ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛАХ И ПРОФЕССИЙ, СВЯЗАННЫХ С ФИЗИКОЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛАХ И ПРОФЕССИЙ, СВЯЗАННЫХ С ФИЗИКОЙ

Позднякова Е.Н. 1
1Омский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Важный шаг в жизни каждого школьника, является, выбор кем он хочет быть. Часто происходит, что на отбор профессии неосознанно, а под влиянием чужого мнения, без учета личностных способностей, а это ведет к тому, что молодые люди не работают по специальности и необходимо показать связь физики с различными профессиями.

Профориентация тесно связана с идеей трудового обучения и воспитания. Впервые высказанной в XIV - XV веках в работах социалистов-утопистов

Т. Мора и Т. Кампанелла, предпринявших попытку решения проблемы устранения социального неравенства и противоположности между людьми умственного и физического труда, и рассматривавших трудовое обучение как важнейшее средство достижения социального равенства. Дальнейшее развитие идея трудового воспитания получили в работах Р. Оуэна, И.Т. Песталоцци и Ж.Ж. Руссо, а наивысшего развития достигла в учении К. Маркса и Ф. Энгельса, а в России же она закладывалась в дореволюционный период, с появлением службы по «приисканию» работы. [10]

Но в 1991 г. вышел закон «О занятости населения», где школьную профориентацию не запрещали, но она из школы фактически переводилась в службы занятости, появившиеся в этот период. Закон «Об образовании» (1992г.) резко сократил финансирование школы и особенно профориентации, в результате чего школьная профориентация была почти разрушена, сейчас с вступлением в силу федерального образовательного стандарта вновь является актуальным и уделяется достаточно большое внимание профессиональной ориентации учеников.[9]

Существует множество методик профориентационной работы:

1. Опрос «За и против»: методика для активизации мышления и дальнейшее консультирование клиентов в индивидуальной беседе.

2.Карта интересов: изучается направленность интересов в 29 сферах деятельности (биология, география, и многие другие).

3. «Матрица выбора профессии»: по объекту и виду деятельности.

4. Опрос ДДО: Человек-природа, человек-техника, человек-человек, человек-знак, человек - художественный образ.

5. Опрос Джона Голланда: Реалистический тип, интеллектуальный тип, социальный тип, артистический тип, предприимчивый тип, конвенциональный.[6] Профориентационная работа и психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся является неотъемлемым компонентом в системе допрофильной подготовки. Очень важно создать такую систему работы, чтобы она охватывала все ступени школьного обучения. Диагностическая работа должна выстраиваться таким образом, чтобы максимально выявлять интересы и склонности каждого ребенка на каждом возрастном этапе. Поэтому при составлении блока методик для отбора акцент делался не на оценке актуального уровня способностей, которую ежедневно дает учитель на уроке, а на выявлении индивидуальных психологических особенностей и мотивации учащихся.[8]

Изучение индивидуальных психологических особенностей старшеклассников в ходе получения общего образования снижает вероятность ошибки при выборе профиля обучения.

В ходе профконсультации изучаются следующие компоненты профессиональной пригодности: мотивы (интересы, склонности, потребности), способности; личностные особенности. Отбор в профильные классы можно рассматривать как разновидность групповой профессиональной консультации, в которой акцент делается на мотивационном компоненте.[12]

Нужно рассматривать так же и востребованные на рынке труда специальности, после рассмотрения личностных особенностей.

Рынок труда регулярно изменяется. И востребованные профессии одного периода теряют свою актуальность. Изменения его происходят не в один момент, а на протяжении нескольких лет. И предугадать спрос сложно, потому что оказывает влияние на него политическая, экономическая и социальная ситуация в стране.

Многие школьники говорят: «А мне не нужна ваша физика!», но они ошибаются, во всех профессиях она необходима, правда, где-то нужно знать общие законы, а в где-то требуются углубленные знания.

Известно, что физика лежит в основе многих видов деятельности человека. Она учит выявлять закономерности, объяснять явления, процессы, происходящие в природе.

Яркий пример профессий, это физик-экспериментатор, физик-теоретик, физик-инженер, они работают с различными разделами физик, например с прикладной механикой, электроникой, прикладной физикой и наноэлектроникой. Эти профессии связаны с расчетами и испытаниями всевозможных конструкций.

В области автомобилестроения, автотранспорта, в машиностроении, в авиа- и ракетостроении, а также в автоматизации технологических процессов используются знания физики.

Физики-энергетики, работающие в ЖКХ, осуществляющие монтаж и эксплуатацию установок энергетики.

Профессии, сопряженные с физикой, изучают так же ряд проблем, связанных с изучением Вселенной, полезными ископаемыми.

В технических университетах выпускают разной направленности инженеров, которые в дальнейшем могут работать на различных предприятиях или нефтезаводе, энергетиками.

Знания по физике пригодятся и технологам на различных производствах, автомеханикам как работает двигатель, а их готовят в автомобильно-дорожных академиях.

В строительном колледже изучают структурно-механические характеристике материалов, как они ведут себя под воздействием окружающей среды. Состояние конструкции здания проверяется гамма-лучами, с применением радиоактивных изотопов.

А в транспортных академиях, какие законы электростатики, электродинамики нужно знать, чтобы управлять теми или иными приборами на железной дороге.

Колледжи, в которых учат на поваров, тоже изучают физику, такие законы как теплопроводность, а так же работу некоторых моторов, применение рычага и кипение различной жидкости.

Даже в юридической академии, для юристов необходимы знания по физике, так как в криминалистике необходимо исследовать вещества.

Таким образом, можно замотивировать на изучение физики учеников 10-11 класса, если связать данный предмет с профессиональной деятельностью.

Библиографический список

  1. Дьяченко, М.И. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия / М.И.Дьяченко, Л.А.Кандыбович. – Мн.: Хэлтон, 1998. -399 с.

  2. Крысько, В.Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним / В.Г.Крысько. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998.-192 с.

  3. Прощицкая, Е.Н. Выбирайте профессию: учеб. пособие для ст. кл. сред. шк. / Е.Н.Прощицкая. – М.: Просвещение, 1991.-144 с.

  4. Резапкина, В.Г. Отбор в профильные классы / В.Г.Резапкина. – М.: Генезис, 2005.-80 с.

  5. Резапкина, В.Г. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника / В.Г.Резапкина. – М.: Генезис, 2005.-140 с.

  6. Фридман, Л.М. Психологический справочник учителя / Л.М.Фридман, И.Ю.Кулагина. – М.: Изд-во «Совершенство», 1998.- 288 с.

  7. Статья «Выбор профессии в школе» [электронный ресурс]. Режим доступа: http://proprof.ru/stati/career/vybor-professii/o-professiyah/professii-svyazannye-s-fizikoy (дата обращения 10.10.2016).

  8. Статья «Диагностика сферы интересов и способностей» [электронный ресурс]. Режим доступа: http://vashpsixolog.ru/documentation-school-psychologist/88-information-for-school-psychologist/1021-psixologicheskoe-soprovozhdenie-predprofilnogo-i-profilnogo-obucheniya?start=5 (дата обращения 15.10.2016).

  9. Статья «Исторические аспекты становления и развития профориентационной работы в России и зарубежом» [электронный ресурс]. Режим доступа: http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2786 (дата обращения 05.10.2016).

  10. Статья «История профориентации» [электронный ресурс]. Режим доступа: http://tonusmozga.ru/sposobnosti/razvitiye-detskikh-sposobnostey/vyyavleniye-u-detey.html (дата обращения 05.10.2016).

  11. Статья «Какие факторы влияют на выбор профессии» [электронный ресурс]. Режим доступа: http://docslide.net/technology/-55ae1e651a28ab31418b45ef.html (дата обращения 15.10.2016).

  12. Статья «Проблема выбора профессии» [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.myshared.ru/slide/88147/ (дата обращения 20.11.2016).

  13. Статья «Профессии востребованные в Омске» [электронный ресурс]. Режим доступа: http://global55.ru/news/id/7253 (дата обращения 15.11.2016).

Просмотров работы: 447