На занятиях по коррекции ФФНР используется соответствующий возрасту наглядный и речевой материал, различные дидактические приемы, артикуляционная гимнастика, логопедический массаж. Логопедическая работа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи проводится на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях.
Такие авторы, как Г.А. Каше, Т.Б. Филичёва, Г.В. Туманова [3] отмечают, что основные направления по устранению ФФНР обязательно включают следующие пункты:
коррекция звукопроизношения;
способствование развитию фонематических процессов;
подготовка к овладению грамотой. [4]
Коррекция звукопроизношения и формирование фонематического восприятия должно происходить одновременно с развитием анализа и синтеза звукового состава речи. Упражнения, которые направлены на развитие звукового анализа и синтеза способствуют осознанному овладению произношением речевых звуков. Исходя из вышесказанного, упражнения на анализ и синтез звуков детей дошкольного возраста помогают в решении двух задач – нормализации процессов образования фонем и в подготовке детей к усвоению грамоте.
Подготовка детей к обучению грамоте ставит перед собой цель проводить следующие упражнения: различение между собой как гласных и согласных звуков; выделение звуков из состава слова; членение слова на слоги, а слогов на звуки; объединение звуков в слоги, а слоги в слова; определение последовательности звуков в слова.
Необходимо учитывать у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи особенности лексико-грамматического развития. Коррекционное обучение предусматривается упражнения, которые направлены на расширение и уточнение словаря и на воспитание связной, грамматически правильной речи. Материал, с помощью которого строятся упражнения, нужно подбирать из знакомых детям слов, в звуковой состав которых входят исправленные или уточненные звуки в стадии закрепления.
Коррекционное обучение предполагает три раздела работы:
Первый раздел работы – артикуляторный (подготовительный). Он посвящен уточнению артикуляторной основы сохранных и лёгких в артикуляции звуков. Целью является развитие фонематического восприятия и звукового анализа.
Второй раздел работы – дифференцировачный. В нем выделяют 2 этапа. Сначала каждый из детей должен правильно сравнивать на слух произносимый звук со всеми артикуляционно или акустически близкими звуками. После происходит усвоение артикуляции второго из пары взаимозаменяющихся в речи звуков, их дифференциация.
Третий раздел работы – формирование звукового анализа и синтеза состоит в следующем: формирование понятий и овладение терминами; формирование представления о линейной последовательности звуков в слове и о количестве звуков в слове; формирование умения делить слова на слоги; анализ и синтез обратного и прямого слога, уточнение артикуляции согласных звуков; выделение последнего согласного в слове и начальных согласных в словах; выделение ударных гласных из положения после согласных в словах типа сом; полный звуко-слоговой анализ и синтез односложных слов из 3 звуков; полный звуко-слоговой анализ и синтез слов со стечениями согласных в составе односложных слов ; преобразование слов путём замены отдельных звуков; знакомство с буквами, объединение букв в слоги и слова; полный слого-звукобуквенный анализ слов. [4]
Раннее выявление детей с ФФН и проведение целенаправленной логопедической работы позволяет полностью исправить недостатки звукопроизношения и развить фонематическое восприятие. Необходимо, чтобы ФФНР было устранено до поступления в школу – это позволяет ребенку успешно овладеть письменной речью.
Педагоги группы – логопед, психолог, воспитатели должны работать в тесном содружестве, стремится к созданию единого подхода в коррекционно-воспитательной работе. Важное значение имеет внимание родителей к речи своего ребенка и своевременное обращение к логопеду для коррекции имеющихся нарушений.
Список литературы:
1. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. // Учебное пособие. — 4-е изд. — М.: Русский язык, 2006. — 720 с.
2. Выготский Л.С. Мышление и речь / Изд.: Лабиринт, 2012. – 352 с.
3. Филичева Т.Б. Соболева А.В. Рекомендации к обследованию лексико–грамматических компонентов языка у дошкольников // Логопедия сегодня. – 2011. – № 1 (31). – С. 48–51
4. Фомичева М.Ф., Волосовец Т. В., Кутепова Е. Н. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений // Под ред. Волосовец Т. В. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с