ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УЧЁТОМ ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УЧЁТОМ ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время одной из главных задач в развитии российского образования является реализация Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – Стандарт), разработанного с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации. Обеспечение равных возможностей получения качественного начального общего образования одно из приоритетных направлений Стандарта. Стандарт устанавливает ряд требований обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями. Одно из требований – это учет возрастных и индивидуальных психологических особенностей обучающихся при реализации учебной программы.

Для того чтобы правильно управлять педагогическими процессами, еще в далеком прошлом предпринимали попытки создать классификацию периодов или этапов жизни человека. Существует ряд разработок относительно перио­дизации развития (Штрац, Коменский, Бюллер, Горлок, Эльконин, Пршигода, Леви­тов, Ванек, Шванцара и др.), причем количество предложенных периодизаций возросло до нескольких десятков и далее растет в сторону увеличения, так как пока нет возможности в построении единой системы, опора которой бы была исключительно на один показатель и была неоспоримой.

Смысл особенностей каждого возрастного периода раскрывается на основании примера физического человеческого развития. Прибавка в весе, рост, прорезывание молочных зубов с дальнейшей их заменой, половое созревание и другие различные процессы, с биологической точки зрения, происходят в возрастные определенные периоды с некоторыми отклонениями.

И если учесть, что духов­ное и биологическое человеческое развитие взаимосвязаны между собой, то изменения, которые соответствуют определенному возрасту, проявляются и в психологической сфере. Не в такой строгой последовательности происходит социологическое и биологическое созревание, прослеживается возрастная закономерность духовного личностного развития. Именно это и послужило фундаментом для того чтобы выделить последовательные этапы развития человека и была возможность составить возрастную периодизацию.

Периодизации полные - охватывают всю жизнь человека, выделяя наиболее характерные стадии, неполные периодизации (урезанные, частичные) – исключительно тот период и отрезок развития и жизни, который вызывает интерес в определенной научной области. Для школьной педагогики максимальный интерес представляет периодизация, которая охватывает человеческое развитие и жизнь, школьного возрастного периода.

Первым, кто предъявлял требования к наличию строго учета в учебной и воспитательной работе, возрастных особенностей детей, был Я.А. Коменский. Он предложил и обосновал концепцию природосообразности, согласно которой воспитание и обучение должны строиться в строгом соответствии с возрастными этапами развития. В воспитании, как и в природе, должно все происходить вовремя, всему свое время, все должно проходить в определенной поочередности - последовательно и своевременно. Только в таком случае можно говорить о привитии человеку нравственных качеств, настаивать на полноценном усвоении истины, для понимания ко­торой его ум созрел. «Все положенное для усвоения необходимо распределить согласно возрастным ступеням таким образом, чтобы предла­гать изучать только то, что доступно понимания в каждом возрасте», - говорил Коменский.

Один из важнейших фундаментальных принципов педагогики – принцип учета особенностей каждого возраста.

Беря его за основу, учитель регламентирует учебную нагрузку, устанавливает допустимые и обоснован­ные объемы занятости различными видами деятельности, определяет более рациональный и необходимый для развития дневной распорядок, режим отдыха и труда.

Особенности каждого возраста обязывают принимать правильные решения при отборе и расположении учебного материала и учебных предметов в каждом предмете. Так же ими обусловлен выбор методов и форм учебной, воспитательной деятель­ности.

Младший школьник (6-10 лет). В период шестилетнего возраста ребенку предстоит первая большая перемена в его жизни. Этап школьного возраста связан с координальными переменами его деятельности, общения, отношений с другими людьми. Основной сферой деятельности становится учение, меняется жизненный уклад, происходит появление новых обязанностей, претерпевают изменения и отношения с окружающими у ребенка.

С биологической точки зрения младший школьник пережи­вает второй период: в этот период в сравнении с преды­дущим возрастным периодом, происходит замедление роста и происходит заметное увеличение веса; происходит окостенению скелета, однако этот процесс еще далек от завершения. Происходит интенсивное развитие системы мышц. С моментов развития мелких кистевых мышц появляется возможность вы­полнить тонкое движение, благодаря этому происходит овладение ребенком навыками скорого письма. В значительной степени происходит возрастание силы мышц. Весь детский организм находится в состоянии интенсивного развития и роста.

У младшего школьника происходит совершенствование нервной системы, происходит интенсивное развитие больших полуша­рий головного мозга, происходит усиление аналитической и синтетичес­кой функции коры. Происходит интенсивное развитие психики ребенка. Претерпевают изменения взаимоотношения процессов торможения и возбуждения: становится более интенсивным процесс торможения, хотя по-прежнему процесс возбуждения преобладает, и дети младшего школь­ного возраста очень возбудимы. Происходит повышение работы точности органов чувств. Если провести сравнение с дошкольниками то у школьников наблюдается увеличение чувствительности к цвету на 45%, улучшаются суставные и мускульные ощущения на 50%, на 80% - зрительные.

В младшем школьном возрасте процесс познавательной деятельности проходит преимущественно в процессе обучения. Очень важное зна­чение приобретает и расширение границ сферы общения. Быстропротекающие процессы развития, появление множества новых качеств, которые требуют сформированности или развития у школьников, являются основой для педагогов в построении строгой целенаправленности всей воспитательной и учебной дея­тельности.

Восприятие младшими школьниками окружения характеризуется неорганизованностью и неустойчи­востью, хотя одновременно свежестью и остротой, «созерцательной любознательностью». Ребенок в младшем школьном возрасте может спутать цифры 6 и 9, твердый знак и мягкий знак с буквой «р», и тем не менее одновременно воспри­нимать с живым любопытством окружающую жизнь, которая ежедневно открывает для него нечто новое и интересное.

Процесс концентрации внимания у ребенка в младшем школьном возрасте непроизволен, не особо устойчив, ограничен по объему. Согласно этому весь обучающий процесс ребенка в начальной школе подчиняют тому, чтобы воспитывать культуру внимания. Жизнь в школе диктует ребенку необходимость в постоянных упражнениях для тренировки произвольного внимания, и для тренировки волевых усилий для того чтобы он мог сосредоточиться. Развитие произвольного внимания происходит вместе с другими функциями, прежде всего с мо­тивацией учения, чувством ответственности за результаты учебного труда и успех.

Мышление в младшем школьном возрасте развивается от образно-эмоционального до логического-абстрактного. «Дитя мыслит красками, формами, звуками, и ощущениями, в общем», — говорил педагогам К.Д. Ушинский. Он призывал их делать упор на пер­вых этапах школьной деятельности на эту особенность мышления у ребенка.

В задачи школы первой ступени входит поднятие мышле­ния ребенка на качественно новый этап, развивать интеллект до уровня понимания причинных и следственных связей. Л.С. Выготский отмечал, что в школьный возрастной этап, ребенок входит с не особо сильно развитой функцией интеллекта (если сравнить с функ­циями памяти и восприятия, развитие которых в этом периоде значительно лучше). В период школьного обучения происходит развитие интеллекта таким темпом, как ни в какой другой период времени. Здесь однозначно важна и огромна роль учителя и школы в целом. Исследования показывают, что при разной организации учебного и воспитательного процесса, если изменять содержание и мето­ды обучения, методику организации познавательной деятель­ности, то появляется возможность получения абсолютно разных характеристик мышления ребенка в младшем школьном возрасте.

Развитие мышления ребенка тесно взаимосвязано с развитием его речи. Словарный запас четвероклассника составляет приблизительно 3500-4000 слов. Школьное обучение не только влияет на обогащение словарного запаса, но так же, на то, чтобы приобрести однозначно важное умение письменно в письменной и устной форме выражать свою мысль.

Память, в познавательной деятельности младшего школьника играет огромную и важную роль. Возможность мозга школьника на первой стадии обучения просто огромны: его мозг очень пластичен, что позволяет ему с легкостью решать задачи по дословному запоминанию. Если сравнить: до­школьник может запомнить из 15 предложений - 3-5, а ребенок младшего школьного возраста, уже 6-8. Его память преимущественно обладает наглядно-образными свойствами. Происходит абсолютное запоминание материала, красочного, яркого, интересного. И, тем не менее, школьники, в начальной школе не имеют навыков рационального и максимального распоряжения своей памятью и подчинения ее задачам обучения. Огромные усилия тратит педагог для того, чтобы привить знания рацио­нальной организации учебной деятельности, выработать навыки умения самокон­троля при заучивании, навыков самопроверки.

Формирование личности и ее становление у маленького школьника подвергается влиянию нового вида взаимоотношений с взрослыми (учителем) и сверстниками (одноклассниками), нового вида деятельности (учения) и общения, включения его в систему коллективов (классного, общешкольного). Происходит развитие элементов социальных ощущений, формирование навыков поведения в обществе (навыки коллективизма, ответственности за поступки, товарищест­ва, взаимопомощи и др.).

В младшем школьном возрасте появляются огромные возможности для становления и формирования положительных и нравственных качеств личности. Внушаемость и податливость школьника, его доверчивость склон­ность подражать, учительский авторитет, формируют благоприятную основу для того чтобы сформировать высокоморальную личность. Именно начальная школа служит фундаментом для закладки нравственных основ, роль ее в социализационном процессе поистине велика.

Задача начальной школы состоит в том, чтобы включить своих воспитанников в процесс труда, который изначально разумно организован, посилен для них, поскольку значение труда для формирования социальных личностных качеств неоспоримо велико.

Работа, выполняемая детьми, носит самообслуживающий характер, а так же основы помощи взрос­лому или старшему школьнику. Хороший результат приносит умелое связывание игры и труда, где максимально может быть проявлена самодеятельность, инициативность и соревновательность.

Таким образом, изучая вопрос особенности развития личности ребенка младшего школьного возраста в современных условиях мы пришли к выводу, что человек становится личностью только в процессе своего развития, а не рождается уже ею.

Человеческое развитие и личностное становление – процесс чрезвычайно сложный, противоречивый и длительный.

В ходе изучения особенностей развития человека, был установлен ряд важных зависимостей, которые выражают закономерности и связь между процессом развития и его результатами, а так же причинами, имеющими влияние на них. Активность личности - результат развития, а не лишь предпосылка.

Таким образом, психологические и педагогические возможности детей младшего школьного возраста характеризуются тем, что в этот период происходит интенсивное развитие интеллекта, развивается мышление, внимание и память. Личность маленького человека, школьного возраста формируется под влиянием отношения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками (учителем и одноклассниками). Так же, огромное и неоспоримое влияние на развитие личности оказывают новые виды деятельности и общения, и включение в целую систему общешкольного и классного коллективов. В целом, процесс обучения и воспитания развивает личность ребенка младшего школьного возраста и является основой для формирования результатов его личной деятельности.

Список использованной литературы

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Л.И. Божович.- М.: Академия, 2008. – 244 с.

  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский.– М.: ИПП, 2000. – 652 с.

  3. Давыдов, В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников / В.В. Давыдов. – М.: МПСИ, 2000. – 547 с.

  4. Коменский Я.А. Учитель учителей. Избранное / Я.А. Коменский. - М.: Карапуз, 2008. - 288 с.

  5. Мухина В.С. Психология детства и отрочества / В.С. Мухина. – М.: МПП, 2000. – 568 с.

  6. Ушинский К.Д. . Собрание сочинений. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии/ К.Д.Ушинский.- М.: ИОСО РАО, 1995.- 598 с.

Просмотров работы: 371