Беспризорность — это отсутствие надзора за ребенком, подростком, при этом не имеет значения, в силу каких обстоятельств — объективного или субъективного свойства — этот надзор отсутствует. Выделяют три основные группы таких причин возникновения безнадзорности несовершеннолетних:
Главная задача мероприятий, направленных на оптимизацию социального положения беспризорных детей — улучшение и оптимизация социальных отношений в ближайшем окружении ребенка, семье, школе, группе сверстников. В связи с этим на территории Российской Федерации функционируют территориальные Центры помощи семье и детям.
Данные Центры осуществляют меры контроля и социального сопровождения в процессе реабилитации подростка, имеющего опыт бродяжничества, криминальной деятельности, употребления психотропных веществ.
ГКУ РС (Я) «Социально-реабилитационный Центр» в Мегино-Кангаласском районе в с. Майя выполняет социальную работу с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Мегино-Кангаласский социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних является государственным учреждением социального обслуживания семей с детьми, осуществляет меры по профилактике безнадзорности и беспризорности, социальной реабилитации и адаптации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной поддержке.
В целях изучения особенности у детей, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, нами проведена исследовательская работа. Были выдвинуты нами следующие гипотезы:
- Психологический портрет ребенка, оказавшегося в социально-реабилитационном центре имеет свои особенности.
- Успешная реабилитация детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации зависит от направления социальной работы в учреждении.
По методике Басса-Дарки было установлено у детей, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, следующее: высокий уровень агрессивности в целом (при сложении всех шкал) обнаруживается у 65% испытуемых, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, так как уровень агрессии мотивации больше агрессивности (УАМ >Агрессивность), а у остальных 35% - подавление личности – УАМ <Агрессивность. Был выявлен факт, что у большинства детей доминирует шкала «Физическая агрессия». А также шкала «Подозрительность». Самый низкий уровень вышла по шкале «Негативизм».
В контрольной группе у учащихся Майинской общеобразовательной школы был обнаружен высокий уровень шкала «Негативизма», когда как у детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, был самым низким. Негативизм – это оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
Таким образом, можно утверждать, что для большинства испытуемых свойственны крайние проявления раздражительности, при этом проявления раздражительности в поведении у испытуемых социально-реабилитационного Центра встречается чаще.
По результатам исследования по методике диагностики самооценки уровня тревожности Спилберга – Ханина выяснилось, уровень ситуативной тревожности у обеих групп средний. У детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и у детей из благополучных семей 100% и 70%. Уровень личностной тревожности у обеих групп тоже средний – 93% и 80%.
Результаты исследования по методике измерения самооценки Дембо-Рубинштейна уровень самооценки в среднем составляет 51,26. Для детей от 12 до 14 лет это входит в норму (средний уровень). А уровень притязания - 74,17. Это также входит в норму, средний уровень. У детей, оказавшихся в трудную жизненную ситуацию уровень расхождения весьма велик, нежели уровень расхождения у детей из благополучных семей (учащиеся Майинской общеобразовательной школы). И уровни самооценки у детей, оказавшихся в трудную жизненную ситуацию чуть ниже, чем у детей из благополучных семей, хотя уровни у обеих групп входят в средний уровень по их возрасту. Результаты, полученные по средним значениям в полярных группах по проявлениям агрессии, показывают, что при больших и достаточно значимых различиях в проявлениях агрессии учащиеся не обнаруживают значимых различий, также свидетельствуют о том, что многие из показателей, связанные с агрессивными проявлениями, в равной степени представлены и у благополучных и у неблагополучных школьников. В конечном счете, агрессивные проявления, которые становятся проблемой школьников, мы можем наблюдать и на вполне благополучном фоне. В свою очередь, школьник социально-реабилитационного Центра с множеством предпосылок к проявлениям агрессии реально оказывается коммуникабельным и неконфликтным ребенком. Это и побудило нас к поиску конкретных механизмов социализации, ограничивающих и перестраивающих возможные агрессивные проявления ребенка.
Следует отметить, что психологический портрет ребенка, оказавшегося в социально-реабилитационном центре имеет свои особенности, так как ребенок менее уверен в себе, скрыт и недооценивает себя, так как оценивает свои способности, внешность, здоровье чуть ниже, чем дети из благополучных семей.
По итогам исследования обнаружены одинаковые показатели уровня притязания у детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, с уровнями детей из благополучных семей (учащихся Майинской средней школы), а также нет различий косвенной агрессии, вербальной агрессии, подозрительности и чувство вины.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что успешная реабилитация детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации проводится в социально-реабилитационном Центре с. Майя Мегино-Кангаласского района.
В заключении, правильная и комплексная организация социальной работы способствует восстановлению и гармонизации личности и создает условия для успешной социализации ребенка.
Литература
1. Конвенция ООН о правах ребенка // Советская педагогика 1991,№10. С. 56 – 61.
2. Профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних //Беспризорник. 2007. № 2. С. 12—32.
3. Олиференко Л.Я, Шульга Т.И, Дементьева И.Ф Социально-педагогическая поддержка детей группы риска М, 2002. 256 с
4. Теория и методика Социальной работы: В 2 ч/ Под.ред. И.Т. Зайнышева. М.: МГСУ, 2004. С. 133 – 136.
5. Хопкинс Г. Социальная работа в США // Проблемы социальной работыв России. М.: Социал, 1995. С. 49—62.