Произведения декоративно-прикладного искусства отражают культурный уровень народа той или иной эпохи. Они не только помогают людям жить, но и формируют их вкусы: обостряют художественное зрение, воспитывают чувство цвета, ритма, учат понимать замысел произведения, его образность [2]. В декоративно-прикладном искусстве многих народов широко распространена аппликация для украшения изделий из войлока, кожи, меха, ткани или поверхности бумаги при помощи наклеивания (нашивания) плоских изображений, вырезанных из этих же материалов другого цвета. Аппликация считается наиболее простым и доступным способом создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Имеется и такой вид искусства как коллаж очень схожий по технологии выполнения с аппликацией. Коллаж – это изображение на бумаге не только рисованное (кистью, пером, палочкой и т.п.), но созданное также с помощью монтажа кусочков различных цветных и черно-белых материалов. Он напоминает мозаику из подобранных по цвету кусочков камня, смальты, дерева. Используется коллаж не только в чистой технике, но и в смешанных техниках, добавляя к коллажу различные красители или вводя коллаж в рисованную композицию [1]. В графике коллаж обычно понимается как сочетание бумажных вклеек, но часто используется ткань, пластик, фольга и т.п. Коллаж из текстильных материалов — один из видов профессиональной художественной деятельности в области декоративно-прикладного искусства. Этот приём имеет свои корни в искусстве многих народов. Широко он применялся и крестьянами России. Коллекции Исторического музея в Москве дают представление о великолепном природном даре русских крестьян чувствовать материал, с необыкновенным тактом сочетать различные по природе материалы, создавая из них гармоничные композиции для украшения одежды, головных уборов, обуви. В ХVI веке аппликации были излюбленным декоративным элементом, которым украшали и облачения священнослужителей, например, ризы, балдахины. Специфические черты покроя изделия, орнаментального решения согласуются с традиционными особенностями искусства народа и являются достоянием его национальной культуры. Основные формы орнаментирования изделий складывались в тесном взаимодействии со своеобразием истории культуры народа, с особенностями его жизненного уклада и быта. Влияние оказывали и окружающая природа, климатические условия, трудовая деятельность и материалы. В изделиях, создаваемых народными мастерами, применяется цветной фон, что усиливает звучание узора орнамента, смягчает его, создает богатую цветовую палитру. Именно коллаж как техника, приём и вид творчества превратил многие утилитарные предметы в настоящие произведения искусства, а ремесленника-мастера в художника. В настоящее время аппликация и коллаж является популярным и эффективным украшением любой одежды: блузок, юбок, свитеров и вечерних платьев и предметов интерьера. Аппликация и коллаж используются не только в домашнем быту, но и в рекламе. Их можно применять при изготовлении наглядных пособий к различным дисциплинам в школе, к играм, при изготовлении игрушек, сувениров, но также и при создании картин для интерьера. В декоративной композиции при работе с аппликацией и коллажем важную роль играет стилизация, то есть декоративное обобщение изображаемых объектов с помощью ряда условных приёмов изменения формы, объёмных и цветовых отношений. Такие изобразительные средства композиции, как пространственный объём, цвет, линия, фактура, благодаря определённой организации художником, приобретают индивидуальный характер и, следовательно, стилевую окраску. Австрийский архитектор модерна Отто Вагнер считал, что всех художников можно разделить на три категории: первая – копировальщики, художники с неразвитым вкусом и талантом; вторая – импрессионисты, у которых объект творчества вызывает лишь впечатления; третья – стилисты, которые придают своим произведениям ими самими придуманные формы, это настоящие творцы, причем путь к третьей категории идёт через две предыдущие [2]. Декоративная стилизация отличается от стилизации вообще своей связью с пространственной средой. В отличие от станковых работ, произведения декоративно-прикладного искусства, как правило, не утрачивают связи с утилитарной функцией и полностью выявляют своё художественно-образное содержание лишь во взаимосвязи с окружающей обстановкой (взаимосвязь изделия с интерьером, одного предмета с другим, костюма с человеком и средой) [1]. На композицию предметов, изделий декоративно-прикладного искусства влияют материальная основа, рисунок, цвет. Особенности композиции во многом обусловлены техническими и художественными возможностями материала и целевым назначением вещи. Декоративность, можно сказать, является формой выражения красоты. Декоративность является не только специфической особенностью декоративно-прикладного искусства, но и служит приёмом художественно-образного мышления.
Литература 1. Ермолаева Л.П. Основы дизайнерского искусства./Учебное пособие М. : Архитектура-С, 2009. – 152 с.
2. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: уч. пособие для студентов вузов/ М. : гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 144 с