Данная проблема является актуальной и ее изучением различных ее аспектов занимались многие ученые (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, М. Аргайл, В.Г. Асеев, Дж. Аткинсон, Л.И. Божович, К. Левин, А.Н. Леонтьев, М.Ш. Магомет-Эминов, А. Маслоу, Ж. Нюттен, С.Л. Рубинштейн, 3.Фрейд, П. Фресс, В.Э. Чудновский, П.М. Якобсон и т.д).
У каждого человека есть определенные потребности, которые стимулируют то или иное поведение, направленное на удовлетворение своих потребностей. Потребности вызывают мотивацию, которая в свою очередь, формирует то или иное поведение, для удовлетворения потребности.
В общепсихологическом контексте мотивация представляет собой совокупность, систему психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека (Л. И. Божович, А. К. Маркова, Е. В. Шорохова, В. Г. Асеев, Б. И. Додонов, И. А. Зимняя и др.).
Согласно Х. Хекхаузену, «мотивация достижения представляет собой стремление увеличить или сохранить высокими способности человека там, где может быть использован критерий успешности» [2].
Под мотивацией достижения успеха, след за учеными, мы понимаем мотивацию, направленную на возможно лучшее выполнение какой либо деятельности, которая проявляется в стремлении субъекта добиваться наилучших результатов в области, значимой для него.
В подростковом возрасте у молодых людей происходят коренные преобразования: активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценки и самовосприятия, все более развиваются способности проникновения в свой внутренний мир. Учеными доказано, что формирование личности, на разных этапах ее развития идет под влиянием окружающей среды.
В процессе разных видов деятельности личность подростка трансформируется под их влиянием. Он оценивает и осознает необходимость в той или иной деятельности и мотивирующая сфера ребенка распространяется на эту деятельность. В подростковом возрасте человеку интересны определенные виды деятельности: интеллектуально-эстетические, телесно-мануальные, лидерские увлечения, эгоцентрические, азартные и информационно-коммуникативные. Тип увлечения напрямую связан с типом личности подростка и является одним из его диагностических признаков.
Д. И. Фельдштейн, заметил, что в деятельности современные подростки отдают предпочтение индивидуальному труду, перед коллективным [3]. У них преобладают мотивы, направленные на самовыражение и самооценку в труде, на стремление участвовать в них для собственного развития и совершенствования, для завоевания отдельной позиции по отношению к товарищам, утверждение своего «Я», выработки черт характера, необходимых для самостоятельной жизни. Причем, чем старше подросток, тем резче проявляется это стремление к выражению собственной индивидуальности.
Проведенные нами исследования, методами опроса, беседы и группового обсуждения, показали, что у школьников 9 класса мотивационная среда, зачастую, включает в себя множество интересов и не имеет конкретной направленности. У учеников 10-11 классов приоритеты расставлены более конкретно, они осознают правильность направления мотивационной среды и их мотивы и действия обдуманы. Это служит частью его личностного роста. В этот период важны поддержка и уважение взрослых. Как педагогов, обучающих ребенка так и родителе, оказывающих первичное влияние на личность подростка.
Важным видом деятельности подросткового возраста, особенно старшего, является учение. Школьники старших классов осознают необходимость учиться и приобретать новые знания и умения. Особую значимость приобретает функциональное содержание труда и творческий характер деятельности. Ценно и то, что современный подросток осознает важность своих действий не только для себя, но и для окружающих.
В формирующей части нашего исследования мы предполагаем использовать учебную деятельность подростка, при этом средством формирования мотивации достижения успеха будет проектирование. В процессе реализации нашей работы мы решим ряд задач:
Сформировать представление у подростков о понятиях «успех» и «успешная личность» с присущими ей личностными качествами востребованной на современном рынке труда посредством беседы и ассоциативного упражнения (выявить отношение и интерес подростков к участию в проектной деятельности).
Способствовать осознанию подростками имеющихся у них ценностей и возможностей посредством включения их в коммуникативные упражнения.
Сформировать у подростков ответственность за принятые решения в процессе разработки.
Наиболее привлекательной для подростков является проектная деятельность, в которой они смогут реализовать свои интересы и потребности.
Список источников
Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения/Т.О. Гордеева. – М: Смысл; Издательский центр «Академия», 2006. -336с.
Психология мотивации достижения / Хекхаузен Х. - Санкт-Петербург: Речь, 2001. - 256 с.
Фельдштейн Д. И. Человек в современном мире: тенденции и потенциальные возможности развития. — М.; Воронеж: Изд-во Московского психолого-социального ин-та : НПО «Модек», 2008. — 15 с.