Психологизация образовательной среды в целях сохранения и укрепления здоровья ее участников, создание в образовательном учреждении безопасных условий труда и учебы, защита от всех форм дискриминации могут выступать альтернативой агрессивности социальной среды, психоэмоциональному и культурному вакууму, следствием которых является рост социогенных заболеваний. Важным условием снижения числа стрессовых ситуаций в педагогической практике является обеспечение психологической безопасности при взаимодействии участников образовательной среды.
Проект направлен на:
•создание среды, обеспечивающей защищенность, свободу от проявлений психологического насилия в личностно-доверительном общении, психическое здоровье участников
•предотвращение и устранение угроз личностии образовательной среды;
•построение локальной системы безопасности как через обучение и воспитание, так и через решение задач развития.
•сохранение целостности личности, адаптивности функционирования человека, социальных групп;
•обучение решению конфликтных ситуаций в образовательной среде.
Цель проекта: создание рекомендаций,, направленных на повышение безопасности образовательной среды.
Задачи проекта:
1. Изучить психолого-педагогическую и методологическую литературу по проблеме психологической безопасности образовательной среды;
2. Используя разработанную анкету выявить психологическое состояние защищенности учащихся;
3.Разработать рекомендации направленные на улучшение межличностного взаимодействия и обучение социальным навыкам.
Базаисследования: в анкетировании приняли участие обучающиеся 8 класса МОУ Гимназия № 1 г. Шуя.Общее количество анкетируемых-24 человека.
На основании проведенного анкетирования и анализа ответов обучающихся, можно дать следующие рекомендации:
1.Создание образовательной политики, направленной на сохранение иукрепление физического, психического, социального здоровья всех субъектов образовательной системы. Создание системы мер, направленных напредотвращение угроз для позитивного, устойчивого развития личности, создание и внедрение технологий сопровожденияпсихологической безопасности образовательной среды.
2. Развитие у учащихся доверия к самому себе и чувство неизменной расположенности к себе других людей, стабильного эмоционального состояния с преобладанием позитивно окрашенных эмоций и чувств, большого интереса к социальному окружению, уверенности в собственных силах и возможности менять сложившуюся ситуацию.
3.На психологическую безопасность учащихся в большой степени влияет эмоциональное состояние учителя: переполненные классы, где бывает трудно сохранить нацеленность на обучение и учитель не успевает уделить внимание максимальному количеству учащихся; недостаток заботы педагогов при наличии жесткой дисциплины; неприятие других культур; отчуждение и предвзятое отношение к учащемуся со стороны преподавателей;
4.Безопасность образовательной среды и ее защитную функцию со стороны педагогов повышают: доброжелательная атмосфера; высокие ожидания от работы учащихся без предвзятости, одинаковые способы оценивания учащихся; высокий уровень вовлеченности в образовательную среду и процесс обучения, а также вовлеченность родителей; обучение социальным навыкам взаимодействия, настойчивость при решении различных задач.
5. Ненадежность, несостоятельность матери, отвержение ею ребенка являются причиной первого серьезного кризиса детского развития. Следствием этого является уже не просто недоверие, а появление установки страха, подозрительности, опасений за свое благополучие, формируется чувство незащищенности.
6.Факторами риска, влияющими на психологическую безопасность образовательной среды могут быть: недостаточное обеспечение преподавательскими кадрами, материально-технической базы, низкая активность учащихся и педагогов, несформированность социальных и практических навыков, умений и опыта, уровень воспитания и культуры, личностно-психологические характеристики участников учебно-воспитательного процесса, несформированность представлений и профилактики психического и физического здоровья.
7. Особое внимание необходимо уделять переходу учащегося из дошкольного детства в школьную жизнь, начало обучения в основной школе и переход из основной в старшую школу. Опасность состоит в том, что при неблагополучных условиях этап адаптации к новой ситуации обучения идет болезненно и может затянуться.
8.Классному руководителю необходимо развиватьдоброжелательные взаимоотношения учащихся (включают в себя доверие друг к другу, внимание и уважение, психологическую поддержку, заботу о безопасности каждого члена коллектива и др.) и дисциплину.
9. Избежание дефицита социальных навыков может быть уменьшено путем проработки характеристик группы, являющихся источником межличностных проблем, и увеличением мотивации эффективно справляться с такими проблемами.
10. Обучение решению конфликтных ситуаций в образовательной среде может осуществляться через использование ненасильственных средств, к которым относятся: возможность выслушать с уважением друг друга; возможность выразить свою точку зрения и перспективу решения проблемы; возможность узнать различные точки зрения; рассмотрение в группе трудных ситуаций, прошлого опыта; умение справляться с чувствами, проигрывая ситуации и получая обратную связь от членов группы; возможность свободного выражения чувств, не причиняющих вред другим людям, акцентирование внимания на поступках и ответственности, а не на личности.
В соответствии с анализом анкетирования и разработанными рекомендациями можно предложить учителям в рамках факультативных занятий или для классного руководства реализовать программу, направленную на повышение психологической безопасности образовательного учреждения.