Риск — это неизменный показатель, а управляемый параметр, на его уровень можно и необходимо оказывать воздействие для создания условий благополучного роста растений. Риски нельзя полностью исключить из деятельности.
Управление рисками - это процессы, связанные с идентификацией, анализом рисков и принятием решений, которые включают максимизацию положительных и минимизацию отрицательных последствий наступления рисковых событий.
Природно-климатические риски связаны с проявлением стихийных сил природы, таких как шторм, буря, пожар, ветер, жара. Природно-климатические риски носят как внезапный, так и ожидаемый характер. Для сокращения вероятности их воздействия на территорию учебного заведения необходимы своевременно произвести технические мероприятия, направленные на облегчения переноса этих рисков. К рискам ожидаемого характера относится жара и засуха. Необходимо проводить мероприятия по поддержанию газона и растений от высыхания, снижать испаряемость тепла от дорожных покрытий с помощью своевременного полива. Для автоматизированной работы следует учитывать автополив. Модернизация территории таким способом увеличит привлекательность территории, тем самым увеличит рейтинг и статус высшего учебного заведения и привлечет больший поток студентов.
Необходимо учитывать сезонные условия и предпринимать необходимые мероприятия по укрыванию и затенению хвойных растений. Такие мероприятия защитят растения от сгорания весеннего солнца.
Биологический риск - это группа рисков, которая оказывает негативное прямое и косвенное воздействие на растения и его части, проявляется в механических повреждениях, нарушении естественных физиологических процессов, а также эстетических и декоративных качеств растений. Биологические риски можно сократить, покупая растения у надежных питомников, выращенные в Нижегородской области. Такие растения будут лучше чувствовать себя в наших почвенных условиях, в городской среде, а также будут устойчивее к болезням и вредителям. Для профилактики растений следует производить подкормку растений.
Техногенные риски - это риски, связанные с хозяйственной деятельностью человека. Техногенные риски гораздо реже имеют взаимодействие с территорией учебного заведение. Прямое влияние может быть строительством зданий, работой ЖКХ или дорожным работами, но это достаточно редкий фактор риска. Гораздо чаще такие риски могут взаимодействовать отдаленно от территории. Взаимодействие заключается в запыление, загазованности и шуме объекта ландшафтной архитектуры. Для исключения данной стороны риска необходимо создание защитной полосы, которая повлияет на снижение запыленности и шума. Если территория учебного заведения не позволяет создавать защитные полосы, необходим полив растений для очишения их от грязи.
Социальные риски - это риски, пронизывающие все общественные слои, группы, одни из которых выступают субъектами, а другие - объектами риска. Социальные риски самые опасные для территории учебного заведения. Они напрямую связаны с действиями студентов, сотрудников и пр. рабочих. Такие риски достаточно трудно снизить из-за некомпетентности студентов. Следует создавать барьерные посадки, которые будут препятствовать вытаптывать газоны. Посадки должны быть в качестве живой изгороди из растений, подвергающихся стрижки. Так сократится сразу два фактора риска – вытаптывание и вредительная поломка веток растений. Также это поможет сокращению замусоривания территории, так же следует увеличение количества урн на территории, особенно в местах повешенной проходимости.
Рассмотренные риски актуальны для территории высшего учебного заведения, особенно для Нижнего Новгорода. Учитывая их можно улучить качество университетской среды, повысить привлекательность и рейтинг университета.
Список используемых источников
ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011. Менеджмент риска. Методы оценки риска. URL: http://vsegost.com References:
Потапова Е.В. Идентификация экологических рисков для озелененных территорий городов // Извес- тия ИГУ. Сер. Науки о Земле. Иркутск, 2015. Т. 11. С. 83-94.