ВИДЫ ВУЗОВ В РОССИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВИДЫ ВУЗОВ В РОССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В отечественной системе высшего профессионального образования в настоящее время происходят процессы, которые можно назвать одним общим словом «модернизация», но самым важным является процесс диверсификации модели вуза, характеризующейся полифункциональностью (вуз выполняет социальную, культурно-воспитательную, обучающую, профессиональную, научно-исследовательскую, инновационную, коммерческую, сервисную и другие функции).

В состав высшего учебного заведения входят кафедры и факультеты. Оно может создавать на базе научных организаций кафедры, осуществляющие образовательный процесс, в порядке, установленном Правительством РФ.

Высшее учебное заведение может иметь

  • филиалы, представительства;

  • научно-исследовательские подразделения, конструкторские бюро;

  • аспирантуру (адъюнктуру), интернатуру, ординатуру, докторантуру;

  • структурные подразделения дополнительного профессионального образования, внеучебной и воспитательной работы;

  • подготовительные отделения и курсы;

  • объекты производственной и социальной инфраструктуры, общежития;

  • клинические базы;

  • другие структурные подразделения [1].

Высшие учебные заведения не всегда носят статус университетов. При выборе вуза абитуриент может столкнуться с интересным фактом, что в России есть:

  • университеты;

  • федеральные университеты;

  • национальные исследовательские университеты;

  • академии;

  • институты.

Новичок вряд ли поймет, в чем разница. Зачастую даже люди, завершившие учебу в вузе, не могут понять, в чем особенность конкретного учебного заведения.

Рассмотрим чаще всего встречаемые в России виды:

Университеты – это учебные заведения, предлагающие образовательные программы более чем по 7 специальностям. Они могут быть частными и государственными [2].

Особый статус имеют федеральные университеты. На данный момент в этом статусе находится всего 8 учебных заведений. Речь идет о вузах, которые считаются главными в целом округе. Они могут осуществлять прикладные и фундаментальные научные исследования. Университет реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по многим направлениям подготовки (специальностям); осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников многих областей профессиональной деятельности, научных и научно-педагогических работников; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук; является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности [1].

Национальный исследовательский университет – это учебное заведение, осуществляющее как научную, так и образовательную деятельность. Каждый год число НИУ может изменяться. Срок статуса – 10 лет. Сегодня его имеют всего три десятка вузов.

Академии – это высшие учебные заведения, реализующие программы высшего образования и послевузовские программы обучения. Академия специализируется только на одном направлении. Академия реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования; осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной области науки или культуры; является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности [2].

Институты – это высшие учебные заведения, работающие в еще более узкой области, чем академии. В основном это одна специальность. Очень популярны педагогические институты, выпускающие педагогов в разных сферах. Институт реализует образовательные программы высшего профессионального образования, а так же, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования; осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности; ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.

Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования [1,2].

Нетрудно заметить, что практически все модели рассмотренных университетов, в своих целях и миссии содержат направленность на инновации, ориентированность на рынок образовательных и исследовательских услуг, коммерциализацию результатов своей деятельности и, следовательно, предъявляющих иные требования к профессиональной компетентности преподавателей в них работающих.

Литература

  1. Высшие учебные заведения (вузы) – URL: http://edu.garant.ru/education/guide/highschool/7_1/ (Дата обращения 14.01.17).

  2. «Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)», (от 02.11.2013)

Просмотров работы: 10397