В период активных преобразований в дошкольной педагогике, внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО), поиска путей эффективного обучения детей, внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.
Игра в дошкольном детстве имеет развивающее значение. Большой интерес для дошкольников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ребенку проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими сверстниками.
Участие дошкольников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
Развитие представлений о детской игре составляет замечательную страницу в истории отечественной психологии. Поставленная Л.С. Выготским задача создания новой теории игры получило детализацию в работах виднейших отечественных психологов П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, в исследованиях их сотрудников и учеников. Подробное и исчерпывающее изложение истории создания отечественной теории игры, ее основных понятий и экспериментальных исследований содержится в фундаментальной монографии Д.Б. Эльконина.
Таким образом, актуальной проблемой современности является проблема обучения детей в игровой деятельности. Актуальность данной проблемы определила выбор темы курсовой работы «Обучение дошкольников средствами дидактических игр»Объект исследования: процесс обучения дошкольников.Предмет исследования: дидактическая игра как средство обучения детей старшего дошкольного возраста. Так, как процесс обучения - это объёмный процесс, мы в своей работе остановились на обучении ознакомлению с окружающим миром.
Определение проблемы и актуальности темы позволяет сформулировать цель исследования: теоретически обосновать и разработать проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром средствами дидактической игры. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
-провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме обучения детей старшего дошкольного возраста ознакомлению с окружающим;
-выделить виды и компоненты дидактических игр;-
-подобрать комплекс дидактических игр используемых в обучении детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме обучения детей средствами дидактической игры позволил сделать следующий вывод: дидактическая игра способствует развитию познавательных способностей, обогащению чувственного опыта ребенка; незаменимое средство преодоления различных затруднений в умственной деятельности у отдельных детей.
Для успешного обучения детей необходима системность, нужна система игр с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием, с дидактическими задачами, игровым действием и правилами. Отдельно взятые игры могут быть очень интересными, но, используя их вне системы, нельзя достичь желаемого обучающего и развивающего результата. Для этого мы разработали картотеку дидактических игр для детей старшего возраста по ознакомлению с окружающим. В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие в занятиях элементов занимательности: поиска, сюрприза, отгадывания.
Играть, общаясь со своими воспитанниками, вот это драгоценное умение взрослого человека стать как бы на один уровень с ребёнком с лихвой вознаграждается блеском любознательных глаз, живой активностью восприятия, искренней любовью к воспитателю.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. - 400с.
Выготский Л.С. Психология развития ребенка: Учебное пособие. - М.: Академия 2006. - 512с.
Замедлина Е.А. Конфликтология: Учеб. Пособие. - 2-e изд. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2013. - 141с.
История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С. В. Лыков, Л. М. Волобуева; Под ред. С. Ф. Егорова. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 520с.
История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошк. педагогика и психология» / Сост. Н. Б. Мчедлидзе и др. - 2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1986. - 464с.
Каган М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа) - М.: Политиздат, 1974. - 270с.
Кулаченко М. В. Вопросы семейного воспитания в истории русской и зарубежной педагогики [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). - Уфа: Лето, 2014. - С. 27-29.
Кулик Л.А. Семейное воспитание: Учебное пособие. - М.: Просвещение 2003. - 175с.
Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. ивысш. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 232 с.
Лазарев А.А. Семейная педагогика: Учебное пособие. - М.: Академия 2005. - 314с.
Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: Учебно-методическое пособие - Балашов: Николаев, 2005. - 76 с.
Логвинов И.Н., Сарычев С.В. 10 избранных лекций по педагогической психологии - СПб.: Питер, 2006. - С.71.
Макаренко А.С. Педагогические работы 1936-1939. - М.: Директ- медиа. 2014. – 566с.