В преподавании биологии в школе особое внимание уделяется достижению метапредметных результатов. Под метапредметными результатами понимают освоенные обучающимися способы деятельности, на базе учебных предметов (одного или нескольких), применяемые в образовательном процессе и при решении конкретных ситуаций в жизни.
Метапредметные результаты включают универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные и комуникативные. Овладение учащимися универсальными учебными действиями в процессе изучения биологии в конечном итоге способствует формированию способности самостоятельно усваивать новые знания, умения, т.е. «научиться учиться».
Уроки биологии обладают богатым потенциалом для формирования и развития универсальных учебных действий. На ряду с традиционными формами заданий, на уроках биологии в 5 кассах мы используем творческие задания, которые позволяют раскрыть возможности каждого ученика, что не противоречит функциям универсальных учебных действий в целом: самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации.
Так при изучении клеточного строения растительного организма можно использовать следующие творческие задания:
- создание модели «Растительная клетка» (материалы: пластилин, бумага, бросовый материал и др.). Творческая работа учащихся может быть построена в три этапа. На первом этапе школьники выполняют саму модель клети (эта работа проводится дома, в сотрудничестве с членами своей семьи). На втором этапе каждый ученик составляет ситуационную задачу к своей модели. И наконец, на третьем этапе ученики обмениваются своими моделями и задачами с одноклассниками. Приведем пример ситуационной задачи. «Сергей сделал модель растительной клетки, из пластилина разного цвета он слепил: цитоплазму, ядро, вакуоль. Учительница предложила Сергею внимательнее изучить строение растительной клетки и дополнить модель». Вопросы: - предложи решение ситуации;
- составь алгоритм действия для Сергея.
- стихосложение и сочинение сказок, небольших рассказов по изученной теме. Так, в процессе обобщения знаний ученикам предлагается обменяться продуктами своего творчества: стихи, рассказы и сказки. Ученики любят сочинять небольшие стихотворения о том, что изучают, например, стихотворение о бактериях:
«Я рассматриваю клетки, очень интересные,
Вроде все у них в порядке, вроде все на месте.
Только нет у них ядра, маленького ядрышка,
Очень уж она проста, клетка бактериальная.»
Такая работа может быть организована в группах, в парах, с целью осуществления самоконтроля, взаимоконтроля и рефлексии. Тексты сочиненных сказок и рассказов могут быть использованы для составления новых заданий, например, включение в текст рассказа ошибок.
- составление нестандартных описаний живых объектов. Например, при изучении шляпочных грибов можно предложить составить объявление о пропаже гриба. В объявлении нужно указать точные данные, «приметы» гриба, по которым ученики должны определить название гриба и характерные особенности.
- оформление ботанического паспорта растения. Для выполнения этого задания, ученики должны не только хорошо изучить фактический материал учебника, но и познакомиться с другими источниками информации, проанализировать информацию, составить план описания, предложить сове оформление.
- придумать рекламный слоган для изучаемого объекта или явления. Например, при изучении дрожжей, ученикам предлагается придумать рекламу или слоган для этих грибов.
- составление фольклорной «записи» растения. Данный вид творчества позволяет школьникам использовать элементы устного народного творчества: пословицы и поговорки, загадки, частушки, народные песни, старинные названия растений. Такая работа сопровождается рисунками, фотографиями и рецептами народной медицины.
Таким образом, творческие задания используются на уроках биологии в 5 классе с целью применения новых способов деятельности в нестандартных условиях. Такая деятельность требует интерпретации новых знаний, новых способов действий, исполнительной рефлексии. Для этого учителю необходимо самому творчески подойти к организации самостоятельной работы, продумать форму и содержание работы и самопроверки учащимися своих творческих решений, наконец, создать ситуацию успеха для каждого ребёнка.
Литература:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования [Текст] / М.: Просвещение, 2012.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий [Текст]: пособие для учителя под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.-159 с.
Маслак, Е.Н. Личностно ориентированный урок [Текст]: из практики работы учителя биологии / Е.Н. Маслак. – М. Чистые пруды. 2010. – 32 с.