К ВОПРОСУ О МЕГАРЕГУЛИРОВАНИИ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ В РОССИЙСКОФ ФЕДЕРАЦИИ. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

К ВОПРОСУ О МЕГАРЕГУЛИРОВАНИИ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ В РОССИЙСКОФ ФЕДЕРАЦИИ.

Адамская Ю.A. 1
1Юридический институт им. Сперанского М.М. ВлГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Прежде чем говорить о вопросе мегарегулирования финансового рынка следует определиться с его понятием. Под финансовым рынком понимают механизм распределения и перераспределения капиталов между кредиторами и заемщиками с помощью посредников, в том числе банков. В настоящее время четко определяется проблема его регулирования, а именно установление взаимосвязи между банковским сектором и финансовым рынком. Исходя из этого, в научный оборот для обозначения интегрированного надзора и регулирования финансового сектора вводится специальный термин-мегарегулирование.

Под органом мегарегулирования понимают специально созданный орган в функции которого входит регулирование, контроль и надзор на финансовом рынке государства, являющийся независимым неправительственным органом (но несущим ответственность перед государственной властью), действующий на коллегиальной основе и не обладающий правом законодательной инициативы.

К основным задачам мегарегулятора относятся:

  • Образование конкурентной сред на финансовом рынке РФ;

  • Проведение анализа состояния и перспектив развития финансовых рынков;

  • Действенное выявление и противодействие кризисным ситуациям;

  • Осуществление контроля за соблюдением законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

По мнению исследователей, практика мегарегулирования не является доказательством того, что это лучшая или оптимальная форма надзора за финансовыми институтами. Поэтому выявим ее преимущества и недостатки.

К преимуществам мегарегулирования относят, например:

• возможность формирования сводной отчетности, обладающей полнотой и понятностью рынку в отличие от большого количества отчетов, исходящих от разных ведомств;

• оперативность и конфиденциальность информации, так как оборот информации происходит не между несколькими организациями, а внутри одной организации. В связи с этим уменьшается опасность утечки информации и ее незаконного разглашения;

• создание мегарегулятора на базе национального банка, обеспечивающего большую независимость от органов власти и самих объектов регулирования, а также благодаря самофинансированию позволяющего снизить нагрузку на бюджет;

Недостатками мегарегулирования являются:

• ожидаемая нехватка ресурсов при централизации управления может не позволить мегарегулятору с должной внимательностью заниматься развитием каждого отдельного сектора финансового рынка;

• усиление конфликта интересов вследствие одновременного осуществления национальным банком регулирования и надзора за финансовыми организациями и участием в их капитале;

• недостаточное внимание к развитию небанковских отраслей финансового рынка.

Говоря о создании органа мегарегулирования, следует сказать о трех основных подходах к его образованию.

Во-первых, это эволюционный подход. Он предлагает постепенно переходить к мегарегулирования, позволяет избежать поспешных революционных изменений, соответствует уровню развития финансовых отношений.

Во-вторых, административный подход, который учитывает только государственную политику в данной области и интересы финансово-банковских институтов.

В-третьих, альтернативный подход, являющийся современным способом перефокусировки органов власти на конкретных потребителей финансовых услуг.

Создание мегарегулятора в России больше основано на декларативном подходе, так как начало этого процесса было положено нормативными документами и заявлениями В.В.Путина и Д.А.Медведева в 2012 году, хотя начиная с 1999 года процесс шел эволюционно, система регулирования финансовых рынков в Российской Федерации была вынуждена активно развиваться с момента перехода к рыночной экономике. При этом в ходе эволюции механизма государственного регулирования возникали разные функциональные проблемы, результатом разрешения которых являлась оптимизация самого процесса регулирования.

В 1996 году была создана Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг России (ФКЦБ), которая осуществляла деятельность по регулированию финансовых рынков. Основным итогом работы нового органа является принятие Закона «О рынке ценных бумаг». В 2004 г. после ее упразднения, вместо нее данную деятельность осуществляет Федеральная служба по финансовым рынкам России (ФСФР). Этот период также характеризуется разрозненностью регулирования, так как на финансовом рынке РФ существовало 3 главных регулятора:

• Центральный банк – по отношению к банковской системе;

• ФСФР – по отношению ко всем небанковским организациям-профучастникам финансового рынка (ФСФР осуществляло контроль и надзор в сфере финансовых рынков за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности);

• Росстрахнадзор –контроль за страховыми организациями, Министерство финансов –регулирование страховых организаций.

На протяжении всей своей истории ФСФР стремилась к концентрации полномочий по контролю и надзору за финансовыми рынками в своих руках. Одним из основных шагов в этом направлении стало присоединение в 2011 г. к ФСФР России Федеральной службы страхового надзора с передачей первой всех полномочий по регулированию деятельности страховых организаций [4]. 25 июля 2013 г. был подписан Указ Президента России «Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации». ФСФР России была упразднена, ее функции переданы Банку России, в структуре которого создавалась Служба Банка России по финансовым рынкам (СБРФР). СБРФР явилась промежуточным звеном при переходе к «полной интеграции» системы ФСФР России в ЦБ РФ.

В соответствии с решением Совета директоров Банка России, Служба Банка России по финансовым рынкам была упразднена 3 марта 2014 г. Ее полномочия по регулированию в сфере финансовых резервов переданы созданным структурным подразделениям Банка России –Департаментам. С этого момента Банк России является мегарегулятором финансовых рынков и осуществляет полномочия по контролю и надзору за участниками рынка.

Почему был выбран именно Центральный банк РФ для мегарегулирования на финансовом рынке России? Ответом на этот вопрос служит несколько причин. Данный орган обладает большей независимостью в отличие от ФСФР зависимой до своего упразднения от главного финансового органа государства. Также Центральный банк РФ имеет наибольший успешный опыт в регулировании финансовых структур и обладает большей самостоятельностью, а после расширения функций сможет осуществлять более унифицированный надзор. Кроме этого, следует сказать, что банковский сектор является наиболее крупным на современном финансовом рынке России, а механизм регулирования в этой сфере стал наиболее эффективным, упорядоченным с годами.

В связи с созданием на базе Центрального банка РФ мегарегулятора финансовых рынков возник ряд проблем, который следует обозначить.

После наделения его данной функции он становится мощнейшим органом, в связи с этим могут возникнуть конфликты интересов с другими структурами. Например, появлением бюрократизации, а излишняя централизация–к потере гибкости надзора и обратной связи с поднадзорными органами.

Стандарты надзора ФСФР имели более передовым характером по сравнению со стандартами регулирования ЦБ РФ в банковской сфере, хотя уровень контроля в банковском секторе выше, также, как и требования к подотчетным организациям.

Также ЦБ РФ возможно сложно будет проводить надзор в непривычных для себя областях, где существуют немного иные правила функционирования рынка.

В несколько раз вырастет нагрузка на ЦБ РФ как на надзорный орган решению важнейших задач, стоящих перед ЦБ РФ как финансовым мегарегулятором:

1) создание грамотной и эффективной системы регулирования финансового рынка и надзора за ним;

2) оптимизация расходов на осуществление надзорных и регуляционных полномочий;

3) понижение системных рисков экономики в целом;

4) создание быстрой и оперативной системы нормативного регулирования в установленной сфере

Подводя итог, можно сказать, что в ближайшей перспективе одними из основных направлений деятельности Банка России как мегарегулятора могут быть:

  • Создание системы надзора, суть которой отражалась бы в направленности регулирования на предупреждение нарушений посредством своевременного выявления на рынке зон с повышенным уровнем риска, а не на применение административных мер в виде штрафов, приостановления, аннулирования лицензий и т.д.

  • Изменение уравнивающего подхода в регулирование, который устанавливает одинаковые требования к размеру собственных средств (капитала) без учета степени риска деятельности каждого участника.

  • Совершенствование требований, предъявляемых по выдачи лицензий, к участникам финансового рынка, позволяющее осуществлять контроль за их количеством, поддерживать высокий уровень конкуренции на финансовом рынке.

Литература / использованные источники:

  1. Федеральный закон от 23.07.2013 г. No251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» (принят ГД ФС РФ 05.07.2013 г.).

  2. Буклемишев О.В., Данилов Ю.А. Эффективное финансовое регулирование и создание мегарегулятора в России // Журнал Новой экономической ассоциации. 2013. №3 (19).

  3. Вавулин Д.А., Симонов С.В. Центральный банк Российской Федерации как мегарегулятор российского финансового рынка // Финансы и кредит. –2014. –No5 (581). –С. 21–32.

  4. Лисачев А. Н. Вопросы мегарегулирования финансового рынка в Российской Федерации Банком России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 6 (июнь). – С. 196–200.

Просмотров работы: 544