Таким образом, изучение вопросов внедрения концепции бережливого производства на российских предприятиях является актуальным [1].
Среди отраслей, изготавливающих товары для населения, ведущее место занимает швейная промышленность, которая производит одежду высокого качества и разнообразного ассортимента на предприятиях новых организационных структур: концернах, ассоциациях, акционерных обществах и т.д. В настоящее время потребитель ставит перед производителем одежды жёсткие требования: качество, новизна, удобство, оптимальная цена [2].
Бережливое производство является комплексным подходом, включающим оптимизацию процессов, обеспечение управленческой инфраструктуры и изменение образа мышления и поведения сотрудников (рисунок 1).
Рисунок 1 - Три составляющих бережливого производства
Основой концепции Бережливого производства является системное снижение затрат и различных видов потерь в целом по предприятию, а также уменьшение уровня цены без ущерба прибыли. Это достигается путем улучшения потребительских свойств и качества продукции, производимой за более короткий промежуток времени. Все это увеличивает конкурентоспособность не только продаваемого товара, но и предприятия в целом.
В рамках концепции Бережливого производства существует множество методов. Наиболее известными являются следующие:
1) система 5S – технология создания эффективного рабочего места;
2) кайдзен – непрерывное совершенствование;
3) система Just-in-Time – «точно вовремя»;
4) система SMED – быстрая переналадка оборудования;
5) канбан и др [3].
Внедрение системы бережливого производства на предприятиях швейной промышленности следует начинать с методики 5S. Данный метод предполагает организацию рабочего места (пространства) швеи, учитывая создание оптимальных условий, поддержание чистоты, аккуратности, порядка, экономии энергии и времени. Только в таких условиях возможно изготовление бездефектной, соответствующей всем требованиям потребителей одежды.
Система 5S настолько проста, что ей часто не придают должного значения. Однако факты свидетельствуют, что в производственных помещениях, где чисто и аккуратно:
- выше производительность труда;
- меньше производится бракованной продукции;
- точнее выдерживаются сроки;
- лучше соблюдается техника безопасности;
Порядок и чистота на рабочем месте, а не «упорядоченный «хаос», являются основой всех улучшений, повышения производительности и качества в швейном производстве и других отраслях. Только в чистой и упорядоченной среде могут производиться бездефектные, соответствующие требованиям клиентов товары и реализовываться соответствующая требованиям результативность применяемых процессов.
Инструмент 5S – это пять этапов наведения порядка на предприятии и эффективной организации рабочих мест. Реализация методики 5S подразумевает выполнение 5 шагов [1]:
Шаг 1 – SEIRI. Сортировка, удаление ненужного.
На рабочем месте все предметы разделяются на необходимые и ненужные. Производится удаление ненужных предметов. Эти действия на рабочем месте приводят к улучшению культуры и безопасности труда. Все сотрудники вовлекаются в отсортировку и определение предметов, которые должны быть: а) немедленно удалены и утилизированы; б) перенесены в место для хранения; в) оставлены, как необходимые и для выполнения работы. Необходимо установить правила, каким образом делать отсортировку ненужного.
Шаг 2 – SEITON. Самоорганизация, соблюдение порядка, определение для каждой вещи своего места.
Навести порядок с необходимыми предметами – ножницами, нитками, иголками и т.д. Необходимые предметы располагают на определенные места так, чтобы они были легко доступны для каждого, кто пользуется ими. Рекомендуется также промаркировать их для быстрого поиска.
Шаг 3 - SEISO. Соблюдение чистоты, систематическая уборка.
Создается система, в которой ничего больше не загрязняется. Необходимо убедиться, что всё находится на своих местах. Рабочие зоны для рабочих мест должны быть разграничены и обозначены. Регулярно и часто располагать инструмент и материалы по своим местам, чтобы в случае, когда вам что-нибудь понадобится, оно находилось на месте и в рабочем состоянии. Тщательная уборка рабочего места от ненужных отрезов ткани, нитей и т.д. обеспечивает предотвращение и идентификацию возможных проблем в работе.
Шаг 4 – SEIKETSU. «Стандартизировать» процесс.
Необходимо поддерживать порядок и чистоту посредством регулярного выполнения первых трех шагов. Самые эффективные решения, найденные в ходе реализации первых трех шагов, необходимо закрепить письменно в виде стандартных операционных процедур (стандарты документов, приемов работы, обслуживания оборудования, техники безопасности с использованием визуального контроля), чтобы данные операции стали наглядными и легко запоминающимися.
Шаг 5 – SHITSUKE. Совершенствование порядка и дисциплина.
Для поддержания рабочего места в нормальном состоянии требуется выполнять работу дисциплинированно, в соответствии с установленными стандартами. Каждый работник должен осознать систему 5S как общепринятой повседневной деятельности и ее совершенствование. Визуализация действий по улучшению помогает: выявлять улучшения в работе; записывать предложения для улучшений; внедрять новые улучшенные стандарты.
Для обеспечения работы системы 5S эффективно применение, с одной стороны, стандартизации внедряемых процессов и процедур, с другой стороны, проведение аудита, возможно, во взаимосвязи с системой вознаграждения. Примерная форма чек-листа (плана) аудита [3] эффективности 5S на рабочем месте швеи представлена на рисунке 2.
Руководитель подразделения Аудитор |
Фамилия руководителя Фамилия аудитора |
Дата: |
|||
Оценка |
Комментарии |
||||
Шаг 1 – SEIRI |
1. Все ненужные вещи удалены или обозначены |
||||
2. Все ненужные вещи перемещены на новое место или утилизированы |
|||||
3. Определены места для нахождения материалов, инструмента и др. |
|||||
4. Разработан список отсутствующих предметов |
|||||
Шаг 2 – SEITON |
1. Все пути и проходы доступны и свободны |
||||
2. Все средства производства чисты и функциональны |
|||||
3. Рабочие места содержаться в чистоте |
|||||
4. Рабочие емкости для производственных отходов в наличии и функциональны |
|||||
Шаг 3 - SEISO |
1. Графики уборки и обслуживания существуют и соблюдаются |
||||
2. Рабочие зоны для рабочих мест разграничены и обозначены |
|||||
3. Пространство для подачи ткани доступно и свободно |
|||||
4. Порядок поддерживается через визуализацию |
|||||
Шаг 4 – SEIKETSU |
1. Все ненужные вещи регулярно удаляются |
||||
2. Места складирования установлены для минимальной потребности и используются в нужных целях |
|||||
3. Все маркировки и обозначения актуальны |
|||||
4.Сотрудники следуют предписаниям и инструкциям по охране и безопасности труда |
|||||
Шаг 5 –SHITSUKE |
1. Результаты предыдущего аудита вывешены для ознакомления |
||||
2. Планы мероприятий вывешены и реализуются |
|||||
3. Корректирующие действия по последнему аудиту выполнены |
|||||
4. Проводится внутренний аудит |
|||||
Общая оценка в баллах |
|||||
Установленный целевой показатель |
Рисунок 2 – Чек-лист аудита
Изображение ниже (рисунок 3) помогает наглядно увидеть результаты внедрения системы 5S на рабочем месте швеи.
Рисунок 3 – Результаты внедрения системы 5S на рабочем месте швеи
Список использованных источников
1 Бережливое производство. Проблемы внедрения // ЮНИДО в России. – 2012. – Режим доступа: http://www.unido-russia.ru – 23.11.2016.
2 Труханова, А.Т. Основы технологии швейного производства: Учеб. для проф. учеб. заведений/ А.Т. Труханова – 5-е изд. – М.: Высш. шк., 2002. – 336 с.
3 Вязкова-Зубарева, Е.В., Шакирова, Г.Р. Внедрение системы бережливого производства на российских предприятиях. – Режим доступа: http://mosi.ru/ - 23.11.2016.