АКТУАЛЬНОСТЬ И УСЛОВИЯ ГУМАНИТРАНОГО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

АКТУАЛЬНОСТЬ И УСЛОВИЯ ГУМАНИТРАНОГО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Разработка новейших направлений в области развития образования, а также в области создания концептуальных основ воспитания и образования не представляется возможным без определения обновлённой, более современной парадигмы мировоззрения, заложенной в качестве главной ступени системы общенародного образования и просвещения с изначального звена до старшей школы включительно. В настоящее время спор между, так называемыми «горизонтальной» и «вертикальной» системами мировосприятия, между «актуализмом» и «историзмом» как главными методами мировоззрения, т.е. между основополагающими ценностями 1-го и 2-го подходов, следовательно – «пользой» и «смыслом» – не решен окончательно. Процесс угасания нравственной семантики из практики общественного сознания можно сопрягать с кризисом образования и исторической науки, выражающийся утратой историческим и гуманитарным знанием в целом, главных, «метафизических» критериев, что означало бы потерю «Истины» в философском плане. Речами своих героев Ф.М. Достоевский абсолютно справедливо утверждал аксиому: «если Бога нет, то все позволено». Сейчас же это приводит к практически полнейшей деградации научного знания как такового, и в частности гуманитарного, а также полной потере профессионализма [1].

Такая ситуация напрямую отражается на учебно-образовательном процессе, в следствие чего проявляется растерянность как студентов, так и преподавателей. Очевидно, что «монологическая», т.е. традиционная система образования в нынешнее время практически полностью утратила свою практическую эффективность.

Следствием ограниченности данной системы образования является конкурирующий характер учебных дисциплин в самой обыкновенной школе, которые по логике выстраивания должны дополнять друг друга, а они напротив, противостоят – каждая по отдельности – всем остальным, неким образом претендуя на наибольшую значимость в сравнении с другими. Помимо этого, каждая школьная дисциплина сама по себе представляет в некоторой степени дискретный набор сведений из определенной области знаний и в связи с этой причиной не способна претендовать на системное описание действительности. Естественно то, что при подобных обстоятельствах формирование целостной картины мира у школьников невозможно [1,2].

Помимо этого, постоянное стремление к развитию систематического восприятия мира учеников свойственно, для каждого мыслящего педагога. Такое стремление к целостности очень часто находит выход – в создании школьных интегративных курсов. Однако практика показывает, что зачастую разработчики программ не берут во внимание тот факт, что внутренней интеграции препятствуют концептуальные установки, которые лежат в основе разрабатываемого курса. В результате возникает программа, которая объединят разнообразные области знания внешним образом, что, в свою очередь, не способно обеспечить ожидаемый эффект.

Точно такой же принцип внешнего дополнения укоренился в сознании работников народного просвещения, которые решают проблемы гуманитаризации образования с помощью увеличения часов на изучение дисциплин гуманитарного цикла, и помимо этого добавления новых дисциплин по этому направлению [3].

Проблемой является осмысление самого феномена гуманитаризации. Данный термин на сегодняшний день получает всё более широкое значение и уже не способен укладываться в рамки «широкое внедрение дисциплин гуманитарного цикла». Само слово «гуманитарный» в последнее время определяется как «свойственный человеку или человеческой природе». Но, всё же в подавляющем большинстве случаев требуется опора на «человечность», «гуманность» подхода к проблемам социальных отношений и науки в целом. Такие «оптимистические» обоснования отношения человека к самому себе и бытию не выверены в сущностном плане, а из-за этого желание реализации «внешних» условий бытия не позволяет услышать звучащий внутри вопрос: зачем? На который невозможно получить один ответ при попытке выявления проблем образования в обществе на данном этапе. Этот вопрос задается с разной интонацией для различных социальных групп, а также включает в себя различный конкурирующий смысл. Нет сомнения в том, что процессы гуманитаризации желанны в каждом из звеньев общества, но их результативность и планка достижений не имеют возможности не варьироваться как в масштабах желаемых изменений, так и в качественных оценках. Из школьной практики нынешнего дня рождается стойкое убеждение в том, что существующая система образования с опорой на «монологичность» пока еще необходима. Она востребуется определенным числом родителей, дети которых не способны в связи с семейными традициями учиться в условиях равноличностных отношений. Им необходим постоянный внешний прессинг. Как учит история – были и есть государства, народы и личности, которые не способны объективно существовать без принуждения со стороны, выступающего в качестве условия их развития. Но как только процесс восхождения на этом этапе закончен, эффективная до той поры система становится помехой [1].

Современное состояние российского общества постепенно переходит к внедрению параллельной образовательной парадигмы, которая основывается на диалоге, иначе говоря, на равенстве партнеров. При оказании влияния западных образцов, партнерство ученика и учителя, рано или поздно, заявит о себе множеством вопросов, для ответа на которые потребуются корректировки образовательной ситуации. Диалог необходимо осуществлять в традиционных формах, основой которых является соборность. Соборность – это не демократия как власть народа, это закон, который даётся свыше, с которым в связи с этим согласны все. Такой диалогичный способ образования на сегодняшний день не способен претендовать на глобальность, необходимость в нем зачастую завышается осознанием его значимости. Возможность практической реализации принципа соборности при опоре на преображенный тип сознания личности заключается в локальности и определенной концентрации усилий его сторонников.

В связи с этим, можно сделать следующий вывод: в современном обществе будут развиваться разнообразные способы осознания как в духовном пространстве «Человек – Творец» так и в цивилизационных пределах «Востока – Запада», причем, становится понятно, что первого рода процессы обусловлены и определены сущностными ориентирами духовного состояния человека.

Вышесказанное приводит к видению проблем в области образования, исходящими из осознания и принятия как равных задач цели жизни и цели образования. Несомненно, именно этот шаг изменяет перспективу «научного» понятия «образованности» в сторону «сущностной», «естественной», «жизненной», это приводит к глобальной «смене вех» в области воспитания и образования. На этом этапе образование осмысляется как воспитание, т.е. передача знаний, навыков, опыта, и т.п. бытия в мире. Учитель учит своих учеников только тому, что постиг самостоятельно. Задачей гуманитарного образования является научить не опыту, полученному другими, а стремлению к осознанию и достижению своего опыта, рождаемому через диалогичность субъекта с бытием. Характерной особенностью русского мировоззрения является «соборная» диалогичность – не «Я – бытие», а «МЫ – бытие», такая формула осмысления мира и должна лечь в основу гуманитарной образовательной модели [1,4].

На сегодняшний день наблюдается значительное отдаление от российских традиций в плане восприятия мира нашими соотечественниками обусловленное как внешними, так и внутренними причинами, неуклонно ведущими к распаду национального сознания.

Одной из главных причин данного процесса является отсутствие у большинства людей целостного восприятия мира, восстановление которого может быть определено как важнейшее условие гуманитарного ориентированного образования. Вероятность этого утверждения подтверждается тем фактом, что доминирующей частью мировосприятия человека является язык, на котором воспитаны и сквозь призму которого люди наблюдают за тем, что происходит вокруг них, а также, на то, что за пределами видимого. Главное осознание внутренней структуры языка как прообраза структуры мира происходит во время взросления в школе. Очевидно, что необходимым условием гуманитарного ориентированного образования как формы и пути постижения жизненного смысла необходимо его раскрытие на 3-х предметных областях человеческого знания – литературе, истории и языке, с помощью которых должен быть выявлен материал остальных изучаемых дисциплин. Это неизбежно ведет, к переоценке ценностей в пределах каждой из дисциплин, а также, создаёт реальные условия для интегративных тенденций, реализация которых способствует выстраиванию школьной практикой взаимосвязанных представлений ученика об окружающем его мире и самом себе [5].

Необходимым условием этого является изменение способа подачи, а также приобретения учениками новых знаний. Основополагающим в широком выборе разнообразных методов и форм здесь должен быть избран способ спирали, принципы которого позволяют учитывать психологические особенности возраста учащихся, а также предполагают выстраивание базовых или опорных ступеней во всех предметных областях как в начальном, так и в средних звеньях с последующей опорой на них и расширением содержательного пространства до рамок личности каждого из учеников.

Литература

  1. Инновации в образовании – URL: http://www.ec-n.ru/21761420412161/1219192031281212_3_202221112031191212.htm (Дата обращения 15.01.2017).

  2. Щедровицкий Г.П. Об исходных принципах анализа «проблемы обучения и развития теории деятельности. // Обучение и развитие. Материалы к симпозиуму. - М.: Просвещение, 1996.

  3. Мейтув П.Л. Человек и образование. - Кентавр N4, 2004.

  4. Щедровицкий П.Г. Педагогика свободы. - Кентавр N1, 2005.

  5. Мейтув П.Л., Буторин В.И. Развитие индивидуального творческого мышления. - М.: ПАН, 1994.

Просмотров работы: 300