ЗНАЧЕНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ЦЕЛЯХ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА, ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ СТОРОНЫ ЛИЧНОСТИ. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЗНАЧЕНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ЦЕЛЯХ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА, ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ СТОРОНЫ ЛИЧНОСТИ.

Дагаева Н.В. 1
1Белгородский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация: в статье представлен подход к развитию игры детей дошкольного возраста на основе проблемно-ориентированного анализа игрового пространства дошкольника. Выделены методы и приемы обогащения игрового замысла и развития игровых умений посредством интерактивных технологий и индивидуально-дифференцированного подхода.

Ключевые слова: новые средства, замыслы и развития игровой деятельности дошкольников, сюжетно ролевая игра, роли, методы и приемы, самостоятельность в игре.

Выделены методы и приемы обогащения игрового замысла и развития игровых умений посредством интерактивных технологий и индивидуально-дифференцированного подхода.

Ключевую роль в успешном прохождении ребенком стадии дошкольного детства в рамках ГДОУ играют соответствующие условия, обеспечивающие ему гармоничное развитие. Новые времена определили и новые требования к данной категории. В общегосударственном плане новое качество образования – это его соответствие современным жизненным потребностям страны. В педагогическом плане – это ориентация образования на усвоение воспитанниками не только определенной суммы знаний, но и на развитие их личности, их познавательных и созидательных способностей.

В первую очередь, мы никогда не узнаем, насколько качественным было развита сюжетно-ролевая игра не оценив его результаты. Для системы дошкольного образования установлен федеральный государственный образовательный стандарт, в котором определены обязательные образовательные области и целевые ориентиры образования. Они предполагают изменения подходов к организации воспитательно-образовательного процесса. С многочисленными подходами к повышению и оценке качества. Перед современными педагогами ГДОУ в настоящее время стоит непростая задача, а именно, построить свою работу так, чтобы она соответствовала образовательному стандарту, с одной стороны, и обеспечивала сохранение пяти самоценности периода детства.

Почти все исследователи, занимавшиеся описанием игр детей дошкольного возраста, повторяли в разной форме мысль Дж.Селли о том, что сущность детской игры заключается в выполнении какой-либо роли.

Изучением особенностей сюжетно - ролевой игры дошкольника занимались многие педагоги и психологи: Выготский Л.С., Менджритская Д.В., Венгер Л.А., Мухина В.С., Васильева М.А., Щербакова Е.И., Русскова Л.В., Короткова Н.А. Мацкевич М., НовосёловаС.Л. В играх ребенок не только отражает окружающую жизнь, но и перестраивает ее, создает желанное будущее. Как писал Л. С. Выготский в своих работах, "игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка».

Но самое главное - в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает. На эту особенность игры указывал К. Д.Ушинский: "...в игре же дитя - зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями.

Игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность к активной деятельности. Задача взрослого – помочь ребёнку организовать игру сделать её увлекательной. Ребёнок ежедневно сталкивается с непонятным. Мир, в который он попал, его волнует, захватывает, удивляет. Он находится в бесконечном потоке событий. Когда ребёнок играет, примеряя на себе разные роли, воспроизводя или придумывая ситуации и способы поведения в них, этот процесс проходит для него естественно и успешно. С помощью игры он может контролировать ситуацию и найти решения. Пусть ребёнок самостоятельно выберет, во что и как он будет играть. Участвуя в детских играх, взрослый может оказывать поддержку, но не должен быть директивным – пусть ребёнок проявит фантазию. О значении игры в развитии ребёнка сказано очень много. Игра – потребность детского организма, средство разностороннего воспитания ребёнка. В игре ребёнок обучается: эмоционально вживаться в сложный социальный мир взрослых людей переживать жизненные ситуации других людей, как свои, понимать смысл этих действий и поступков осознавать своё реальное место среди других уважать себя и верить в себя. Игра – это арена детских успехов и достижений. Задача взрослых – закрепить у ребёнка уверенность в себе, проявить положительное отношение к его игровой деятельности. В игре ребёнок приобретает умение надеяться на собственные силы при столкновении с проблемой: детям предоставляется возможность ставить и решать собственные задачи. Дети, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными жизненными проблемами, чем мало играющие. Свободно выражать свои чувства – этому тоже учится ребёнок в игре. В игре ребёнок обучается переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство. В свободных играх детей страх, агрессия и напряжение находят выход и ослабевают, что облегчает реальные взаимоотношения между детьми. Для игр ребёнку необходимо время и игровое пространство. Дома – это уголок с правильно подобранным игровым материалом. В условиях детского сада необходимо создать среду для полноценных игр детей. Психологи и педагоги выделяют ряд «игрушечных групп»: - игрушки из реальной жизни. Это кукольное семейство, игрушечный домик и утварь. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще не доступно кроме того, не менее сильно он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,— это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников

Посмотрите на лицо играющего ребенка, сколько радости, сколько искренности, сколько энтузиазма, сколько неиссякаемой энергии заключено в нем. В игре практически, то есть в действии, становится доступен целый мир. Ребенок не может отправиться в космос или морское путешествие, в одночасье попасть в джунгли или на северный полюс, оказаться в прошлом или будущем. В игре всё это возможно. Игра имеет огромное значение для социального развития детей, именно в игре ребенок примеряет на себя ролевое поведение, учиться подчинять свое поведение определенным правилам, принятым в обществе, учится договариваться со сверстниками, выслушивать партнеров по игре, идти на компромисс, отстаивать свою точку зрения. Хорошая детская игра – это эмоционально насыщенное действо, в которое ребенок погружён полностью. Театрализованные игры наиболее полно позволяют решать многие педагогические задачи, в частности, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развития музыкальных и творческих способностей, формирования эмоциональной сферы у детей. К сожалению все чаще можно отметить, что в современных детских садах дети стали меньше играть. Игры сворачиваются и не достигают развитой формы, что отрицательно отражается на психическом и личностном развитии детей. Современные дети все реже проявляют творчество в процессе игр, и все чаще играют в любимых героев современных мультфильмов. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности. И в этом немаловажная роль принадлежит сюжетно ролевой игре. Она развлекает и воспитывает детей, развивает их фантазию, учит сопереживать происходящему, создает соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, повышает его уверенность в себе.

Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то, что ребенок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью. Однако мысль в игре еще нуждается в опоре, поэтому часто одна вещь заменяется другой (палочка заменяет ложку), которая позволяет осуществить требуемое по смыслу действие. Воображаемая ситуация складывается из сюжета, содержания и ролей.

Сюжет – это та сфера действительности, которая представляя особое отражение ребенком определенных действия, событий, взаимоотношений и деятельности окружающих. Сюжет игры - это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете, раскрывается содержание игры — характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий. Для ребенка роль - это его игровая позиция: он отожествляет себя с каким либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Так, мама заботится о детях, готовит им еду, укладывает спать; учительница говорит громко и четко, строгая, требует, чтобы все ее слушали, не шалили на уроках. Подчинение ребенка правилам ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры. Отступление кого-либо из играющих от этих правил вызывает протесты у партнеров по игре: «С капитаном нельзя спорить!» или: «Капитаны громко приказывают, а ты просишь матроса помыть палубу!» Таким образом, для дошкольников роль - это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное

С удовольствием, перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыш добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступком создаёт у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением. Большое и разностороннее влияние игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное ненавязчивое педагогическое средство, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие и радость.

Содержание игры, отмечает Д.Б. Эльконин, - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности.

Сюжетно-ролевой игры создает бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности.

В игре со стороны детской личности формируется в единстве и взаимодействии.

Изучение условий, при которых можно достичь достаточно высокого развития сюжетно-ролевой игры создание эмоционально-благополучной атмосферы в группе детского сада, гарантия свободы и самостоятельности в игре ребенка в условиях педагогического руководств воспитателя специальная работа, проводимая взрослым по развитию сюжетно ролевых игр дошкольников.

Игра – это ведущая деятельность ребёнка, посредством которой он развивается, познаёт взаимоотношения между взрослыми людьми. Игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчёркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Итак, ведущая деятельность дошкольников сюжетно ролевая игра — эффективное средство всестороннего развития личности ребенка. В игре ребенок на практике получает полезные знания об окружающей действительности. Это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Как любая творческая деятельность, ролевая игра, приносит радость малышам, имеет большое значение и способствует становлению всех необходимых для дальнейшего обучения качеств. Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка, особенно в дошкольном возрасте. Для него ролевая игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Она подлинная реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики использования сюжетно ролевой игры в целях воспитания, и в первую очередь формирования нравственной стороны личности.

Список литературы:

1. Васильева М.А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / под ред. М.А. Васильевой. - М.: Просвещение, 2011. 109 с.

2. Дошкольная педагогика с основами методик восприятия и обучения: [текст]/под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В.Солнцевой.-СПб.: «Питер», 2014.- 464с.

3. Игра дошкольника /под ред. С.Л. Новосёловой. - М.:Просвещение, 1989. 284 с.

4. Кольцова О. ,Э.Музалёва. Организация сюжетно-ролевой игры ООО «Издательство детство

-пресс», журнал 2011г.

5. Короткова Н. А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников.// Ребёнок в детском саду. - 2014. - №2. - С. 84 – 87.

6. Короткова Н. А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников.// Ребёнок в детском саду. - 2014. - №3. - С. 81 – 85.

7. Короткова Н. А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников.// Ребёнок в детском саду. - 2014. - №4. - С. 79 – 87.

8. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста г. Санкт – Петербург, журнал "Дошкольная педагогика"

9. Мацкевич М. Изобразительное творчество и игра в пространстве музея// Дошкольное воспитание. - 2014. - №6. - С. 90 – 95.

10. Методика воспитательной работы. Под ред. В. А.Сластенина. – М.: «Академия», 2007. – 160 с.

11. Педагогика и психология: актуальные проблемы исследований на современном этапе: сборник материалов 12-й международной научно-практической конференции., 20 ноября 2016г. – Махачкала: ООО»Апробация», 2016 – 100с.

12. Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие [текст]/В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.И.Шиянов.-М.: «Академия», 2013.- 496с.

13. Смирнова Е.И. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности.// Дошкольное воспитание. 2002. - №4. - С. 70 – 74.

14. Степанов Е. Н., Лузина Л. М. Педагогу о современных концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.

Просмотров работы: 389