Совокупность неполных семей многообразна и крайне неоднородна. Источниками их возникновения традиционно считались разводы, овдовение (смерть одного из родителей), внебрачная рождаемость.
Модель неполной семьи объективно более соответствует постиндустриальному обществу с его социальной мобильностью, высоким уровнем развития научных и промышленных технологий, информатизации, а значит, и большим значением профессионализма, трудно совмещающимся с выполнением семейных обязанностей.
До сих пор, российское общество не выработало устойчивого отношения к проблеме неполных семей. Диапазон отношения к матерям-одиночкам очень широк: от восхищения, поддержки до брезгливой жалости. В 2013 году, например, «Руководитель миссионерского отдела Томской епархии РПЦ Максим Степаненко предложил «возродить» использование слова «бл…дь» по отношению к женщинам, которые в одиночку воспитывают детей. Священник считает, что «бл…дями» также стоит называть тех, кто состоит в гражданском браке». К счастью, большинство читателей и зрителей Интернет, а также православная общественность выступили против такого архаичного отношения.
По итогам последней переписи в Республике Саха (Якутия) проживает 276 тысяч семей, из них 37 578 (т.е. 13,6 %) - неполные семьи. Число людей, которые предпочитают в одиночку воспитывать ребенка, вообще не вступая в брак, либо, усыновляя, либо беря на воспитание приемных детей, возрастает, а идея создания неполной семьи становится все популярнее. В демографическом развитии Республики Саха (Якутия) важная роль принадлежит молодым семьям, среди которых, к сожалению, неполные представлены достаточно широко. В частности, на момент последней переписи населения в столице республики каждая седьмая, а в типичном сельском районе каждая пятая молодая семья состояла из одного из супругов. В г. Якутске они в большинстве случаев возглавляются разведенными женщинами и в чуть меньшей степени - матерями-одиночками. В сельской местности наблюдается абсолютное преобладание одиноких матерей с детьми. Разведенные горожанки по сравнению с селянками того же брачного статуса чаще живут отдельно. Матери-одиночки столицы, по-видимому, предпочитают или вынуждены жить с кем-либо из родителей или родственников. А в сельском улусе они почти в равной мере живут как отдельно, так и в составе сложных семейных формирований. Молодой женщине чрезвычайно трудно одной ухаживать за ребенком, воспитывать и поднимать его на ноги. Как правило, и в материальном плане одинокая мать наименее обеспечена.
Специалисты, занимающиеся проблемами трансформации семьи и семейных ценностей в России: Трофимова Ю.В, Торопыгина М.В, Шавлов А.В, Матейчик З, Николаева Я.Г, Харчев А.Г, Сысенко В.А, Рашитова Л.К, Панкова Л.М. и т.д.
Мониторинга семейных ценностей в Республике нет. И поэтому мой опрос — это первый шаг к выявлению новых данных о изменении ценностных отношений к неполным семьям. Якутск город модернизации, следовательно, современное общество меняется, меняются и отношение в современном социуме. А также отношение общества к принципу восприятия неполной семьи. Можно выявить и проанализировать отношение и особенности к неполным семьям в городе и в сельской местности, описать отношение к неполным семьям в традиционном обществе и сравнить показатели. Для выявления изменений ценностного отношения к неполным семьям проводим социальный опросник, где будут принимать участие члены из неполных семей, а также близкие и родственники данной семьи. Почему именно г.Якутск и с Борогонцы, Якутск это самый крупный город в республике Саха Якутия, а Борогонцы село где я родилась и выросла.