ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ И ВЛАЖНОСТИ НА ПРОЦЕСС ХРАНЕНИЯ ЗЕРНА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ И ВЛАЖНОСТИ НА ПРОЦЕСС ХРАНЕНИЯ ЗЕРНА

Игнатенко Н.А. 1, Орловцева О.А. 1, Клейменова Н.Л. 1
1Воронежский Государственный Университет инженерных Технологий
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Зерно – важнейший продукт, производимый в сельском хозяйстве. Он является основой для выработки большого количества различной продукции, такой как мука, крупа, комбикорма и др. Одним из приоритетных направлений, определенных правительством РФ в течение уже нескольких лет является увеличение производства зерновых культур. Наряду с этим особое внимание должно быть уделено таким аспектам, как улучшение сохранности и повышение качества данного продукта.

Одним из основных аспектов зернопереработки является процесс его хранения. Главная задача этого этапа – обеспечить сохранность зерновых культур с точки зрения минимизации их потерь повышение качественных характеристик при наименьших затратах труда и средств.

Существенные и обязательные мероприятия для снижения потерь зерна и семян при хранении и повышении их устойчивости к высокой влажности и температуре зерновой массы - правильное размещение партий в хранилищах.

Грамотно организованный сбор информации о качестве зерна пшеницы и своевременный анализ полученных данных позволяют разработать ряд предупреждающих мер для предотвращения нежелательных явлений, что ведет к минимизации затрат при консервации качественного состояния партии зерна или реализации ее без потерь.

Основными характеристиками при хранении являются температура зерновой массы, ее влажность [1], а также загрязненность, в частности состояние по зараженности. В связи с этим, целью исследование было изучить динамику изменения данных параметров. В работе применяли простые, но и достаточно надежные методы.

Объектом исследования являлась твердая яровая пшеница двух сортов: пшеница Гордеиформе 432 и пшеница Мультирум 321.

Влажность определяли экспресс-методом с помощью электровлагомера. Данный метод основан на электропроводности зерна, которая зависит от содержания в нем влаги (при низкой влажности зерно проявляет свойства диэлектрика, а при высокой становится полупроводником).

Измерение влажности осуществляли на приборе ЦВЗ-3. В нем зерно попадает в пространство между электродами, по которому пропускается электрический ток. Уже через 3 – 5 минут на цифровом табло прибора сразу показывается влажность зерна в процентах.

Для измерения температуры зерна пшеницы использовали ртутный термометр. Термометр при помощи штанги погружали в зерновую насыпь на разную глубину. Обычно принято измерять температуру зерновой массы на глубине 0,5—1,5—2,5 м при высоте насыпи до 3 м и далее через каждый метр — при высоте насыпи, превышающей 3 м.

Для удобства наблюдений и контроля результатов определений всю поверхность зерновой насыпи условно поделили на секции (квадраты) площадью по 100 м2 каждая. В пределах каждой секции вводили термоштанги в насыпь в пяти точках. В каждой точке температуру проверяли на трех уровнях глубины.

Наиболее значимыми факторами, которые определяют энергию дыхания зерна являются его температура и влажность. Интенсивность дыхания пшеницы значительно возрастает при повышенных показателях влажности и температуры [2]. При снижении влажности до воздушно сухого состояния (10 - 12 %) дыхание почти полностью прекращается.

На рисунке 1 приведены показатели дыхания для пшеницы различной влажности (при температуре зерна 25 °С).

   

а

б

1- поглощают О2, мг; 2 - выделяют СО2, мг; 3- дыхательный коэффициент СО22, мг.

Рисунок 1. Изменение дыхательной активности зерна в зависимости от влажности

(а- Пшеница Гордеиформе 432, б - Пшеница Мультирум 321)

По данным рисунков 1 и 2 можно сделать вывод, что резкое увеличение энергии дыхания зерна пшеницы возникает при увеличении влажности до значения более 15 %. Вода, содержащаяся в пшенице, при данной влажности, вероятно, прочно связана с коллоидами зерна и поэтому не может явиться растворителем и водной средой, которая необходима для протекания биохимических реакций [5].Энергия дыхания резко возрастает при повышении температуры и влажности, что доказывают данные таблицы 1, в которой представлено количество миллиграмм CO2, выделяемое при хранении 1 кг пшеницы в сутки [3].

Таблица 1.

Энергия дыхания зерна пшеницы в зависимости от влажности

Влажность, %

Выделение СО2, в мг, при температуре

15

18

30

40

52

От 10 до 12

0,35

0,35

0,41

0,50

1,0

От 14 до 15

1,40

1,40

7,50

20-40

249

От 19 до 20

3,59

125-359

400-450

480-590

600-670

33

700,00

2000

2500

3500

4000

Из данных табл. 1 видно, что на интенсивность дыхания в большей мере оказывает влияние повышение влажности, чем повышение температуры, хотя увеличение температуры вызывает увеличение энергии дыхания.

Зерно пшеницы нужно хранить с доступом воздуха. Осуществить это можно или с помощью активного вентилирования зерновых масс, или при помощи перекидок зерна с места на место. При этом воздух межзерновых пространств обогащается кислородом, в результате этого будет снижена влажность или температура зерновой массы.

Правильно организованное хранение зерна должно быть направлено к максимальному снижению трат сухого вещества и, следовательно, достижению возможно низкой убыли веса зерна в процессе хранения [4].

Литература
  1. Глазунова О.А., Долганюк В.Ф., Астахова Л.А. Техника и технология пищевых производств 2013. №2. С. 120-131.

  2. Чернышева Е.В., Алексеев Ю.В., Гречко О.И. Хранение и переработка зерна. 2011.- № 12.-С.11-25.

  3. Васильев А.Н., Будников Д.А. Хранение и переработка сельскохозяйственного сырья. 2012. – 216 с.

  4. Макарова Н.А., Орловцева О.А. Совершенствование элементов метрологического обеспечения зернохранилищ // Межвузовская научно-практическая конференция курсантов и слушателей. 2015. С. 137-141.

Просмотров работы: 440