ВЛИЯНИЕ САНКЦИЙ НА РЫНОК ИТ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВЛИЯНИЕ САНКЦИЙ НА РЫНОК ИТ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Любые санкции – это серьезно, а особенно когда речь идёт о такой важной для любой страны отрасли как информационные технологии. На этой отрасли строится будущее страны, её развитие, инновации.

Ввод санкций, касающихся IT-отрасли, может сильно ударить по экономике страны. Для того чтобы знать, с какими проблемами столкнется наша страна при вводе подобных санкций, необходимо проанализировать, на каком уровне находятся информационные технологии в России и насколько мы зависимы от иностранного продукта. Проанализировав всё это, мы точно узнаем, чего ожидать от ввода санкций и что следует сделать, чтобы урон для России был максимально незначительным.

Целью данной работы является изучение последствий от ввода в России санкций, распространяющихся на it-отрасль, обнаружение возможных угроз и способы предотвращения повторения подобных событий.

Основной задачей является поиск решения проблем, связанных с вводом санкций и анализ возможных альтернатив для иностранного софта.

САНКЦИИ В РОССИИ

Понятие санкций, IT и рынка IT

Прежде всего, разберемся с терминологией. Как известно из курсов экономики, санкции – это мера воздействия, применяемая к правонарушителю и влекущая для него неблагоприятные последствия. Санкции применяются по отношению к лицам (в нашем случае, субъект – это страна, Россия), совершившим правонарушение (невыполнение условий).

IT-отрасль – одна из ведущих отраслей в мире. В неё входят процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов.

На разных рынках свой потребитель, не исключение и рынок информационных технологий. На данном рынке товаром являются информационные технологии (приёмы, способы и метолы применения средств вычислительной техники при выполнении функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования данных; ресурсы, необходимые для сбора, обработки, хранения и распространения информации), а услуги предоставляют IT-специалисты. Здесь так же, как и на любом другом рынке, происходит покупка товара, услуги, конкуренция за наиболее выгодную сделку. Рынок ИТ пользуется спросом у любой категории населения – от юношеского возраста до зрелого; от людей среднего класса, до людей самого высокого класса.

Введённые санкции

Первыми санкциями в России было заморожено большое количество совместных проектов с компанией “RedHat”, одной из крупнейших разработчиков операционных систем “Linux” для крупных серверов, а также было прервано сотрудничество с несколькими российскими банками со стороны платежных систем “Visa” и “MasterCard”. Последнее же явилось явной угрозой отключения России от системы SWIFT (международная система обмена финансовой информацией). Следующим этапом стало прекращение сотрудничества с рядом компаний и банков, попадающих под санкции, со стороны таких гигантов как “Microsoft”, “HP”, “Symantec” и “Oracle”. На сегодняшний день неизвестно, будут ли продолжаться в дальнейшем поставки для наших компаний, но поддержку уже купленных продуктов отключать пока не стали. Хотя мы можем смело сказать, что по законодательству США, у них есть на это все основания. Компания “Autodesk” (поставщик “AutoCAD”), которая также попала в список санкций, одним из выходов из сложившейся ситуации видит развитие в России инвестиционных проектов.

Существует большой риск, что санкции принесут огромные проблемы предприятиям, использующим промышленные ИТ-решения данных компаний, так и стратегическим предприятиям, которые используют ПО “SAP” в управлении своими ключевыми бизнес-процессами. На сегодняшний день лидером рынка является “1C”, но и долю “SAP” приуменьшать не стоит. Корпорация Microsoft так же приостановила работы по созданию планшета совместно с российским издательством «Просвещение», хотя оно и не попало под санкции США. Планшет разрабатывался специально под российские электронные учебники.

Введение санкций, и, в особенности, угроза появления новых дополнительных ограничений, может привести к уменьшению российских потребителей облачных технологий компаний, у которых вычислительное оборудование находится за пределами страны. В связи с этим произошла переориентация пользователей в сторону российских data-центров.

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ АНАЛОГИ

При введении дополнительных санкций нам придется искать отечественные аналоги и развивать политику импорт замещения. Более того, анализ рынка российских разработчиков говорит о том, что компаний, способных в короткие сроки создать качественный отечественный аналог, очень мало для масштабов нашей страны. Но увеличение разработок и создание аналогов, — действительно необходимый ответный шаг России на введение санкций. Предпосылкой к этому служит новость о том, что Комиссия Думы одобрила ужесточение на одобрение государственных закупок иностранного софта. Теперь иностранные продукты не будут допущены к госзакупкам, если у них существует два или больше российских аналога. Проект подразумевает создание реестра отечественного программного обеспечения, попасть в который смогут все программные продукты компаний, желающих принимать участие в государственных тендерах.

Развитие отечественного рынка информационных технологий, безусловно, требует огромного финансирования, и, несомненно, необходимо нашей стране. В связи с этим предлагается создать специальный фонд поддержки импорт замещения в IT за счет введения дополнительного налога на производителей софта. На деньги фонда планируется профинансировать разработку наиболее критичных видов программных продуктов.

Россия намерена укрепить сотрудничество с новыми партнерами, например, увеличить количество закупаемых серверов, компьютерного оборудования и комплектующих из Китая.

В данный момент ситуация с ИТ в бизнесе страны не является критической, она служит толчком для создания собственной базы программных продуктов, оборудования и решений, которые позволят российскому бизнесу стать независимым от угроз иностранных государств.

ВЛИЯНИЕ САНКЦИЙ НА ЭКОНОМИКУ

В настоящее время в России обеспечение устойчивого экономического роста является одной из основных и приоритетных задач. Экономический рост в Российской Федерации можно стимулировать путем реализации экономической политики на уровне отдельных отраслей (например, it-отрасли). К отраслевой политике относятся целевые задачи реформирования и развития отдельных секторов российской экономики, что может быть, как следующим этапом реформ и развития экономики страны после решения общеэкономических задач, так и реализовываться параллельно с ними. Отраслевая политика является как частью промышленной политики государства, так и плодом консолидированных усилий частного бизнеса. Условия развития одной из ключевых с точки зрения долгосрочного экономического роста страны отраслей, а именно – сектору it и связанных с ним бизнесов, а также эффективной политике государства по поддержке этой отрасли и содействию в выборе стратегии развития со стороны частного сектора.

На санкции рынок отреагировал достаточно резко, и рубль слегка обесценился — на процент с небольшим. Рынок упал больше, чем на 4%. И это, в общем, достаточно резкая реакция.

САНКЦИОННЫЙ СПИСОК И ВОЗМОЖНЫЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ

Компания попадает в санкционный список и на произведенное для него оборудование в США налагается запрет. То есть соответственно меняется предмет контракта, и нужно менять, искать замену для программного обеспечения. Сейчас еще все западные компании не получили никаких указаний о том, что они должны делать. Во-первых, практически любое оборудование имеет аналоги (например, если есть Cisco, то есть и Huaway, продукция которой, во многом может использоваться в качестве замены). Не существует таких производителей (может быть, кроме Microsoft), которых можно было бы считать монополистами. Но даже это можно заменить.

В свое время, пиратство доходило до 99%, и если предположить, что будет запрет на поставки продукции Microsoft в госкомпании, то они смогут пользоваться старыми версиями тех же программных продуктов, но не будут получать обновлений. Результат такого запрета скажется через 3-4 года. То есть сейчас каких-то резких проблем возникнуть не может.

А в случае введения глобальных санкций, если, например, полностью запретят поставки оборудования из США, мы можем минимизировать риски. Около 40 лет назад, была линейка довольно разных российских компьютеров. Была очень хорошая линейка БЭСМ, и потом было принято решение, его инициатором был академик Глушков, чтобы перейти от разработки своих собственных компьютеров на западные стандарты. Это решение было не очень целесообразным, так как в России была довольно хорошая линейка собственных компьютеров.

Особо большого урона России не нанесет, даже если поставки прекратят прямо сейчас. Может быть компьютеры и будут чуть хуже по качеству, может быть – не в той функциональности, может быть – не полный аналог и производится в Китае. Но переходить на них можно, можно использовать некоторые аналоги из Китая. Можно, если говорить про программное обеспечение, довольно многое производить в России. То, что мы производим программное обеспечение на высоком уровне, подтверждается тем, что очень много наших программистов работает по заказам западных компаний, и в том числе на рынках США и Европы. Необходимо поддерживать отечественную разработку. Надо стараться, чтобы у нас был рынок. Осталось разработать конкретные меры этой поддержки и господдержки в том числе. С оборудованием понятно, а вот какие отрасли всерьез задумались уже о модернизации корпоративного софта? У нас во многих случаях есть аналоги. Если только не говорить про системное ПО, аналога Microsoft у нас нет. Есть операционные системы на Linux, но использовать их для серьезных задач все-таки слишком рискованно. А многие эксперты как раз озвучивают переход на Linux сейчас как один из главных вариантов замены. Если потребуется заменять, то да. Тем более, если заменять и быстро, то да. Но вообще, на самом деле, современный Linux, и тот, который был три-пять лет назад, очень сильно отличаются. Linux довольно быстро развивается, и если не суетиться, то через несколько лет, таки да, можно было бы перейти на Linux…Недавний демарш Визы и Мастер кард, привел к тому, что тут же оперативно было принято решение о создании национальной платежной системы. Это суета? Во-первых, к этому переходу очень много было уже подготовлено, и сама по себе это неплохая идея. Национальную платежную систему можно было попробовать создавать и раньше. Это могло бы хорошо получиться. Ну как, в свое время была универсальная электронная карта УЭК, которая отчасти вполне могла бы стать основой. Была «Золотая корона», если я правильно помню. И то, и другое в общем-то существовало, и это была не первая попытка. Просто все это слишком медленно развивалось. Когда возник дополнительный стимул, стало развиваться быстрее, и это хорошо. А удастся этой системе занять серьезное место или нет, время покажет.

Силовые ведомства также всерьез задумались о модернизации своих стратегических предприятий. А то, что касается даже не стратегических, а малых и средних предприятий, они вообще потянут затраты на модернизацию софта? Или у этих предприятий действительно могут возникнуть проблемы? В ближайшее время они могут обойтись без модернизации софта. Все, что касается использования информационных технологий, — это инвестиции в будущее. Без будущего не живешь. Если живешь сегодняшним днем, то лучше на информационные технологии денег не тратить. Поэтому если говорить про ближайшие год-два, эти изменения никого не затронут. Если говорить про более далекую перспективу, про наше будущее, про будущее какой-либо компании, про конкурентоспособность, вот тут это влияние может бытьсущественно.

Для всех компаний, которые занимаются информационными технологиями, самое хорошее — быть в рынке, иметь возможность общаться на самом высоком уровне, участвовать в международном разделении труда.

И раньше, без всяких санкций, на рынке была 1С, здесь были отечественные компании, которые имеют долю рынка намного больше, чем западные конкуренты. Многие компании стараются производить оригинальную ИТ-продукцию. Мы производили свой софт, который здесь используем. Все разрабатывают что-нибудь свое, ведь это гораздо выгоднее, чем платить деньги вендорам и получать только небольшие комиссионные. Так работают все крупные ИТ-компании и многие мелкие. А вообще импортозамещение — применимо для ИТ отрасли, все-таки это глобальный рынок, и мне кажется, любой продукт в нем интернационален.

Например - все айфоны, которые поставляются в Соединенные Штаты Америки, произведены в Китае. Там производится почти все. Этопотому что либо ты пользуешься международной кооперацией и разделением труда, либо ты неэффективен. Конечно, можно позволить себе быть неэффективным, если у тебя, например, есть лишние деньги от нефти и газа. Россия может позволить себе быть неэффективной. Но у нее есть и масса других проблем, таких, на мой взгляд, как неэффективность налогообложения, коррупция и прочее. Если с ними справиться, то можно еще долго, оставаться неэффективными, самостоятельно разрабатывать компьютеры, программное обеспечение и все прочее.

Резкое ухудшение экономической конъюнктуры в конце 2014 года привело к коррекции отраслевых трендов на российском рынке ИТ. В дополнение к описанным выше долговременным факторам отраслевой специфики разворачивается ряд дополнительных тенденций, связанных с реакцией различных отраслей на действие двух основных неблагоприятных макроэкономических факторов − девальвации национальной валюты (в значительной степени привязанной к мировым ценам на нефть) и санкций в отношении России, вводимых поэтапно США и ЕС.

Заблокировав крупным российским банкам доступ на рынки капитала, санкции резко затруднили возможности поиска финансирования как для российских компаний, так и для российских проектов за рубежом. Так, в августе 2014 года «Роснефть» запросила у правительства России кредит в размере 42 млрд. долларов, назвав в качестве причины необходимость противостоять санкциям.

Недостаток источников средств для инвестиций окажет влияние на потребителей ИТ в различных секторах экономики, приведет к снижению числа новых проектов, затронет циклы обновления инфраструктуры и планы модернизации. В госсекторе следует ожидать коррекции ИТ-бюджетов местных органов власти. В нефтегазовом секторе ожидается снижение спроса на ИТ в результате запрета на поставку оборудования и услуг в поддержку долгосрочных проектов разведки и разработки новых видов сырья. В связи с ограничениями импорта замедляется рост и возможно снижение объема ИТ-инвестиций в розничной торговле, тогда как в энергетике, банковской и транспортной сферах сокращения ИТ-бюджетов системообразующих для российской экономики организаций не предвидится.

Девальвация российской валюты в то же время дает краткосрочное преимущество всем российским производителям, конкурирующим на рынке с импортом. Дополнительный эффект того же рода создают российские санкции против импорта продуктов питания из Европы. Пищевая промышленность и агропромышленный комплекс в целом могут оказаться в выигрыше от создавшейся ситуации. Впоследствии некоторые другие отрасли промышленности могут также получить преимущество по мере значительного роста цен на импортируемые продукты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данный момент ситуация с ИТ в бизнесе страны не является критической, она служит толчком для создания собственной базы программных продуктов, оборудования и решений, которые позволят российскому бизнесу стать независимым от угроз иностранных государств. Россия намерена укрепить сотрудничество с новыми партнерами, например, увеличить количество закупаемых серверов, компьютерного оборудования и комплектующих из Китая.

Развитие отечественного рынка информационных технологий, безусловно, требует огромного финансирования, но, несомненно, необходимо нашей стране. В связи с этим предлагается создать специальный фонд поддержки импорт замещения в IT за счет введения дополнительного налога на производителей софта. На деньги фонда планируется профинансировать разработку наиболее критичных видов программных продуктов.

Учитывая все эти моменты, можно выделить как положительные, так и отрицательные последствия для России. Так как большинство достаточно квалифицированных специалистов, наших соотечественников, которые до сих пор занимались продажей, сопровождением импортного софта и обучением его использованию – останутся без рабочих мест и будут вынуждены переквалифицироваться.

Главные следствия для предприятий – это возникновение проблем с закупкой иностранного оборудования, проблемы с импортным софтом, технической поддержкой программного обеспечения и обновлениями. Особым образом это скажется на пользователях специализированного программного обеспечения, таких как системы вооружения, банковский сектор, энергетические и телекоммуникационные компании.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бройдо В. Л., Ильина О. П., Минаков В. Ф. Формирование общекультурных и профессиональных компетенций информатиков // Информационные технологии в экономике, управлении и образовании: Сборник научных статей / Ч. 2. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ. – 2011. – С. 11–17.

  2. Томша П.П., Минаков В.Ф., Лобанов О.С. Зависимости в требованиях к знаниям языков программирования // Международный научно-исследовательский журнал = ResearchJournalofInternationalStudies. – 2014. – № 6-2 (25). – С. 25-26.

  3. Минаков В. Ф., Лобанов О. С., Артемьев А. В. Кластеры потребителей телекоммуникационных сервисов // Международный научно-исследовательский журнал = ResearchJournalofInternationalStudies. – 2014. – № 6-1 (25). – С. 60-61.

  4. Минаков В. Ф., Минакова Т. Е. Инновационный тренд отрасли телекоммуникаций // Сборник трудов по материалам международной научно-практической конференции «Современные тенденции в образовании и науке» (Россия, Тамбов, 31 октября 2013 г.). – Тамбов. – 2013. – Часть 18.– С. 76-77

  5. «Рынок информационных технологий в России». [Электронный ресурс]. Код доступа - http://resaerch-journal.org/

Просмотров работы: 688