе, скрыт и недооценивает себя, так как оценивает свои способности, внешность, здоровье чуть ниже, чем дети из благополучных семей.

По итогам  исследования обнаружены одинаковые показатели уровня притязания у детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, с уровнями детей из благополучных семей (учащихся Майинской средней школы), а также нет различий косвенной агрессии, вербальной агрессии, подозрительности и чувство вины.  

            Таким образом, можно сделать вывод о том, что успешная реабилитация детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации проводится в  социально-реабилитационном Центре с. Майя Мегино-Кангаласского района.

            В заключении, правильная и комплексная организация социальной работы способствует восстановлению и гармонизации личности и создает условия для успешной социализации ребенка.

 

Литература

1. Конвенция ООН о правах ребенка // Советская педагогика 1991,№10. С. 56 – 61.

2. Профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних //Беспризорник. 2007. № 2. С. 12—32.

3. Олиференко Л.Я, Шульга Т.И, Дементьева И.Ф Социально-педагогическая поддержка детей группы риска М, 2002. 256 с

4. Теория и методика Социальной работы: В 2 ч/ Под.ред. И.Т. Зайнышева. М.: МГСУ, 2004. С. 133 – 136.

5. Хопкинс Г. Социальная работа в США // Проблемы социальной работыв России. М.: Социал, 1995. С. 49—62.

Просмотров работы: 599