Местные бюджеты являются фундаментом бюджетной системы. Без его укрепления невозможно кардинально улучшить бюджетные взаимоотношения.
Бюджет муниципального образования представляет собой форму образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления, путем исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования. [3]
Кормиловский район расположен в центральной части Омской области, входит в состав Прииртышской равнины. Площадь муниципального района составляет 1,9 тыс. кв. км или 1,3 % от территории Омской области.
В составе района 10 сельских поселений и 1 городское поселение с центром в р. п. Кормиловка, включающие 42 населенных пункта. Кормиловский район граничит с Омским, Калачинским, Горьковским и Черлакским муниципальными районами Омской области. По территории Кормиловского района проходит Западно-Сибирская железная дорога.
Кормиловский муниципальный район имеет собственный бюджет. Он разрабатывается Администрацией и утверждается решением Совета Кормиловского муниципального района. В местном бюджете в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются доходы, которые направляются на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и актами Омской области, а также осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местного бюджета.
Детальный анализ доходной части бюджета Кормиловского муниципального района Омской области рассмотрен в таблице 1.
Таблица 1 – Анализ структуры и динамики исполненных доходов
Кормиловского муниципального района Омской области
за 2013-2015 годы.
Доходы бюджета |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Темп роста 2015/2013 |
||||||
тыс. руб |
% к итогу |
тыс. руб |
% к итогу |
тыс. руб |
% к итогу |
|||||
Налоговые и неналоговые доходы |
134682 |
31,02 |
122100 |
26,48 |
123027 |
26,58 |
91,35 |
|||
налог на прибыль, доходы |
121530 |
27,99 |
107335 |
23,28 |
99996 |
21,60 |
82,28 |
|||
налоги на совокупный доход |
5824 |
1,34 |
5494 |
1,19 |
6809 |
1,47 |
116,91 |
|||
государственная пошлина |
1377 |
0,32 |
2086 |
0,45 |
3133 |
0,68 |
227,52 |
|||
доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности |
1255 |
0,29 |
1190 |
0,26 |
3691 |
0,80 |
294,10 |
|||
платежи при пользовании природными ресурсами |
188 |
0,04 |
174 |
0,04 |
196 |
0,04 |
104,26 |
Окончание таблицы 1
прочие доходы от оказания платных услуг |
1540 |
0,35 |
348 |
0,8 |
471 |
0,10 |
30,58 |
доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
519 |
0,12 |
2757 |
0,60 |
882 |
0,19 |
169,94 |
штрафы, санкции, возмещение ущерба |
2437 |
0,56 |
1867 |
0,40 |
1545 |
0,33 |
63,40 |
Безвозмездные поступления |
299450 |
68,98 |
338960 |
73,52 |
399900 |
86,39 |
133,54 |
Итого |
434131 |
100 |
461061 |
100 |
462927 |
100 |
16,63 |
Наибольший удельный вес в структуре доходов Кормиловского муниципального района Омской области занимают безвозмездные поступления. На протяжении трех лет этот показатель увеличивался, темп роста составил 133,54%. Наименьший удельный вес занимают платежи при пользовании природными ресурсами, его удельный вес в общем объеме доходов составляет на протяжении анализируемого периода 0,04%. Доходы от налога на прибыль в 2015 году уменьшились и составили 99996 тыс. руб., в то время как в 2013 году они составили 121530 тыс. руб. Общий объем налоговых и неналоговых поступлений снизился на 8,65%.
Далее рассмотрим расходы бюджета Кормиловского муниципального района, представленные в таблице 2.
Таблица 2 – Анализ структуры и динамики исполненных расходов Кормиловского муниципального района Омской области за 2013-2015 годы.
Расходы бюджета |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Темп роста 2015/2013 |
||||||
тыс. руб |
% к итогу |
тыс. руб |
% к итогу |
тыс. руб |
% к итогу |
|||||
Общегосударственные вопросы |
37933 |
8,73 |
39035 |
8,39 |
42355 |
7,54 |
111,66 |
|||
Национальная оборона |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
9,69 |
0,002 |
0,00 |
|||
Национальная экономика |
11134 |
2,56 |
10189 |
2,19 |
15019 |
3,25 |
134,89 |
|||
Жилищно-коммунальное хозяйство |
7244 |
1,67 |
3194 |
0,69 |
5149 |
1,12 |
71,08 |
|||
Образование |
283743 |
65,32 |
316650 |
68,10 |
304561 |
65,95 |
107,34 |
|||
Культура. Кинематография |
41358 |
9,52 |
41623 |
8,95 |
39796 |
8,62 |
96,22 |
|||
Социальная политика |
23563 |
5,42 |
25974 |
5,59 |
27809 |
6,02 |
118,02 |
Окончание таблицы 2
Физическая культура и спорт |
1808 |
0,42 |
709 |
0,15 |
656 |
0,14 |
36,28 |
Обслуживание государственного долга |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам муниципальных районов |
26287 |
6,05 |
26666 |
5,73 |
25582 |
5,54 |
97,32 |
Итого |
434414 |
100 |
465003 |
100 |
461837 |
100 |
106,31 |
Сумма расходов бюджета Кормиловского муниципального района увеличилась на 6,31%. Наибольший удельный вес в структуре расходов занимают расходы на образование, с 2013 года по 2015 год они увеличились на 7,34%. Расходы на национальную оборону и обслуживание государственного долга не осуществляются. Расходы по статье «Физическая культура и спорт» занимают наименьший удельный вес в общей структуре расходов, в 2015 году они составили 656 тыс. руб., они уменьшились на 1152 тыс. руб. (63,72%).
На основе анализа доходной и расходной части бюджета построим таблицу 3, в которой определим дефицит или профицит бюджета.
Таблица 3 – Анализ исполнения бюджета
Показатель |
2013 год, тыс. руб |
2014 год, тыс. руб |
2015 год, тыс. руб |
Абсолютное отклонение (+/-), тыс. руб |
Темп роста, % |
Доходы |
434131 |
461061 |
462927 |
28796 |
106,63 |
Расходы |
434414 |
465003 |
461837 |
27423 |
106,31 |
Дефицит/профицит |
-283 |
-3942 |
1090 |
1373 |
-385,16 |
По данным таблицы 3 видно, что в 2013 и 2014 годах в Кормиловском районе наблюдался дефицит, а в 2015 году – профицит. Это произошло за счет увеличения доходной части на 28796 тыс. руб. (6,63%), несмотря на увеличение расходной части на 27423 тыс. руб. (6,31%).
В итоге можно сделать вывод, что Районный бюджет имеет социальную направленность, наибольший удельный вес бюджета занимают бюджетные ассигнования на социально-культурную сферу – 372,8 млн. руб. или 80,7% к общему объему расходов районного бюджета.
Основным источником налоговых и неналоговых доходов является налог на доходы физических лиц – 81,3% в общем объеме собственных доходов. Общая сумма данного налога в 2015 году составила 100,0 млн. руб., что на 8,3 млн. руб. ниже уровня 2014 года (2014 год – 108,3 млн. руб., 2013 год – 121,7 млн. руб.).
Основным источником финансирования расходных обязательств районного бюджета остаются межбюджетные трансферты из областного бюджета – 339,9 млн. руб. (2014 год – 338,2 млн. руб., 2013 год – 293,5 млн. руб.).
Большая часть безвозмездных поступлений имеют целевое назначение. Расходы районного бюджета за 2015 год составили 461,8 млн. руб. За счет безвозмездных поступлений целевого характера профинансировано 73,6% общей суммы расходов.
Список использованной литературы
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ//№ 31 ст. 3823 9 (в ред. от 03 июля 2016 г.) [Электронный ресурс]//СПС Косультант Плюс.
Саратовой, Н.А Бюджетное право:[Текст]Учебник. / под ред. Н.А. Сатаровой. – СПб. Деловой двор, 2013 г. с. 296
Ремиханова, Д.А Бюджетное право:[Текст] учебник / Под ред.Г.Б.Поляк, Д.А.Ремиханова. – М.: Юнити, 2014. – 287с.
Ермасова, Н.Б. Бюджетная система РФ:[Текс] Учебник./Н.Б.Ермосова – М.: Высшее образование, 2014. – 715 с.
Комягин, Д.Л. Бюджетное право России:[Текст] учебное пособие / Д.Л. Комягин; общ. ред. А.Н. Козырин. – М.:Институт публично правовых исследований, 2015. -432 с.