ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Ни один народ мира не разговаривает на латинском языке, но в истории мировой цивилизации влияние латинского языка сохраняется и сегодня.

История латинского языка восходит к началу первого тысячелетия до н.э. К этому периоду относятся первые сведения о латинах, называвших область, где они жили, Лаций (Latium), а свой язык – латинским (linguaLatina).

В 753 г. до н.э. центром племенного объединения стал город Рим (Roma), и население подвластных территорий называло себя также «римляне» (Romani). К концу II до н.э. образовалась огромная Римская империя, занимавшая земли от современной Румынии на востоку до современной Португалии на Западе.

Государственным языком империи был латинский язык. Он распространялся через официальные учреждения, а также в результате общения местного населения с римскими солдатами, торговцами и переселенцами. Знание латинского языка являлось также необходимым условием для занятия местных должностей. В открытых римлянами школах для детей местной знати обучение велось на литературном латинском языке, но основная масса жителей захваченных территорий узнавала латынь через живое общение с носителями разговорного латинского языка.

В истории латинского языка принято выделять следующие этапы развития:

1. Архаический период: от первых сохранившихся письменных памятников, относящихся примерно к VII в. до н.э., до начала I века до н.э.Самые ранние образцы латинского письма представляют собой надписи на оружии, личных вещах.

2. Классический период – «золотая латынь»: I в. до н.э. – начало I в. н.э. В этот период в Риме создаются первые медицинские школы.

В наши дни в большинстве учебных заведений в основе учебных программ по латинскому языку лежит латинский язык именно этого периода.

3. Послеклассический период – «серебряная латынь»: I-II вв. н.э. Наиболее известные авторы этого периода – философ и драматург Сенека, поэты-сатирики Марциал и Ювенал, самый известный из римских историков Тацит и Апулей – философ и писатель. Они четко следуют уже выработанным грамматическим стандартам, но несколько отходят от жестких норм синтаксиса «золотой латыни».

4. «Поздняя латынь»: III-VI вв. н.э. – качественно новая фаза в развитии латинского языка.

Становлению научной латыни способствовало развитие всех наук, среди которых важное место занимают биология, медицина и ветеринария. В результате научных изысканий латинский язык непрерывно обогащается новыми словами, обозначающими определенные понятия науки, техники, производства, т. е. терминами.

Источником первых научных обобщений является античная греко-латинская цивилизация. Так, Аристотель (IV в. до н. э.) впервые сделал попытку систематизировать и обобщить накопленные человечеством знания о растительном и животном мире. Другой древнегреческий ученый — Диоскорид (I в. н. э.) описал 400 растений. Натуралист Плиний Старший (I в. н. э.) собрал и систематизировал сведения об окружающем растительном и животном мире из произведений греческих и римских авторов.

Европейская медицина как самостоятельная наука возникла в Греции. Основателем научной медицины был величайший врач древности Гиппократ. Он имел многочисленных учеников и последователей, продолжавших и развивших его учение. Естественно, что вся система медицинских наименований была первоначально греческой. Много сделал для разработки медицинской терминологии на латинском языке римский ученый-энциклопедист и врач Авл Корнелий Цельс, автор сочинений в 8 книгах под названием: «О медицине» (I в. до н. э., первая половина I в. н. э.). Сочинения греческого философа, ученого и врача Клавдия Галена, жившего и работавшего в Риме (II в. н. э.), посвящены научным и практическим вопросам анатомии, этиологии и лечения различных болезней, а также вопросам приготовления всевозможных лекарств. В наши дни его имя связано с так называемыми галеновыми препаратами. И Цельс, и Гален уделяли серьезное внимание совершенствованию и уточнению научного языка. Цельс часто не только объясняет греческие термины, но и дает наиболее точные эквиваленты на латинском языке.

Гален составил специальный словарь к сочинениям Гиппократа и ввел в медицинскую терминологию названия ряда лекарственных форм и средств. Начиная с античности, медицинская терминология стала формироваться на двуязычной греко-латинской основе. Наиболее отчетливо греко-латинское двуязычие (билингвизм) проявляется в том, что в большинстве случаев одни и те же анатомические образования обозначаются в анатомической номенклатуре латинскими словами, а в клинической — греческими.

В греческую и римскую эпохи ветеринария развивалась в виде гиппиатрики (учения о лечении лошадей). Наиболее известными из греческихгиппиатров были Апсирт, Пелаганий и Гиерокл. Греческие гиппиатры, как и врачи, руководствовались в своей деятельности учением Гиппократа. В средние века (VI-XIV) значительный вклад в развитие медицины внесли арабские ученые, в частности великий врач Востока Ибн Сина (Авиценна), капитальный труд которого «Канон медицинской науки» был переведен на латинский язык вXIIв. и пользовался большой популярностью в Западной Европе. Средневековая арабская медицина и химия оказывали значительное влияние на европейских ученых. В эту эпоху фармацевтическая терминология пополнилась арабскими словами:alcohol, elixir, sirupus и др. Большое внимание уделялось лечебным растениям, их рас­познаванию и описанию.

Новый расцвет и развитие естественных наук и медицины связаны с эпохой Возрождения (XIV—XVIвв.).

А. Везалий многое сделал для усовершенствования и уточнения латинских анатомических терминов. Большой вклад в развитие физиологии внес Вильям Гарвей, открывший кровообращение и написавший свой знаменитый трактат «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных».

Вершиной искусственной классификации растений была система, разработанная Карлом Линнеем. До Линнея видырастений обозначались десятью и более латинскими словами. Линней ввел биноминальную номенклатуру, в соответствии с которой каждый вид определяется двумя латинскими названиями — родовым и видовым.

На протяжении большого исторического периода лечение больных людей и животных развивалось параллельным путем и профессионально не разграничивалось. С открытием ветеринарных школ, факультетов и институтов круг объектов изучения в области ветери­нарной патологии значительно расширился. Наряду с гиппологией изучается патология домашних животных. В XVIII—XIXвв. происходит становление ветеринарии как самостоятельной науки. В процессе развития ветеринарных наук сложилась ветеринарная терминология, состоящая в основном из анатомических, физиологических, паразитологических, микробиологических, вирусологических и некоторых технических терминов, характеризующих эволюцию, взаимоотношения и лечение животных организмов. Наряду со специальными ветеринарными дисциплинами успешно развивались и общебиологические. Созданы научные школы анатомов, физиологов, эпизоотологов, хирургов, терапевтов, фармакологов и др.

В процессе развития наук обогащается биологическая, медицинская и ветеринарная терминология, возникает необходимость в унификации терминов. С целью унификации терминов периодически собираются международные конгрессы ученых.

Благодаря латинскому языку биологическая, медицинская и ветеринарная терминологии стали международными, что в значительной степени облегчает связи между учеными всего мира.

Библиографический список:

1. Кондратьева, В.П. Латинский язык. Учебно-методический комплекс для студентов очно-заочной формы обучения по специализации «Микробиология» / В.П. Кондратьева, Н.В. Силова. – Ульяновск: УГСХА, 2012. – 71с.

2. Дежаткина, С.В. Применение соевой окары в питании кур / С.В. Дежаткина, Н.В. Силова, В.В. Ахметов // Материалы V Международной научно-практической конференции: Аграрная наука и образование на современном этапе развития: опыт, проблемы и пути их решения. - Ульяновск ГСХА, 2013. - С. 34-37.

3. Шаронина Н.В. Лекарственные и ядовитые растения: учебное пособие для студентов специальности 111801.65 «Ветеринария» /Н.В. Шаронина, Н.А. Любин, С.В. Дежаткина, Н.К. Шишков. - Ульяновск: ГСХА. - 2015. – 144 с.

4. Дежаткина, С.В. Соеваяокара в питании кур /С.В. Дежаткина, Н.В. Силова //Материалы конференции: Наука в современных условиях: от идеи до внедрения. - 2013. – №. 1. - С. 60.

5. Кондратьева, В.Н. Учебно-методическое пособие при изучении фармакологии /В.П. Кондратьева, Н.В. Силова: учебное пособие для студентов специальности Ветеринария. Ульяновск: УГСХА. - 2011. – 102 с.

6. Шаронина, Н.В. Токсикологическая химия: учебное пособие для студентов факультета ветеринарной медицины, обучающихся по специальности по специальности 111801.65 «Ветеринария»/ Н.В. Шаронина, Н.К. Шишков. – Ульяновск: ГСХА, 2015.- 94 с.

7. Шишков, Н.К. Физиотерапия: учебное пособие для студентов факультета ветеринарной медицины по специальности 111801.65 «Ветеринария»/ Н.К. Шишков, Н.В. Шаронина, А.З. Мухитов. – Ульяновск: ГСХА, 2015. - 124 с.

8. Силова, Н.В. Ветеринарная и клиническая фармакология. Токсикология. Разделы «Рецептура с технологией», «Общая фармакология»: учебно-методический комплекс/ В.П. Кондратьева, Н.В. Силова. – Ульяновск: УГСХА им. П.А. Столыпина, 2012 г. - 114 с.

9. Силова Н.В. Токсико-фармакологическая характеристика лерстила:

автореф. дис. …к.б.н.: 16.00.04 /Н.В. Силова.- Ульяновск, 2007. – 21 с.

10. Силова, Н.В. Стандартизация и контроль безопасности и качества лекарственных средств и кормов для животных: методические указания для студентов очного ветеринарного факультета специализация «Ветеринарно-санитарный эксперт»/ Д.А. Васильев, Н.В. Силова, Н.Г.Барт.- Ульяновск: УГСХА им. П.А. Столыпина, 2012.-21с.

11. Силова, Н.В. Аллергизизирующие свойства лерстила/Н.В. Силова // Материалы II-ой Международной научно-практической конференции.: аграрная наука и образование на современном этапе развития: опыт, проблемы и пути их решения. - Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия, 2010. - С. 177-178.

12. Силова, Н.В. Методика контроля самостоятельной работы студентов при изучении клинической фармакологии/ Н.В. Силова Н.В., В.П. Кондратьева.// Материалы научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава академии: инновационные технологии в высшем профессиональном образовании. -Ульяновск, 2012. -С. 168-170.

13. Силова, Н.В. Учебно-методическое пособие по внеаудиторной работе при изучении фармакологии/ В.П. Кондратьева, Н.В. Силова. -Ульяновск: ГСХА, 2011.- 40 с.

14. Силова, Н.В. Изменения липидной активности печени при добавлении в рацион птиц соевой окары/ Н.В. Силова// Материалы VI Международной научно-практической конференции: Аграрная наука и образование на современном этапе развития: опыт, проблемы и пути их решения.- Ульяновск: ГСХА, - 2015. -С. 35-36.

15. Рахматуллин, Э.К. Ветеринарная и клиническая фармакология. Токсикология /Э.К. Рахматуллин, Н.В. Силова: учебно-методический комплекс для студентов специальности Ветеринария. Ульяновск: УГСХА. - 2010. – Ч.1. – 124 с.

16.Ермолаев В.А., Липатов А.М, Шишков Н.К. Способы введения лекарственных веществ различным видам животных. Методические указания.- Ульяновск, 1995.-14с.

Просмотров работы: 11826