СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ (ТРАДИЦИИ) КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ РЕБЁНКА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ (ТРАДИЦИИ) КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ РЕБЁНКА

Патунина Н.В. 1
1Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Семья в жизни человека – это не просто базовая ячейка общества, но и место, где он может чувствовать себя защищённым и счастливым. В ней мы растём, накапливаем знания, обретаем характер и впитываем ценности, которым нас учат родители. Это не что иное, как планомерное воздействие семьи на развитие человека, одним словом – воспитание, поэтому не зря В. А.Сухомлинский говорил: «Главный замысел и цель семейной жизни — воспитание детей».

Семейные ценности непременно находят своё отражение в деятельности, характере и поведении ребёнка. Являясь совокупностью представлений о жизни, её смысле, взаимоотношениях и о мире в целом, они выступают неотъемлемыми составляющими интеллекта ребёнка и его мировоззрения. Этим определяется важность семейных ценностей в процессе формирования личности. Нужно не просто учить детей тому, что счастье семьи строится на любви и мире, а обязательно подтверждать свои слова примерами из личного опыта. Нужно понимать, что дети невольно копируют своих родителей, а именно их манеру общения и поведения, поэтому необходимо заниматься и самовоспитанием, уметь сдерживать эмоции и решать конфликты мирно посредством поиска компромисса. Из этого следует, что ребёнок усвоит те семейные ценности, которыми обладает родитель.

Традиции семьи и её ценности – это очень хрупкие составляющие человеческой духовной сущности, их необходимо беречь и дорожить ими, ведь из этого складывается трепетное отношение к нормам морали. Ребёнок не осознает этого, если ему это не объяснить. Для этого существуют основополагающие принципы воспитания, являющиеся для родителей вспомогательными. Давайте рассмотрим эти принципы.

Начнём с того, что под словом принципы понимаются исходные положения, которыми следует руководствоваться для создания педагогически верной тактики воспитания. Эти принципы таковы:

– отношения должны строиться на любви и доброжелательности;

– ребёнка в семье должны принимать таким, какой он есть;

– воспитывать нужно, учитывая возраст, пол и индивидуальные особенности ребёнка;

– с малых лет должны прививаться основы гуманизма и уважения к личности;

– родители должны быть образцом для подражания;

– использование игры необходимо в качестве основного способа деятельности;

– общаться с детьми нужно на основе оптимизма (это включает пять принципов позитивного воспитания по Грею Джонсу :

1)отличаться от других – нормально;

2) совершать ошибки – нормально;

3)проявлять негативные эмоции – нормально;

4)хотеть большего – нормально;

5) выражать своё несогласие – нормально, но ребёнок должен помнить, что мама и папа – главные [1] );

В связи с тем, что общество не стоит на месте и претерпевает изменения с течением времени, то и принципы воспитания постоянно пересматриваются. Чтобы не отстать от перемен, родителям нужно изменить свой подход к воспитанию. Так, к традиционным воспитательным методам добавляются и принципы педагогики, что, несомненно, способствует развёрнутому ответу на вопрос: « как воспитывать?». Таким образом, современные принципы воспитания включают в себя: принцип гуманизма, научности, последовательности, непрерывности, целенаправленности. Давайте разберёмся, что же такого полезного вышеперечисленные принципы несут в себе современному обществу? Рассмотрев каждый принцип детально, мы ответим на этот вопрос.

Принцип гуманизма основывается на защите достоинства, свободы и прав личности, предполагает элементарную способность сопереживать и помогать. В этот принцип входит отказ от насилия по отношению к личности. Гуманизм можно и нужно развивать в ребёнке. Сделать это возможно с помощью следующего:

– принимать участие с ребёнком в благотворительных мероприятиях;

– учить тому, что помогать нужно безвозмездно;

– учить прощать людей за их ошибки;

– вместе с ребёнком изучать общие присущие человеку психические качества, тем самым научиться разбираться в людях.

Принцип научности предполагает, что содержание воспитания берёт за основу факты, которые подлежат аргументации, учит отличать истину ото лжи. Главная мысль этого принципа заключается в том, что в сознание ребёнка должны проникать реальные знания, правильно отражающие действительность.

Последовательность как принцип подразумевает особый порядок в системе воспитания. Предполагается, что у родителей должен быть определённый план, которому они будут следовать, воспитывая детей. Этот план непременно должен опираться на законы логики. Последовательность предполагает также воспитание таким образом, чтобы усвоение нового опиралось бы на имеющиеся у детей знания и подготавливало дальнейшую ступень в познавательной деятельности.

Непрерывность вытекает из того, что воспитание начинается с момента рождения ребёнка, продолжаясь всю его последующую жизнь. Принцип непрерывности признаёт многогранность воспитания и его неограниченность. Он учит тому, что упущения в воспитании пагубно сказываются на будущем ребёнка.

Последний в списке, но не по значению это – принцип целенаправленности. Целенаправленность сама по себе является характеристикой деятельности, направленной на достижение определённого результата. Так, принцип целенаправленности отражает прямолинейное предъявление цели воспитаннику. Реализация этого принципа должна проходить грамотно, ибо может вызвать сопротивление и непослушание.

Таким образом, сформулированные педагогические принципы обосновывают важность комплексного подхода к воспитанию детей. Это значит, что необходимо руководствоваться принципами в их совокупности для достижения наилучших результатов в воспитании и осознании детьми семейных традиций и ценностей.

Внутренний мир ребёнка также является отражением ценностей семьи. Он начинает своё развитие с переживаний внутренних потребностей с последующим их опредмечиванием. В этом процессе объекты внешнего мира, прежде всего, мать, приобретают для ребёнка определённые значения и эмоциональную окраску, а эмоции в свою очередь существуют в неразрывной связи с семейными ценностями и традициями. Всё, что ребёнок познает в процессе знакомства с миром, будет одухотворено с помощью психической функции мышления, которое интеллектуально и морально. Новые знания будут включать в себя и представления о ценностях семьи, что позволит ребёнку мыслить через призму своей духовности. [2]

Взгляды людей на семейные ценности различны. Это выражается в религиозном и светском понимании.

Религиозное основывается на традиционном, христианском взгляде на семью и брак. Рождение и воспитание детей, а также взаимная помощь выступают основными целями брака. Намеренный отказ от рождения детей рассматривается грехом и считается эгоистическим поступком. Согласно религиозному пониманию, человек – это существо, созданное Богом, которое обладает принадлежностью к одному из двух полов. Эта принадлежность – особый дар Творца. Главным источником моральных ценностей в религиозном понимании является Бог или иная сверхъестественная сила. Семейные ценности и мораль воплощаются в заповедях, заветах и священных текстах, то есть в разнообразных формах сакрального сознания.

Что касается светского понимания, то оно усматривает источники всех процессов и явлений в объективных обстоятельствах материального мира. Светское понимание объясняет сформировавшуюся систему социальных и моральных норм с точки зрения психологии личности и общества и находит своё отражение в федеральном законе Российской Федерации «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». В этом законе говорится о том, что информация, отрицающая семейные ценности, является запрещённой для распространения среди детей. К запрещённой информации, по закону, относится и та, которая провоцирует неуважительное отношение к членам семьи [3].

Каждая семья определяет для себя наиболее подходящий ей вид понимания духовных ценностей. Сами семейные ценности, по сути, не меняются, меняется лишь их трактовка.

К распространенным семейным ценностям в узком смысле относят:

–ценности супружества;

–ценности, связанные с демократизацией отношений в семье;

–ценности воспитания детей;

–ценности родственных связей;

– ценности, связанные с саморазвитием;

–ценности внесемейных коммуникаций;

–ценности профессиональной занятости.

Если рассмотреть классификацию распространенных семейных ценностей в широком смысле, то получим следующую классификацию:

  1. Общение (Любой человек имеет необходимость обмена информацией, ему важно высказывать своё мнение и получать нужные советы, поэтому в семье должны быть доверительные отношения и искренние разговоры.);

  2. Уважение (Оно выражается в готовности принять чувства, потребности и мысли другого человека, не навязывая ему собственную точку зрения. Важно постараться понять человека. Уважение в семье нельзя путать со страхом. Дети должны уважать, а не бояться своих родителей)

  3. Чувство значимости для своей семьи( Возвращаясь домой, человек хочет видеть радость в глазах близких. Зная, что его ждут дома, он сможет достичь больших успехов)

  4. Умение прощать( Никто из нас не совершенен, и семья – это последнее место, где нам хотелось бы слышать упрёки и критику в свой адрес, поэтому важно научиться прощать ошибки других и не повторять свои собственные)

  5. Традиции( Наличие в семье традиций является сплачивающим фактором и делает семью уникальной)

  6. Ответственность( Это надёжность и честность в отношении себя и других, способность отвечать за свои поступки и их последствия)

Принимая во внимание всё вышесказанное, и подводя итог, могу сказать, что семейные ценности и традиции, несомненно, являются факторами воспитательной среды. Они создают социально-поведенческие идеалы и образцы для подражания. Кроме того, наличие духовных ценностей и традиций в семье – это обязательное условие формирования благоприятного эмоционального фона, необходимого для здоровой психики ребёнка.

Список литературы.

  1. Грей Джонс « Дети с небес. Искусство позитивного воспитания. Как развить в ребёнке дух сотрудничества, отзывчивость и уверенность в себе» Перев. с англ. – К.: «София»; М. : ИД « София»,2004. – 400с.

  2. Шадриков В.Д. «От индивида к индивидуальности» (Введение в психологию). – М.: Изд-во « Институт психологии РАН», 2009. –240с.

  3. Федеральный закон РФ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», вступивший в силу с 1 сентября 2012 года (статья 5, пункт 5)

Просмотров работы: 1170